- О молитве Господней вообще.
- Призывание
- Семь прошений. Да святится имя Твоеи
- Да приидет царствие Твое,
- Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли,
- Хлеб наш насущный даждь нам днесь,
- Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим,
- И не введи нас во искушение,
- Но избави нас от лукавого,
- Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь
- Заключительные мысли.
св. Феофан Затворник
Седьмое прошение «Но избави нас от лукавого»
св. Киприан
св. Григорий Нисский. Востав речем Богу: не введи нас в напасть, то есть в бедствие настоящей жизни, но избави нас от лукавого, приобретшего силу в этом мире, от которого да избавимся и мы по благодати Христа Господа.
св. Златоуст. Лукавым же здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: «избави нас» от лукавых, но: от «лукавого», и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол.
св. Кассиан. Наконец следует: но избави нас от лукавого, то есть, не попусти нам искушенным быть от диaвoлa сверх нашей силы, но сотвори со искушением и избытие, яко возмощи нам понести (1 Кор. 10:13).
блж. Августин. Но избави нас от лукавого, может принадлежать к тому же предыдущему прошению, так как бы в том и другом об одном и том же просимо было. Почему и частица: «но» поставлена, чтоб показать, что все это изречение: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого — выражает одну и ту же мысль. Каким образом? Вот каким: избавляя нас от лукавого, Господь не вводит нас в искушение, а не вводя в искушение избавляет от лукавого.
Но, возлюбленные, бывает у нас в сей жизни одно страшное искушение,— такое искушение, в котором подвергается опасности и искушению то самое, чрез что можем заслужить себе прощение, если падем от других искушений. Страшно это искушение, потому что отнимает у нас то, чрез что можем быт уврачеваны от ран, причиненных другими искушениями. Вижу, что вы не понимаете меня. Но послушайте и поймете.— Положим, что кто-либо побежден каким-либо искушением: ибо и добрый борец получает раны. Победила, например, кого-либо скупость (хоть он и добрый борец), и он учинил что-либо в угоду своекорыстию. Но страсть прошла, грех сознан,— и он молится: «остави». Если он сам оставляет другим, тотчас оставляется ему. Или, воззрел кто на жену, принял вожделение и усладился им. Но опомнился вовремя, и укротил похоть. До греха не дошло; но тем самым, что допущено услаждение плотское, учинено нечто греховное, что поставляет его в необходимость молиться: «остави». И здесь тоже, если он сам оставляет другим, тотчас оставляется ему. Так и при всех других искушениях. Коль скоро кто оставляет другим, то в каком бы искушении ни поткнулся он, если в раскаянии обратится к Богу и воззовет: «остави», тотчас оставится ему, если же не оставляет он другим, то и самомалейшее прегрешение не оставится ему. И вот то страшное и пагубное искушение, о коем я говорю, — когда лукавый, зла источник, успеет всеять в сердце наше злобу, прощения незнающую и требующую отмщения. И от сего-то наипаче быть избавленными да молимся, когда говорим избави нас от лукавого. Ибо чрез cиe лишен бываешь ты того, чрез что мог бы получить отпущение во всех других грехах. Какими чувствами и какими пожеланиями и делами ни погрешил бы ты, во всех получил бы прощение, если бы сам прощал. Но вот лукавый поджигает тебя к отмщению, и отнимает у тебя не только возможность получить прощение, но и дерзновение говорить в молитве: якоже и ми оставляем должником нашим. А когда потерял ты это, то все остается за тобою, ничто не оставляется.
Смотрите же, братья мои; смотрите, дети мои; смотрите, чада Божии; смотрите, умоляю вас. Боритесь с сердцем своим и в сердце своем с лукавым, сколько сил ест. Когда увидите, что гнев восстал в вас и злость снедает сердце ваше, молитесь против них Богу, да соделает Он вас победителями сего искушения и избавит от лукавого, в вас действующего. Оставьте внешних врагов; с внутренними вступайте в борьбу и молитесь. Близ Господь, и помощь Его готова. Воззовите и избавит.
