Search

О. Балашов предлагает реформировать богослужение

Известный пропагандист реформы православного богослужения считает важным рассмотреть вопрос о времени совершения ряда церковных служб.

Известный пропагандист реформы православного богослужения считает важным рассмотреть вопрос о времени совершения ряда церковных служб.

Вопрос о времени совершения богослужений и о том, насколько оно соответствует не только букве устава, но и самому содержанию нашего богослужения, это вопрос, который требует внимательного изучения, – сказал замглавы ОВЦС о. Николай Балашов.

О. Н. Балашов рассказал, что в ряде приходских и монастырских храмов Москвы литургию Преждеосвященных даров в дни Великого поста уже стали совершать в вечерние часы, чтобы работающие днем люди могли принять в ней участие.

Такая практика, напомнил о. Н. Балашов, уже существовала в ряде храмов Русской православной церкви в Ленинграде при митр. Никодиме (Ротове) и в Ленинградской духовной академии. Совершение литургии Преждеосвященных даров в вечернее время практиковали и некоторые зарубежные епархии Московского Патриархата, в частности Сурожская епархия.

Он также указал на то, что для работающих верующих, которые хотят поучаствовать в богослужении в день церковного праздника, пришедшегося на будний день, в некоторых епархиях Русской Церкви есть приходы, практикующие совершение всенощных бдений в ночное время, после которых следует и литургия.

О. Н. Балашов предположил, что вопрос о времени совершения богослужений будет обсуждаться в рамках комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам богослужения и церковного искусства.

По материалам Седмица.Ру

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

11 Responses

  1. Это глупо – привязывать время богослужения к реальному времени суток.
    По поводу служения Преждеосвященной литургии вечером. В Типиконе однозначно указывается, что литургия Преждеосвященных Даров должна во всяком случае заканчиваться до наступления вечера, ибо в девятом часу (после 3-х часов пополудни) должно начинаться Великое повечерие (см.: Типикон, понедельник 1-й седмицы Четыредесятницы).

  2. В любом случае Литургию надлежит служить натощак и предварять служение непрерывным с предыдущего вечера трезвением и бдением – с кратким лишь перерывом на сон. Модернисты же хотят изменить сам строй духовной жизни, выразителем которого и является Богослужение. То есть: служить Литургию после того, как окунутся в мир, поработают (например, лекцию прочтут, экзамены попринимают), поедят, поговорят. Итак, не начатки нашего естества приносятся Богу в жертву причастниками Божественного естества,но, наоборот, Богу приносятся остатки жизни после дневного вращения в миру. Для Литургии это неприемлемо. Святая – Святым! Хоть мы и не святы, но обязаны подвизаться! Спор идет не о времени совершения Богослужения, но о месте мира в жизни Христианина. Для Христиан он – в принципиальном подчинении подвигу спасения души. Для модернистов же – Христиане в принципе должны подчиниться миру ради своего “спасения”. Это вопрос религиозный. Мы веруем в Бога, а они – в мир.

  3. Неообновленцы (они же – модернисты) предлагают причащаться за вечерней Преждеовященной литургией, воздерживаясь от вкушения пищи за 6 часов. Т.е. до 12:00 можно позавтракать и даже успеть пообедать. Таким образом перенос Преждеосвященной литургии на вечер ради надуманной “привязки” к реальному времени влечет за собой реальной снижение аскетического великопостного подвига воздержания.
    Прот. Н.Балашов приводит продавленное митрополитом Никодимом (Ротовым) в ноябре 1968 года специальное определение Священного Синода: “Благословить в храмах Московского патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным”. При этом было указано, что “воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов…” Совершенно непонятно, из каких таких канонических источников они взяли эти 6 часов? Я нигде не нашел такого промежутка времени от вкушения пищи до причащения. По древней русской литургической традиции полагается воздерживаться от вкушения пищи с полуночи. Поэтому кто желает причаститься на вечерней Преждеосвященной – пусть с полуночи ничего не вкушает. Иначе великопостный подвиг превращается в пустую профанацию.

  4. Обмiрщение Русского Православия через разложение Богослужения, через его подчинение целям и потребностям погрязшего в грехах современного Содома – важная задача бациллоносителей. Это ещё одно направление системной разрушительной активности антиправославной инфекции, развивающейся в структуре РПЦ. Необходимо наше более активное обращение за помощью к Врачу!

