Никитин Валентин Арсентьевич

(1947) - пропагандист модернизма и оккультизма, экуменист. Либеральный публицист.
Никитин, Валентин Арсентьевич

(1947 – 2017) – пропагандист модернизма и оккультизма, экуменист. Либеральный публицист.

В 1971 г. окончил филологический факультет Тбилисского университета.

Нештатный референт Института информации по общественным наукам (ИНИОН). С 1973 г. – старший библиотекарь научной библиотеки МГУ. Литературный консультант издательства “Молодая гвардия”, рецензент журнала “Студенческий меридиан”. Преподавал русский язык и литературу в Московском энергетическом институте (1975–1976).

С 1976 по 1997 г. редактор в Издательском отделе Московского Патриархата (с 1985 г. – ст. научный редактор, с 1991 г. – зав. отделом “Вера и знание”). Регулярно печатается в “Журнале Московской Патриархии”, “Богословских трудах”.

С 1993 г. – сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации. Гл. редактор журнала “Путь Православия”. В 1995-1996 гг. был главным редактором радиостанции “София”. Редактор радио “Благовест” (1996-2000), гл. ред. радиопрограммы “Логос” на протестантской радиостанции “Радио Центр” (с 1998 г.)

Редакция радиопрограммы “Логос”. В первом ряду: Евгения Перстенева, о. Иоанн (Экономцев). Второй ряд: Андрей Некрасов, Никитин, Валентин  Арсентьевич
Редакция радиопрограммы “Логос”. В первом ряду: Евгения Перстенева, о. Иоанн (Экономцев). Второй ряд: Андрей Некрасов, Валентин Никитин

Преподавал историю философии и культуры на Высших женских курсах им. свящ. Павла Флоренского (1991 – 1998), историю мировой культуры (1999 – 2000). В 1996-1998 гг. преподавал журналистику в Университете св. ап. Иоанна Богослова, профессор, зав. кафедрой. Зав. кафедрой церковной журналистики (1996 – 1998), преподаватель истории мировой культуры (1999 – 2000) в Общедоступном православном университете, основанном о. Александром Менем.

С 1996 г. В.Н. является председателем научной конференции “Церковь и культура” на ежегодных Международных образовательных Рождественских чтениях.

Член исполкома “Союза православных граждан России” (с 1999 г.). В 1991-1993 гг. – председатель комиссии по культуре “Союза православных братств”; в 1994-1997 гг. – член политсовета Российского христианского демократического движения (РХДД). В 1991-1995 гг. – член редколлегии газеты “Путь”; с 1995 г. – член редколлегии издательства “Крутицкое подворье”. Член редколлегии журнала “Вестник РХД”(с 2000 г.).

Участник конференции Свято-Филаретовского института (секта о.Г. Кочеткова) “О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе” (28-30 сентября 2005 г.).

В 2009 г. вошел в редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу “Основы православной культуры” для средней школы.

Сотрудничал с астрологическим журналом “Урания”, с оккультным издательством “Гнозис-пресс” (рук. А. Ровнер).

В 2003 г. награжден большой серебряной медалью так называемой “Международной Академии информатизации” (МАИ) “За утверждение гуманитарных начал мирового информационного сообщества”. МАИ подвергается резкой критике ряда представителей научного сообщества. Ее обвиняют в пропаганде лженауки, продаже дипломов “академиков”, присвоении без должной проверки научных достижений соискателей ученых степеней, не признаваемых официальными структурами. В итоговой декларации Международной конференции “Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма”, организованной в 2002 г. Екатеринбургской епархией Русской Православной церкви, МАИ включена в список деструктивных тоталитарных сект. Среди членов Академии – Г. Грабовой и другие.

Действительный член РАЕН (с 2001 г.). “Профессор”, действительный член “Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации” (ООО АБОП) (с 2001 г.). В 2008 г. АБОП была ликвидирована решением Верховного Суда Российской Федерации, поскольку с 2000 г. незаконно выдала сотням различных граждан удостоверения профессора, члена-корреспондента и академика, внешне похожие на государственные.

С 2002 г. В.Н. – “доктор философии”, “профессор” так называемого “Всемирного распределенного университета” (руководитель некто А.Л. Костин).

В 1989-1995 гг. был координатором межконфессиональной секции культурно-экологической акции “Возрождение” (под эгидой Союза кинематографистов России); с 1989 г. – член Центрального совета, с 1992 г. – вице-президент “Экологического интернационала зеленого креста и зеленого полумесяца”, гл. редактор газеты “Эко-Интер”.