Он же. После того, как скажем: и не введи нас во искушение, следует: но избави нас от лукавого. Кто желает быт избавленным от лукавого, тот свидетельствует, сим, что объят лукавством. Почему Апостол говорит: искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5:16). Но кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи?— Когда у всякого человека, плоть носящего, дни жизни сей лукавы, то кто есть не хотяй сего? Если же хочешь, то делай то, что далее следует: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати лести: уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и (Пс. 33:13-15). Сделай так; и пресечешь дни лукавы, и исполнится на тебе: избави нас от лукавого.
Он же. Молиться надобно не о том только, чтоб не быть нам введенными в искушение на зло: о чем просим в шестом прошении, но и о том, чтоб избавленными быть от того, в какое уже введены. И когда это будет получено, тогда не останется уже ничего для нас опасного и нечего уже будет бояться какого-либо искушения. Чего впрочем в этой жизни, в коей пребываем обложенными страстностью, с того момента, как низринула нас в нее прелесть змеиная, ожидать нельзя. Однако ж должно надеяться, что это будет некогда. И cиe-то есть предмет чаяния того, чего не видим, как говорит Апостол: упование видимое несть упование (Рим. 8:24). Но в мудрости, яко доступной и в сей еще жизни, рабам Божиим отчаиваться не должно. Она же состоит в том, чтоб с наистрожайшим вниманием убегать того, чего, как уразумели мы из Божественного Откровения, убегать должно, и с пламенною любовью желать того, чего, как уразумели мы из того же Божественного Откровения, желать должно. Таким способом когда в самой смерти сложим с себя все бремя смертности, удостоимся внити во всестороннее, ничем нерушимое блаженство, которого начатки полагаются еще в сей жизни, возжигая всеусердное желание сподобиться его, во всей его полноте, некогда и там.
блж. Феофилакт. Но избави нас от лукавого. Ибо он наводит невольные и вольные искушения. Посему, когда ты невольно терпишь искушение от человека, не человека сего считай виновным твоего искушения, но лукавого. Ибо он наущает человека яриться на тебя и неистовствовать.
Он же. Не сказал от лукавых людей избави: ибо не они делают нам зло, но лукавый возбуждает их на то и делает зло и нам и им. Посему не людей, а злых духов нам должно ненавидеть и проклинать.
Симеон Солунский. Но избави нас от лукавого. Ибо он Твой и наш враг, неукротимый, неусыпный, горящий злостью. Мы бессильны устоять против него, потому что он естества тончайшего, чем мы, лукав и сна не знает, изобретая и сплетая бесчисленные против нас козни. И если Ты, Творче и Владыко всяческих, и самого этого диавола с клевретами его, равно как и Ангелов и нас, если Ты не исхитишь нас, то кто силен избавиться от него? Нет у нас сил бороться с невещественным, и притом злючим, завистливым и всезлокозненным.
Святитель Тихон. По учению святого Златоуста, лукавый зде разумеется диавол. Лукавого, — рече, — зде глаголет диавола, повелевая нам неусыпную с ним вести брань. Он тако называется по превосходству ради великой злобы его, яко неусыпно на нас вооружается и всякие беды, как телесные, так и духовные, на нас навести тщится, якоже глаголет Апостол: Трезвитеся и бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкаяй ходит, иский кого поглотить (1 Петр. 5:8).- Сим молимся Отцу Небесному, чтобы Сам нас от него защитил, от которого сами чрез себе сохранитися не можем.- Наконец, дабы в час смерти нашей, где он наипаче противу верных подвизается, сохранил нас от него, и по блаженной кончине души наши в небесное отечество поял, и тако бы, как как от него, так и от всех бед, от него восставляемых, избавивши, вечное подал нам блаженство, которое обещал верующим во имя Его.- Сим словом: избави нас от лукавого,— к молитве нас возбуждает Спаситель наш, и молитвою от него избавлятися научает. Поминая о враге, — глаголет Златоуст, — к подвигу нас приуготовляет, и леность от нас отсекает. Моляся: «не введи нас», а не мене, «во искушение», также: «но избави нас», а не мене, «от лукавого», научаемся и увещаваемся друг за друга молитися, и друг другу от Бога помощи, защищения, избавления и спасения просити.
Публикуется по изд.:
св. Феофан Затворник. Истолкование молитвы Господней словами Святых отцов. М., 1908