Мы продолжаем наш лекторий «Политический гностицизм». Мы уже успели поговорить о многом: о странном времени, странном мире и странном человеке. Мы сказали, что это странное время – время Отступления. Мы сказали, что этот странный мир находится в беспорядке и что это беспорядок определенного рода.
Наконец, мы сказали, что все эти странности коренятся в фигуре странного человека, и это новый человек. О нем мы и поговорим сегодня.
Кто такой новый человек?
Что же такое новый человек и чем он отличается от человека в собственном смысле?
Новый человек обладает патологическим сознанием и общается на патологической речи.
Его сознание патологическое, то есть больное. Оно не единое, а раздвоенное, и оно больно духовными болезнями.
Его речь патологическая, безнравственная. Патологическая речь – это односторонняя коммуникация, а не двусторонняя как в обычной речи. Патологическая речь сообщает нулевую информацию.
Духовные болезни
Новый человек болен определенными духовными болезнями. Их можно перечислить: гордость, зависть, глупость, неграмотность, бесстыдство и другие.
Чтобы показать масштаб поражения души нового человека, мы дополним список такими менее очевидными видами болезней:
- Развлечение.
- Дух капитализма: желание и умение устроиться в жизни, рационалистический расчет в получении прибыли.
- Иезуитизм: цель оправдывает средства, новая софистика, рассчитанное управление своим и чужим сознанием.
Духовные болезни беспорядочны, вносят беспорядок в душу и в общественную жизнь. Они возникают и исчезают в беспорядке и даже взаимно истребляют друг друга.
Новый человек – миф
Мы описываем нового человека, как если бы он действительно существовал. Не менее важно указать, что это миф. Он существует, и в то же время он есть миф.
Попробуем это объяснить. Духовно больной человек мечтает о том, что он стал или станет новым человеком, то есть иным по своей природе. На самом деле человек не может изменить свою природу и остается таким, каким его сотворил Бог.
Аналогичным образом австралийские аборигены или американские индейцы в своих церемониях изображают, что они являются птицами, растениями, животными. Но это лишь осуществленные, разыгранные мифы.
То же и с новым человеком. Владимир Ленин, Павка Корчагин или Дональд Трамп, – это тоже люди, такие же, как все люди от Адама. С другой стороны, это люди особенным образом негодные, духовно больные.
Почему люди становятся такими негодными?
В какой-то исторический момент – в странное время, о котором мы говорили, – человек начинает мечтать о самовластии и свободе. Он претендует на абсолютную власть над самим собой, вплоть до изменения своей природы. Бога же он представляет себе безвластным и несвободным.
Это противоречит Откровенным истинам, тому, как Бог устроил человека, мир, и тому, как должно быть устроено человеческое общество.
До поры до времени это были только бесплодные мечты, как у Джордано Бруно, например. Новый человек рождается тогда, когда такой мечтатель начинает действовать в реальном мире так, как будто он вымышленный.
Гностик может осознавать, что вся эта конструкция, вся его идеология является ложной, а великий гностик это сознает непременно. Гнозис и раздвоение сознания нужны, чтобы справиться с этой ложью, научиться с ней жить.
Вот здесь рождается идеолог: Томас Гоббс, Джон Локк, например. Причем впервые это происходит в определенный момент: в середине XVII века, когда безумные слова и мысли становятся делом.
Новый человек вносит беспорядок в общественное устройство. Его духовные болезни становятся политическими, социальными. Теперь можно сказать: «Американское – или российское и немецкое – общество духовно больно».
С этого момента он не отвечает за свои дела. Он субъективно честен, даже если совершает чудовищные преступления. Теперь он создает вокруг себя общество, устроенное по подобию его раздвоенного сознания: идеолог диктует, а частный человек повинуется.
Следовательно, надо рассматривать современного человека не психологически, а политически. Это существенное методическое замечание, потому что новый человек создает новую, то есть
гностическую, цивилизацию.
Мы говорили в предыдущих лекциях об устройстве нашего общества. Наше российское общество есть часть гностической цивилизации, которая сейчас распространилась по всему миру.
И мы описали наше общество следующим образом:
Это галлюцинаторная система власти, в которой все видят приблизительно одни и те же галлюцинации. Или, говоря несколько точнее, видят разные галлюцинации на одну тему.
В общих коллективных галлюцинациях участвуют новые люди, но в двух разных ролях:
- Идеологи: то есть гностики от великих (Маркс, Ницше) – до малых, рядовых пропагандистов.
- Частный человек.
Идеолог видит видения и внушает их частному человеку. Частный человек свободно и в беспорядке испытывает те же галлюцинации. Предположим: социалистические галлюцинации имущественного равенства и справедливости в техническом, аморальном смысле.
На самом верху пирамиды верховный жрец видит галлюцинации – Ленин мыслит о государстве и революции, например, – и потом транслирует их вниз по иерархической лестнице: от идеологов до простых людей.
Малый порядок
Благодаря галлюцинациям на одну и ту же тему наше больное общество существует в истории. Так оно приобретает свою традицию (традиции), и так оно становится «малым порядком». Оно становится оформленным и устойчивым, и в этом качестве может противостоять воле Божией и иметь свою общую судьбу пред Богом.
Почему человек становится новым?
Мы увидели, как большое отражается в малом: беспорядок в душе – в беспорядке общественном. Новый человек это и есть та призма, где одно переходит в другое и обратно.
Возникает вопрос: почему одни люди болеют духовными болезнями, скажем, Сталин и Каганович, а другие люди, например, св. Виктор Глазовский или свт. Иоанн Шанхайский, не болеют?
И даже больше того: одни болеют сами и заражают других, а другие имеют благодать лечить эти болезни.
Например, Ленин был духовно болен и до совершенного им переворота в России, а основная масса не болела его конкретной болезнью. После революции он смог заразить широкие массы именно своим вариантом политического гностицизма.
Тут скрывается какая-то важная вещь. Дело не только в том, что какой-то человек глуп и не понимает этого, горд, невежественен и страдает еще к тому же многознанием.
В новом человеке болезни становятся частью человеческого типа, получают постоянное состояние.
Не приняли любви истины для своего спасения.
2 Фес. 2:10
Значит, новый человек не просто заблуждается. Он почему-то ненавидит истину или равнодушен к ней. Он почему-то любит ложь и ищет с ней компромисса. Поэтому его непросто переубедить, а по сути невозможно. Сначала человек должен излечиться от своей болезни, от своего желания быть больным. И только после этого он сможет принять то, в чем его убеждают.
Как прекрасно знает любой антимодернист, те, кого мы убеждаем, просто переходят от одного заблуждения к другому. Силой аргументов, в том числе из Писания и Предания, мы сталкиваем людей с одной неправды, но они перескакивают на другую.
Богоборчество нового человека
Это абсурд, отчасти комический, но на самом деле богоборческий, антихристианский.
Новый человек сам совершает свое спасение, совершает его в обществе, и в этом смысле занимает в светской религии место посюстороннего бога.
Не надо понимать это банально, как попытку человека получить большую свободу в своей частной и общественной жизни, или как наивное самообожествление.
Марксист, либерал или православный модернист хочет освободиться именно от подчинения Богу, а также от подчинения государственным, нравственным и природным законам в том смысле, в каком они отражают повеления Божии.
Один ответ
Возможно, в некотором смысле, “новый человек” это, на самом деле “очень старый человек”, вроде той жены, что увидела пригодность плодов дерева для пищи и красоту разума, но цели их существования не познала?