С июня 2007 г. – член редакции журнала “Наука и религия” (ранее, с 1993 г., вел в журнале несколько лет рубрику “Человек перед лицом смерти и бессмертия”).

По своим воззрениям В.Н. является представителем постатеизма. Близок в этом отношении к о. Иоанну (Экономцеву), и принадлежит вместе с ним к герметической традиции о. Павла Флоренского.

Отстаивая герметизм (под именем гностицизма), В.Н. настаивает на возможности для человека Богопознания через принадлежность к Богу по Существу. Он говорит о реальном, а не метафорическом теозисе и реальном богопознании через мистический опыт. Через Фаворский свет, доступный восприятию, возможно приобщение к трансцендентной божественной сущности. Из этого понятно, что под реальным обожением В.Н. подразумевает приобщение Божественной сущности, а не благодати. Все это резко противоречит учению Церкви и, в частности, Константинопольского собора 1341 г. и св. Григория Паламы.

Об аскезе В.А. Никитин утверждает, что это не победа над страстями, а напротив, собирание всех “сил” для прорыва к Богу: В этом, казалось бы, внешнем бегстве от мира, самозамыкании и самоизоляции содержалось на самом деле обретение своей подлинной сущности через собирание душою умственных сил, концентрацию физических и духовных усилий для прорыва к Единому Богу. Мысль о том, что концентрация физических сил ведет к Богу – новое оригинальное дополнение Н.А. к теории герметизма.

В.Н. учит: Духовная же глубина человека имеет измерение не только космическое, но и божественное – ведь человек создан по образу и подобию Божию, и в этом аспекте человек не только микрокосм, но и микротеос. Если оккультизм и магия обращены преимущественно к космической глубине человека, то религия и мистика – к его божественной глубине. Говоря об этом, Николай Бердяев призывал преодолеть пережитки трансцендентно-дуалистического платонизма, породившего материализм как свою обратную сторону. Такой платонизм, по его мнению, враждебен подлинной мистике и христианскому гнозису. “Христос-Логос непосредственно имманентен духовному опыту человека, и то, что человек получает от Христа-Логоса для претворения себя в Нового Адама, он активно и творчески вносит в Космос, в свое познание космоса как божественный свет”. Иными словами, В.Н. утверждает, что святой в обожении соединяется не только с Богом, но и с космосом, причем не духовно и благодатно, а по естеству: он есть и “малый мир”, и “малый бог”.

С оккультным и герметическим мировоззрением в духе Джордано Бруно, Фладда и др. В.Н. сочетает и другие бредовые учения: Н.Ф. Федорова и В.С. Соловьева. В 2007 г. на X Международных научных чтениях памяти Н.Ф.Федорова В.Н. утверждал в своем докладе, что лжеучение Н. Федорова укоренено в христианской антропологии и оно нуждается в углублении и дальнейшем развитии в духе подлинно христианской антропологии, синтезирующей все достижения современной науки.

В 2000 г. в Регенсбурге на симпозиуме “Всеединство и многообразие”, посвященном столетию со дня смерти В.С. Соловьева, В.Н. выступил с докладом “Великие заветы Владимира Соловьева на пути к христианскому единству”.

Цитаты

Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Сегодня наш “патриотический” национализм, апеллирующий к Русской Православной Церкви, проявляется прежде всего в этнокультурном изоляционизме и антиэкуменизме. Вот отчего исключительно важным и актуальным представляется нам утверждение универсальности и всеобщности мировых монотеистических религий, поиски межнационального и межконфессионального согласия.

Удивительно и замечательно, с какой чуткостью и доброжелательностью гений русского языка именует иудеев и мусульман ино-верными, то есть иным образом верными Богу. С этой точки зрения каждая из монотеистических мировых религий может и должна стать проводником примирения по отношению к другой, что послужит в конечном счете примирению всех народов. Вот почему христиане призваны развивать диалог с иноверными.

Русская Православная Церковь, безусловно, признает принятую ООН в 1948 году “Декларацию прав человека”, последовательно защищает неотъемлемое и богодарованное право людей на жизнь и создание семьи, свободу совести и слова. Она не настаивает на том, что христианство — единственно приемлемая религия в мире.

Обскуранты не хотят знать о том, что  платоновское единобожие вызрело внутри античного язычества; что египетская религия умирающего и воскресающего Озириса предвосхитила христианство с его учением о телесном воскресении Христа.

