Интеллигентский нигилизм невежества
Из «Умозрения в красках» Е. Трубецкого:
Архитекторы, лишенные вдохновения и утратившие смысл храмовой архитектуры, всегда заменяют идейное завершение церкви или колокольни каким-нибудь внешним украшением; все их помыслы направлены к тому, чтобы чем-нибудь и как-нибудь ее изукрасить. Отсюда рождаются прямо чудовищные изобретения. Иногда завершением колокольни служит золоченая колонна в стиле Empire [Ампир.- Ред.], которая могла бы служить довольно красивой подставкой для часов в гостиной. Я знаю церковь, где над куполом имеется беседка с колонками Empire, на беседке чаша, на чаше что-то вроде репы, над репой шпиль, потом шар и, наконец, крест. Всем москвичам знакома церковь, которая вместо луковицы завершена короной, потому что в ней венчалась императрица Елисавета. И, наконец, одним из самых крупных памятников дорого стоящего бессмыслия является храм Спасителя – это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва.
В этих памятниках современности ярко выразилась сущность того настроения, которое имело своим последствием гибель великого религиозного искусства; тут мы имеем не простую утрату вкуса, а нечто неизмеримо большее – глубокое духовное падение. Всякий строитель храма несет к подножию креста то, что наполняет его душу. Древний зодчий, как и древний иконописец, находит там луч солнечного откровения, а строители нового времени возносят ко кресту свои придворные или житейские воспоминания. У древних строителей в душе огонь неопалимой купины, а у новых – золотая корона, луженый самовар или просто репа.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Дивные памятники Русского церковного зодчества, великие Святыни православной Москвы были уничтожены во исполнение этого худого слова.
Вот образцы снесенных Революцией «золотых корон», «самоваров» и «реп», и «подставок для часов в стиле ампир». Образцы созданных по законам земной гармонии памятников. Оттого, что зарвавшийся символист желал видеть не очами веры, а своими плотскими очами в этих земных памятниках образ Неба, желал видеть воочию «потустороннее», и не увидел – он изрек им смертный приговор.
И он был приведен в исполнение очень быстро.
Как видим, не один Блок призывал интеллигенцию слушать, о чем поет разорванный в клочья ветер Революции.
Тот же ледяной ветер сквозит в трудах отцов – основателей «богословия иконы».
Это урок каждому пишущему и выступающему на духовные темы. Каждое слово взвешивается и остается навеки. За каждое слово праздное даст ответ человек в День Суда (Мф. 12:36).
Протоиерей Владимир Переслегин
Добавить комментарий