Search

О “сотрудничестве” человека с Богом

Синергизм уравнивает Бога и человека.

Глава 7. Свидетельства Священного Писания о Богообщении

Некоторые христианские писатели, смутившись выражениями Святых отцов, говорят о “синергии”, “сотрудничестве” человека с Богом. Как пишет один из них: “Это и есть православное учение о благодати и свободной воле, позднее названное “синергизмом”,- учение о сотрудничестве Божественной благодати и человеческой свободы, причем ни одна не действует независимо и самостоятельно” (Seraphim (Rose) Fr 1983, 14).

Считается, что западные богословы либо учат о спасении только благодатью (августиниане), либо – только силой человеческой (пелагиане). “Синергизм” должен представлять собой золотую середину между этими крайностями.

Учение о “синергизме” легко встраивается в общее направление, скрыто или явно исповедующее естественное единство человека с Богом, потому что уравнивает Бога и человека.

Не имея в виду разрешать столь сложный богословский вопрос, отметим, что невозможно, причем именно в виде отвлеченного предположения, допустить сотрудничество Бога и человека, неравных по своей природе, и не только неравных, но и несравнимых.

Когда в поучении, проповеди или “собеседовании”, как у св. Кассиана Римлянина, говорится о том, что человек не может спастись без своего на то согласия, или, что-то же самое,- для спасения необходимо участие человека, то не обязательно создавать отвлеченную схему и говорить о “двух частях” в деле спасения. Не полезнее ли обратиться к непосредственному смыслу слова: “Не будь беспечен, человек! возжелай своего спасения”?

А когда Писание и Отцы говорят о спасении только благодатью, то и здесь необходимо обратиться к прямому смыслу: “не надейся, человек, только на свои силы, обратись к Богу за благодатной помощью”.

Превосходный пример такого пастырского рассуждения представляет Слово 37 св. Григория Богослова, где он говорит так:

“Не все вмещают слово сие, но кому дано” (Мф. 19:11). Когда слышишь:”кому дано”, не впадай от этого в ересь, не вводи различных естеств: земных, духовных и средних; ибо некоторые держатся превратных мнений, и думают, что одни по самой природе назначены к совершенной погибели, а другие – к спасению, иные же в таком состоянии поставлены, что собственный произвол ведет их к худому или к доброму. И я согласен, что один, в сравнении с другим, имеет более или менее способности; но одной способности не достаточно к совершенству, и разум должен возбудить способность, чтобы природа пришла в деятельность…

Когда слышишь: “кому дано”, присовокупляй: дано призывающим и имеющим к тому расположение; ибо когда слышим также: “помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего” (Рим. 9:16), советую тебе подразумевать то же. Поскольку есть люди так высоко думающие о своих заслугах, что все приписывают себе самим, а не Тому, Кто их сотворил и умудрил,- не Подателю благ; то Слово Божие учит их, что нужна Божия помощь и для того, чтобы пожелать добра, тем более само избрание должного есть нечто Божественное, дар Божия человеколюбия. Ибо надобно, чтобы дело спасения зависело как от нас, так и от Бога. Поэтому сказано: “не от желающего и не от подвизающегося” только, но “от Бога милующего”. Потом, поскольку и само хотение – от Бога, то справедливо Апостол все приписал Богу (Григорий Богослов св. 1994e, 516-517).

Что говорит св. Григорий? “Спасение зависит от нас” – это противоядие против учения о предопределении. “Спасение зависит и от нас, и от Бога” – лекарство для тех, кто высоко о себе думает. И, наконец, считает наилучшим все приписать Одному Богу.

Если мы ищем не поучения о том, что нам делать, чтобы спастись, а ищем приумножения своего знания о Боге, человеке и спасении, то для этого у нас есть Писание и Предание, которое учит о Боге и о том, что Он сделал для нас, как создал нас для вечной жизни, и как мы оскорбили Его преступлением заповеди, и как Он спас нас Своей Крестной Жертвой.

Богословие учит, что мы свободно избираем между добром и злом, жизнью и смертью, но учит и о том, что саму свободную волю мы получили от Бога. Наше желание добра и решение следовать заповедям Божиим – тоже от Бога, и от Него Одного.

Выбор между добром и злом никогда не бывает произвольным, поскольку основание для выбора добра уже вложено Богом в душу человека. Отсюда человек, избравший путь исполнения заповедей, не может не понимать, что участия, или заслуги его в этом выборе нет.

Отдай и все Даровавшему тебе все. Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя: ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему,- все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога (Григорий Богослов св. 1994, 218-219).

Такова вера наша, и она не ставит нас в тупик двусмысленностями, вроде “синергии”. Познавая истины веры, ум человека становится прост (целостен), потому что следует за Единым Первообразом – Богом.

Соучастие и сотрудничество возможны только между теми, у кого одна и та же природа. И если мы говорим о соучастии Творца и творения, то только образно, чтобы таким непрямым выражением побудить человека к действию.

Чтобы сделать что-либо, Богу отнюдь не нужна никакая помощь со стороны тварного существа. Напротив, исполнять волю Божию – необходимо для человека, стремящегося ко спасению. Причем, исполнять по доброй воле и сознательно. В противном случае Господь все равно исполнит через него Свою волю, но человек не получит от этого никакой пользы.

Все сотворенное исполняет Божии повеления. И даже “дьявол всегда содействует намерению Божию, впрочем не его [то есть намерение] предпочитая, и не его имея ввиду. Поэтому некто из богоносных мужей говорит, что зло содействует добру не по доброму соизволению” (Григорий Палама св. 1994c, 195).

Царь Ассирийский (Ис. 10:5-18) именуется жезлом гнева Божия, но и он наказан, потому что “величается ли секира пред тем, кто рубит ею?”

Желающий дополнить нас может легко обнаружить в Писании свидетельства о том, как язычники исполняли волю Божию, но сами при этом не становились благочестивыми и правоверными.

Когда же христианин исполняет, добровольно и сознательно, волю Божию, то нет никакой необходимости называть это сотрудничеством. Какое сотрудничество в том, чтобы следовать повелениям Создателя?

Наши добрые дела приобретают смысл, когда мы говорим, что они не наши, то есть исповедуем Единого Подателя всех благ. Так догматика предшествует прагматике, и вера – делам.

Роман Вершилло
1998 год

Глава 9. Об образах и притчах

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

В Риме униаты почтили память гонителя Православия

Во время богослужения в соборе св. Петра секретарь папской Конгрегации восточных церквей Кирилл Василь почтил память гонителя Православия Иосафата Кунцевича, особенно отметив «отвагу» мучителя православных.

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.