Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления
Архиепископ Феофан Полтавский и Переяславский
Оглавление
Глава 1
Учение о естестве
Глава 2
Гефсиманская молитва
Глава 3
О благодати
Глава 4
Голгофа
Глава 5
О свойствах Божиих
Глава 6
Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа
Глава 7
О греховных наклонностях
Глава 8
Первородный грех
Глава 7
О греховных наклонностях
Митр. Антоний в своем Катехизисе говорит: “Зная вперед, что каждый человек возымеет Адамово своеволие, Господь попускает, что мы наследуем Адамову немощную природу, болезненную, смертную, обладающую греховными склонностями, в борьбе с которыми, а еще более – поддаваясь им, мы сознаем свое ничтожество и смиряемся”.[163] Для того младенцам и нужно крещение, по словам автора, хотя они и не согрешили, что они “наделены падшей греховной природой, являясь на свет, согласно предведению Божию, потомками падшего Адама”.[164]
Таким образом, по учению митр. Антония, выходит, что Бог облагает и наделяет человеческую природу греховными наклонностями. Но не так учат об этом Святые отцы и учители Церкви.
“Адам по первом создании имел плоть безгрешную,- говорит св. Афанасий Великий,- но чрез преступление соделал доступной греху и ниспал в истление и смерть”.[165] “Кого Бог создал для нетления по образу Своего присносущия, того сотворил Он по естеству безгрешным и по воле свободным. Завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2:24), потому что диавол изобрел мысль о преступлении. И, таким образом, от преслушания заповеди Божией человек соделался доступным враждебному в нем всеянию. И грех в естестве человека воздействовал уже на всякое вожделение. Не само естество произвел в нем диавол. Да не будет этого! Диавол – не создатель естества, как нечестиво именуют его манихеи, но преступлением он произвел совращение естества, таким образом воцарилась смерть над всеми людьми. Посему-то сказано: явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3:8). Какие же дела диаволя разрушил Сын Божий? Поскольку то естество, которое Бог сотворил безгрешным, диавол совратил в преступление заповеди Божией и в изобретение греха смерти… И потому сказал Господь: грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Ин. 14:30)”.[166] “Человек впал в греховные помыслы не потому, что Бог создал эти пленяющие его помыслы, но потому что диавол обольщением всеял их в разумное естество человека, соделавшеся преступным и отринутое от Бога, так что диавол в естестве человеческом постановил греховный закон, и ради греховного дела царствует смерть. Потому-то пришел Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3:8)”.[167]
Из приведенных рассуждений св. Афанасия видно, что, по учению Святых отцов Церкви, не Бог обложил или наделил человеческую природу греховными наклонностями, как учит об этом митр. Антоний, а диавол в естестве человеческом постановил греховный закон. Таким образом, митр. Антоний приписывает Богу то, что Святые отцы приписывают диаволу.
Библиографические примечания:
[163] митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катехизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия РПЦЗ, 1989. С. 45
Мы цитируем по исправленному изданию “Опыта Катехизиса”. В первом издании еретические заявления митр. Антония были еще очевиднее:
“Зная заранее, что каждый из нас возымеет Адамово своеволие, Он при рождении нашем облагает нас болезненною, смертною и падшею природой, то есть наделенной греховными склонностями, от коих мы познаем свое ничтожество и смиряемся”.
митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Православного Катехизиса//Издание первое. Сремские Карловцы, Сербия, 1924. С. 38
[164] Там же. С. 74
В первом издании:
“Младенцы… наделены падшею греховною природой, являясь на свет, согласно предведению Божию, потомками падшего Адама”.
митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Православного Катехизиса//Издание первое. Сремские Карловцы, Сербия, 1924. С. 67
[165] св. Афанасий Великий. Против Аполлинария о Воплощении//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 7. С. 322
[166] Там же. Гл. 15. С. 332-333
[167] св. Афанасий Великий. Против Аполлинария о спасительном пришествии Христовом//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 6. С. 346