Search

Нет у революции конца

Мы можем оставаться в стороне от всеобщего безумия. Мы можем понять время, в которое Бог нам судил жить.

Сегодня русификаторы богослужения и их консервативные противники ссылаются одинаково на Поместный собор 1917 – 1918 гг.

Движущей силой

Церковной реформы

является демагог.

Конференция секты священника Кочеткова в Твери, 2020 год.

Действительно, 22 сентября 1918 года Совещание епископов заслушало доклад «О церковно-богослужебном языке» и передало для рассмотрения Высшему Церковному Управлению. На этом следы доклада на время теряются. Только в наши смутные дни он начинает играть роль в истории Русской Церкви в качестве орудия для ее разрушения.

Реформа богослужения на Поместном соборе 1917-1918 гг.

Что мы различаем в докладе, который пригодился сегодня и консерваторам и революционерам?

Для начала заметим, что сама мысль о том, что богослужение следует каким-либо образом менять, является революционной. Это призыв к полному перевороту, то есть такому, который неизвестно чем закончится и закончится ли вообще. На радость революционерам, достаточно начать процесс, а остановить его уже будет некому.

Во-вторых, в докладе утверждается, что переворот будет частичным: русский язык вводится не на всех приходах. Это уже подарок консерваторам: мы не сразу все ломаем, а только часть здания, хотя и неизвестно какую. Дальше этого консерваторы обычно в своем консерватизме не идут. Стоит им пообещать, что устранен будет только Царь, а все остальное в стране останется по-прежнему, и они сами побегут за винтовками.

Также консерваторов должно утешить то, что переворот будет происходить не сразу, а постепенно. Правда, еще неизвестно, легче ли отрубать голову сразу или по частям. Этот же прием мы наблюдаем в известном проекте Межсоборного Присутствия документа «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века»:

Основное внимание следует уделить лексическому составу языка: замене полностью малопонятных церковнославянских слов, а также тех слов, которые в современном русском языке имеют принципиально иное значение по сравнению с церковнославянским. Эквиваленты для них следует находить по преимуществу не в русском литературном, а в церковнославянском языке, что обеспечит сохранение единства стиля и преемственность традиции богослужебного текста. Кроме того, в тех случаях, где это необходимо и возможно, следует устранить чрезмерное подражание греческому синтаксису, усложняющее понимание текста.

То есть русифицировать предложено не весь текст сразу, а по слову за раз. Попробуйте таким образом русифицировать какой-либо славянский язык (сербский или польский), и вы увидите, что получится.

В докладе подразумевается, что переворот будет управляемым. Руководители реформы вроде бы знают, что делают, знают, где остановиться.

Далее, самое радостное для всех участников революции и наиболее неудачное для Православия: движущей силой Церковной революции провозглашается народ. Церковный народ теперь сам выбирает язык богослужения.

Для врагов Церкви это двойная радость.

Во-первых, это удар по иерархии, которая теперь играет роль разве что избирательной комиссии, регистрирующей голоса «за» и «против». А народу здесь достается только лесть в старославянском смысле этого слова, то есть ложь. Ведь церковная демократия ничем не отличается от любой другой и означает не народную власть, а свободное состязание самозванцев-демагогов между собой, одним из которых как раз и является священник Кочетков.

Во-вторых, под разрушение Церкви подводится идеологическая база, социалистическая по своему существу: народ должен получить долю власти в Церкви, потому что материально содержит духовенство и епископат.

Демократический принцип

Вот теперь мы видим полную картину. Давайте на нее посмотрим еще раз.

Церковные реформаторы начинали процесс разрушения с тем расчетом, что переворот будет проходить под их контролем. Затем к этому подключается демократический принцип, убийственный как для государства, так и для Церкви.

Добавим одну маленькую деталь. Собор 1917-1918 года заслушал и передал в Высшее Церковное Управление тезисы о русификации в такой окончательной формулировке:

Заявление какого-либо прихода о желании слушать богослужение на общерусском или малороссийском языках в меру возможности подлежит удовлетворению по одобрении перевода церковною властью.

Последнее уточнение – про церковную власть – исчезло в обсуждении 2020 года. Оно и понятно, вожди реформы теперь уже не готовы брать на себя полную ответственность за поездку на край пропасти. А сторонникам власти народа церковная власть и прямо мешает.

