Search

О греховных наклонностях (Об учении митр. Антония)

Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления. Архиепископ Феофан Полтавский и Переяславский

Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления

Архиепископ Феофан Полтавский и Переяславский

Оглавление

Глава 1
Учение о естестве

Глава 2
Гефсиманская молитва

Глава 3
О благодати

Глава 4
Голгофа

Глава 5
О свойствах Божиих

Глава 6
Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа

Глава 7
О греховных наклонностях

Глава 8
Первородный грех

Послесловие издателей

Глава 7
О греховных наклонностях

О греховных наклонностях
митр. Антоний (Храповицкий)

Митр. Антоний в своем Катехизисе говорит: “Зная вперед, что каждый человек возымеет Адамово своеволие, Господь попускает, что мы наследуем Адамову немощную природу, болезненную, смертную, обладающую греховными склонностями, в борьбе с которыми, а еще более – поддаваясь им, мы сознаем свое ничтожество и смиряемся”.[163] Для того младенцам и нужно крещение, по словам автора, хотя они и не согрешили, что они “наделены падшей греховной природой, являясь на свет, согласно предведению Божию, потомками падшего Адама”.[164]

Таким образом, по учению митр. Антония, выходит, что Бог облагает и наделяет человеческую природу греховными наклонностями. Но не так учат об этом Святые отцы и учители Церкви.

“Адам по первом создании имел плоть безгрешную,- говорит св. Афанасий Великий,- но чрез преступление соделал доступной греху и ниспал в истление и смерть”.[165] “Кого Бог создал для нетления по образу Своего присносущия, того сотворил Он по естеству безгрешным и по воле свободным. Завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2:24), потому что диавол изобрел мысль о преступлении. И, таким образом, от преслушания заповеди Божией человек соделался доступным враждебному в нем всеянию. И грех в естестве человека воздействовал уже на всякое вожделение. Не само естество произвел в нем диавол. Да не будет этого! Диавол – не создатель естества, как нечестиво именуют его манихеи, но преступлением он произвел совращение естества, таким образом воцарилась смерть над всеми людьми. Посему-то сказано: явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3:8). Какие же дела диаволя разрушил Сын Божий? Поскольку то естество, которое Бог сотворил безгрешным, диавол совратил в преступление заповеди Божией и в изобретение греха смерти… И потому сказал Господь: грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Ин. 14:30)”.[166] “Человек впал в греховные помыслы не потому, что Бог создал эти пленяющие его помыслы, но потому что диавол обольщением всеял их в разумное естество человека, соделавшеся преступным и отринутое от Бога, так что диавол в естестве человеческом постановил греховный закон, и ради греховного дела царствует смерть. Потому-то пришел Сын Божий, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3:8)”.[167]

Из приведенных рассуждений св. Афанасия видно, что, по учению Святых отцов Церкви, не Бог обложил или наделил человеческую природу греховными наклонностями, как учит об этом митр. Антоний, а диавол в естестве человеческом постановил греховный закон. Таким образом, митр. Антоний приписывает Богу то, что Святые отцы приписывают диаволу.

Библиографические примечания:

[163] митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Катехизиса. Австралийско-Новозеландская Епархия РПЦЗ, 1989. С. 45

Мы цитируем по исправленному изданию “Опыта Катехизиса”. В первом издании еретические заявления митр. Антония были еще очевиднее:

“Зная заранее, что каждый из нас возымеет Адамово своеволие, Он при рождении нашем облагает нас болезненною, смертною и падшею природой, то есть наделенной греховными склонностями, от коих мы познаем свое ничтожество и смиряемся”.

митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Православного Катехизиса//Издание первое. Сремские Карловцы, Сербия, 1924. С. 38

[164] Там же. С. 74

В первом издании:

“Младенцы… наделены падшею греховною природой, являясь на свет, согласно предведению Божию, потомками падшего Адама”.

митр. Антоний (Храповицкий). Опыт Христианского Православного Катехизиса//Издание первое. Сремские Карловцы, Сербия, 1924. С. 67

[165] св. Афанасий Великий. Против Аполлинария о Воплощении//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 7. С. 322

[166] Там же. Гл. 15. С. 332-333

[167] св. Афанасий Великий. Против Аполлинария о спасительном пришествии Христовом//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 6. С. 346

Глава 8. Первородный грех

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.