Важно “реабилитировать” в сегодняшнем веропонимании и раннехристианский гнозис, питающий духовные искания самого широкого спектра, включая внеконфессиональную мистику.

О нем

04.02.2012 Венецианская конференция, посвященная о. Павлу Флоренскому

Основные труды

Памяти Александра Львовича Казем-Бека // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 2. С. 26

Вечер памяти священника Павла Флоренского в ЛДА // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 7. СС. 24-26

Памяти священника Павла Флоренского // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 4. СС. 10-12

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (к 90-летию со дня рождения (1891-1961) // Журнал Московской Патриархии. 1982. № 1. СС. 26-33

Экуменическое движение и Русская Православная Церковь до ее вступления в ВСЦ // Журнал Московской Патриархии. 1983. № 10, 11, 12

Экуменизм в 1945-1961 годах и вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 1, 2

Всемирная конференция “Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от жизни от ядерной катастрофы” (Москва, 10-14 мая 1982 года). М.: Изд. Московской Патриархии, 1983, 231 с. // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 3. СС. 78-79

Всемирный Совет Церквей и проблема сохранения мира (к 25-летию вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей) // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 4, 5, 6, 7

Русское благочестие и святость // Богословские труды. 1986. № 27. СС. 257-265

Литургические труды священника д-ра Клауса Гамбера, 1964-1984 // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 1. СС. 78-79

Памяти д-ра В. А. Виссер’т Хоофта // Журнал Московской Патриархии. 1986, 1987. №№ 12, 1, 2

Генеральный секретарь НСЦХ в США д-р Ари Брауэр // Журнал Московской Патриархии. 1987. № 9. СС. 65-66

Памяти пастора д-ра Юджина Блейка // Журнал Московской Патриархии. 1987. № 4. СС. 54-60

Пасхальный догмат в русском богословии // Богословские труды. 1990. № 30. СС. 279-303

Н.Ф. Федоров и Православие // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 10. СС. 76-79

“Продлить на век мгновения мечту”… // Наука и религия. 1992. № 10. СС. 25-28

Малая Церковь: Настольная книга прихожанина. М.: Русский мир, 1992

О концепции и задачах журнала “Путь Православия” // Путь Православия. 1993. № 1. СС. 9-11 совместно с о. Иоанном (Экономцевым)

Гнозис и “священное безмолвие” // Урания. 1994. № 1

“Новое религиозное сознание” и проблема конвергенции культуры и религии // Путь Православия. 1994. № 3. СС. 187-193

Церковь и культура // 4-е Рождественские чтения. 1996. СС. 373-385

Христианская апологетика в конце второго тысячелетия // 6-е Рождественские чтения. 1998. СС. 334-344

Основы православной культуры. М.: Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, 2000, переизд. 2001

От диалога конфессий к диалогу культур? // 8-е Рождественские чтения. 2000. СС. 204-213

Прощеное воскресенье младоросса. К 100-летию со дня рождения А.Л. Казем-Бека // Русский журнал. 4 Марта 2002

У Бога отец Павел Флоренский уже прославлен… // Наука и религия. 2007. № 11

Жизнь и времена Митрополита Питирима // Наука и религия. 2008. № 11

Памяти митрополита Питирима (Нечаева) // Журнал Московской Патриархии. 2008. № 11. СС. 70-73

Основы православной культуры. М.: Дом надежды, 2009

Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009

Редактор, переводчик, публикатор

о. Павел Флоренский. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. 1983. № 24 совместно с . Андроником (Трубачевым)

о. Павел Флоренский. Антиномия языка // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. 1986. V. 32. № 1-4. СС. 123-163 совместно с . Андроником (Трубачевым)

о. Павел Флоренский. Стихи // Литературная Грузия. 1989. № 3. СС. 70-77

Томас Шипфлингер. София-Мария. Целостный образ творения. Нью-Йорк: Гнозис Пресс – Скарабей, 1997, переизд. 1999

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Евгеническая мистификация иеромонаха Димитрия (Першина)

Иеромонах Димитрий (Першин) уже не раз обескураживал православную общественность своими советами касательно семейной жизни (31.03.2009. О. Димитрий (Першин) наказан за аморальные высказывания). Однако его недавняя статья «Нечеловечество» (журнал ГЕО) не

Ошибки Паскаля

Мы перечислили успехи Блеза Паскаля, но были у него и ошибки, характерные для антимодернистов, и этим поучительные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.