Так революция мчит вперед, не разбирая пути. Но все же и в наши дни можно иногда вспомнить, что совершенно запрещено служить по переводам о. Кочеткова или по каким-либо еще не одобренным Церковной властью.

Теперь же недопустимо только раздражать прихожан. Вот он – новый канон нашей Церкви. Все остальное отвалилось, как разгонные ступени у ракеты.


Мы обрисовали картину распада. Конечно, в ней одно хуже другого: революционный порыв, затем коррекция в сторону частичности, постепенности и управляемости, и, как завершение всех упований, демократический принцип, эта общая идеология всех революций.

Демократизм очень важен, не будем себя обманывать. Это мировоззрение, взгляд на вещи. Демократизм отвечает и на вопрос, зачем надо разрушать Церковь («народ хочет» или «народу непонятно»). Он обещает, что разрушение Церкви будет только частичным («народ в Церкви разный» и его противоречивые желания уравновешивают друг друга), и объясняет, почему народу все позволено: «народ главный».

А ведь все это мнимое, ничто из этого реально не существует. Весь устрашающий процесс революции происходит как во сне. Революционерам снится одно, либерал-консерваторам другое, демократам что-то совсем постороннее. Результат таков, что все вместе мчатся в пропасть быстрее, чем каждый по отдельности.

Но есть среди слепых самый слепой, среди спящих – тот, кто заснул наиболее глубоко.

Такой человек не понимает, что он живет в условиях революции. Он не понимает того, что сам является революционером, если бросает прихожанам призыв «самоорганизоваться». Он тушит пожар бензином, анархию – анархией.

Праведник что сотвори?

Все это вместе иллюстрирует важную истину о тщетности человеческих усилий по установлению порядка.

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии, говорит Псалмопевец.

То есть мы видим, что люди, и как видно – очень хорошие, хотят восстановить порядок в Церкви. В поисках орудия для такой работы они хватаются за то, что подвернется: демократию, силу, расчет, компромисс. И все это зря в духовном смысле. Это путь личного духовного поражения, но к тому же страшно усиливает Церковный беспорядок.

Ошибка ведь даже не в демократических предрассудках. И я не стану цитировать каноническое право, которое, разумеется, не допускает ни намека на демократию и чью-либо самоорганизацию. Ошибка не только в том, что люди не знают канонов и не понимают, как устроена Церковь. Главная ошибка в том, что вожди реформы, рядовые участники революции и просто зеваки, – все они не отличают порядок от беспорядка.

Вопрос стоит принципиально. В Церкви идет реформа: что это значит, как это понимать? Вместо того, чтобы дать прямой и честный ответ, избирают путь практический: открытых писем, митингов или еще какой. А это путь компромисса. В любом таком движении ты будешь объединяться с людьми, с которыми ты ни в чем не согласен кроме темы митинга.

Я понимаю, что в таком объединении всех несогласных есть политическая целесообразность. Однако православный человек должен быть прав во всем, и ничем из своей правоты он не смеет поступаться, иначе он все-таки не православный.

Мы, православные христиане, находимся в довольно неудобном положении. В отличие от людей мира сего мы не можем рационально соразмерить цель со средствами и наиболее эффективно ее достичь. Нам это запрещено.

Зато мы можем оставаться в стороне от всеобщего безумия. Мы можем понять время, в которое Бог нам судил жить и повелел нам поступать по совести и правде.

«Не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех» (Пс. 126:5).

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

9 Responses

  1. *Вместо того, чтобы дать прямой и честный ответ, избирают путь практический: открытых писем, митингов или еще какой.*

    Разве результаты практического пути не станут доказательством того, что прямой и честный ответ – истинен?

    1. Практический путь – это никак не участвовать в революции, и тогда все будет хорошо. В наших условиях “не участвовать” это не путь недеяния. Сегодня нужно приложить усилия, чтобы не участвовать. Для этого нужно усилие мысли, усилие веры.

      1. “Не участвовать”. Можно ли понимать это так, как говорит святитель Игнатий Брянчанинов – “окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, не претворяющиеся в волков и не защищающиеся от волков зубами”?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.