  5. По уставу в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров абсолютный пост до её окончания положен всем без исключения. Продолжается он по древней традиции до 9 часа(то есть до 15-го), или по ещё более древней до вечера. По уставу 9 час и вечерня(а следовательно и Литургия Преждеосвященных Даров) начинают совершаться “о часе 9-ом”(то есть 15-ом). Почему далее такая же надпись стоит у повечерия, точно сказать затрудняюсь, однако она никак не отменяет правило поста до 9-го часа и/или до окончания Литургии. Лично я приветствую возрождение уставного богослужения (Литургия с вечерней – вечером, утреня – утром, бдение – ночью) и настоящего поста, в тех формах, которые сам лично видел в своей епархии, а то, про что тут говорят, я бы конечно не принял.

  6. Призывая служить утреню обязательно утром, ревнители “литургического возрождения” (они же – неообновленцы) ссылаются, как правило, на мнимую утрату реального смысла времени, если утреня служится с вечера: на ектении произносится прошение “исполним утреннюю молитву нашу”, тогда как за окном – вечер, а протодьякон Кураев голосит о чём-то утреннем.
    Но, руководствуясь этой точки зрения, служить утреню просто перед литургией будет также неправильно: возглас “Слава Тебе, показавшему нам Свет” перед славословием должен, согласно Уставу, совпадать с восходом солнца. А это соблюдать практически невозможно.
    В Греции утреня служится с утра, однако утреня эта изрядно искарёжена и скукожена: сразу после Великого славословия даётся возглас на начало литургии (у греков в отличие от нашей Церкви другой устав – Константинопольский).
    То ли дело у нас в России! Утреню с вечера можно служить не спеша, читая положенные две кафизмы, не сокращая канон (да хоть на 14 – пожалуйста!), полностью пропевая все стихиры… Что практически неисполнимо и утомительно, когда утреня служится с утра.
    Да и в Типиконе есть примеры, когда совершение утрени предписывается однозначно совершать вечером: утреня четверга и субботы 5-й седмицы Великого поста должна начинаться в 22:00 (“в 4-й час нощи”), а утреня Великого Пятка– в 20:00 (“во 2-й час нощи”).
    Утреня вечером – это правильно и с пастырской точки зрения: утром в будний день, посетив литургию в храме, можно не опасаться опоздания на работу или в институт.
    Для нас важнее содержание, а не время совершения богослужения. Иначе мы уподобимся фарисеям, взваливавшим на людей бремена неудобоносимые.

  7. Уверяю Вас, что если бы общепринятым сейчас было служить Утреню с утра (как было в Царской России: рано утром – заутреня, потом перерыв, потом – Обедня; так служил, в частности Св. Иоанн Кронштадский, и это было нормой), модернисты бы настаивали на ее служении с вечера. Им не нравится не то или иное время суток по отношению к Богослужению, а принцип следования общепринятому в Церкви обычаю, установившемуся не самочинно, но Промыслом Божиим. По сути это одна из граней Священного Предания, распространяющегося на современность: служить так, как принято всеми и везде под воздействием определенных исторических условий и обстоятельств. В этом смиренном следовании этому общепринятому обычаю – вера в Церковь, управляемую, как и древле, Духом Святым. Они же этого смирения на дух не принимают. И самочинно экспериментируют, дерзко критикуют, ставят все с ног на голову – переносят тропарь Третьего часа, служат на приходах по ночам, вводят самочинно “реконструированные” чины… Мы не должны сметь даже прикоснуться к тому, что не нами установлено в Церкви. “Удобно”, “неудобно”!.. Не нами установлено – не нам и менять. Должно испытывать трепет и с любовью лобызать все, что хранит Церковь на момент нашего обращения к Богу и присоединению к Церкви. А не так, как модернисты: пришли в Церковь – и обнаружили, что все в ней неправильно, пора менять. Это ужасно! Это просто ужасно.

  8. Хорошо, возможно, что это нарушение уставов. Хотя воспроизведение службы полностью по букве Типикона сейчас не практикуется и практически невозможно. Но это ладно… Вопрос в другом: не лучше ли поступиться буквой устава ради того, чтобы люди могли причащаться Преждеосвященных Даров?.. Увы, мир сейчас устроен так, что не работать в нём человек не может. В принципе. И как я могу посетить Литургию в будний день? Если мой рабочий день начинается с восьми утра и продолжается до пяти вечера?

    1. Если Типикон, Вы говорите, не соблюдается, то неужели это означает, что служить Литургию можно когда угодно и когда удобно?
      Что касается Литургии Преждеосвященных Даров, то можно посоветовать не менять традиционный порядок богослужения, а просто взять отпуск во время Великого Поста. Согласно Писанию, пост состоит в том, что томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник (Ис. 58:5). Гнет голову свою, а не Церковные уставы под себя.

  9. А что там было насчёт “бремён неудобоносимых”? Насчёт того, что крест каждому даётся по силам?

    1. Известно что:

      На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23:2-4).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.