О Троице

Феофан (Быстров), архиеп. О Троице // Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 6. — С. 44-45.
О Троице
Пятидесятница. Около 1497. Собор Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

В праздник Святой Троицы о чем приличнее говорить, как не о Самой Святой Троице? Но учение о Святой Троице есть вершина христианского богословия. Поэтому не дерзаю я излагать это учение своими собственными силами, а изложу его словами святых и богоносных отцов Церкви Афанасия Великого, Григория Богослова и Василия Великого. Мои — только уста, а их — слова и мысли. Они предлагают Божественную трапезу, а я только служитель их Божественного пиршества. Что же вещают нам с высоты новозаветного Синая сии громогласные и боговещанные трубы вселенского богословия?

Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть. Ибо слова «был» и «будет» означают деление нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сый (Сущий) — всегда, и этим Именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе. Он сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Поэтому и говорит Он Моисею о Себе: Я есмь Сущий (Исх. 3, 14). Ок· есть беспредельное и бесконечное море Сущности, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве. Святитель Григорий Богослов учит, что Бог подобен молнии, внезапно озаряющей небо. Ибо точно так же и Он осиявает наш ум, омраченный грехом. Однако Бог постигается только чистым умом, и то весьма неясно.

Един Бог наш, но существует Он, Единый, в Трех Озарениях, или Ипостасях. Имя Безначальному — Отец, Началу — Сын, Сущему с Началом — Дух Святой. Но хотя и Три в Нем Озарения, или Ипостаси, но Бог Один. Ибо естество в Трех едино, и в Самой Святой Троице существует некоторое Священное Единоначалие. К Единому Безначальному Отцу, как к Своему Началу, возводятся два Других: Начало — Сын и Сущее с Началом — Дух Святой. Они не сливаются с Ним и не отделяются от Него. Божество неделимо. Как Три Солнца, заключенные Одно в Другом, — одно растворение Света. Поэтому, когда имеем в мысли Божество и Первую Причину, или Единоначалие, тогда представляемое нами есть Одно. А когда имеем в мысли Тех, в Которых Божество, тогда поклоняемых Три. У нас Единица, в Троице поклоняемая, и Троица, в Единице возглавляемая, вся достопоклоняемая, вся царственная, единопрестольная. Сама только ведущая о Себе, какой порядок имеет Сама в Себе, а для нас равно досточтимая, достойная равного служения.

Этого достаточно для верующих. До этого простирается в людях ведение. Здесь предел в познании истины — предел того, что Херувимы закрывают крылами. А кто домогается и хочет исследовать больше этого, тот противится сказанному: Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого (Еккл. 8, 17).

Но не сразу открывает нам о Себе эту высочайшую тайну богословия Господь всяческих. Домостроитель нашего спасения вводит нас, подобно глазу человека, выросшего во тьме, в великий свет истины после постепенного к нему приучения, потому что щадит немощь нашу.
Прежде чем дать возможность видеть нам самое солнце, Он сначала приучает смотреть на солнце в воде, чтобы, приступив вдруг к зрению чистого света, мы не ослепли.

Надлежало, чтобы Троичный Свет озарял и просветлял нас постепенными прибавлениями в Откровении, или. как говорит Давид, восхождениями (Пс. 83, 6), или поступлениями от славы в славу. Не безопасно было бы исповедать Сына прежде, чем исповедано Божество Отца, и прежде, чем признан Сын, (выражусь несколько смело) обременять нас проповедью о Святом Духе. Поэтому Ветхий Завет ясно проповедует Отца, но не с такой ясностью проповедует Сына и дает указание о Божестве Духа. Ныне же, как поучает нас Григорий Богослов, пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Себе познание.

После того как человек, согрешив, сокрылся от Бога (Быт. 3. 8), Бог также сокрылся от человека, чтобы не истребить преступника Своим святым присутствием. Но Он не совершенно оставил его. Напротив того, Единый Триипостасный, Он, по неизреченной благости, вновь приблизился к отчуждившемуся человеку, чтобы через благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа (2 Кор. 13, 13) восстановить и вновь превознести падшего.

Явился Отец в обетованиях любви и милосердия и устрашенного грешника всемогущим правосудием провождал к ходатайству Сына. Явился Воплотившийся Сын и в Себе Самом победил грех, умертвил смерть и отверз двери благодати Святого Духа к сынам гнева. И Дух Святой явился наконец в знамении огненных языков и проник в человеческое естество, чтобы могли усвоить благоволение Отца и познать заслуги Сына, чтобы мы соделались причастниками Божественного естества (2 Пет. 1, 4).

Не на одних апостолов и не для них одних сошел Святой Дух, но чрез апостолов — и на всех нас. Сошествие Святого Духа — это не только чудо, прославившее Апостольскую Церковь, но и событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не простое воспоминание прошлого, но продолжение его. Есть как бы продолжающееся снисхождение на нас Святого Духа, непрестанно дышащего, идеже хощет (Ин. 3, 8). Как некогда, при создании мира, Отец все творит чрез Сына Святым Духом (Пс. 32, 6), так и при новом созидании бытия Отец все творит чрез Сына Духом Святым. Отец предначинает, Сын творит, Дух совершает и в бытие, и в пакибытие. Дух Божий есть Естество, окончательно совершающее дела Божии.

Велико Имя Святой Троицы! Ею создан и на Ней утверждается весь мир: и чувственный, и духовный. О христианин! И ты также создан Именем Господним. Им запечатлен ты в Таинстве Крещения. Оно, как Божественная молния, ниспадшая с Небес, сокрывается в глубинах твоего сердца, дабы осветить и разжечь твое очерневшее от греха естество. Внимай себе: горит ли в глубинах твоего сердца сей Божественный огонь, заключенный в Божественном Имени Святой Троицы, или же, забвенный тобою, Он уже угас от твоего нерадения? И если этот огонь угас, то вновь возжги его непрестанным призыванием Имени Святой Троицы. Непрестанно возглашай сердцем, а если можно, и устами эту малую по количеству слов, но немалую по заключающейся в ней силе молитву: Упование мое — Отец, Прибежище мое — Сын, Покров мой — Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе! Или эту общеупотребительную церковную молитву: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, И мене Твоего ради. Или, наконец, эту краткую молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Ибо хотя эта молитва обращена ко Второму Лицу Святой Троицы, однако в ней заключается сокровенное указание и на Таинство Святой Троицы: Сын есть Сын Отца, а помилование нас, человеков, совершается благодатню Святого Духа. Аминь.

Архиеп. Феофан Полтавский

Публикуется по изд.: Феофан (Быстров), архиеп. О Троице // Журнал Московской Патриархии. — 1983. — № 6. — С. 44-45.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Память митр. Никодима (Ротова)

В день смерти крупнейшего модерниста и экумениста Русской Церкви митр. Никодима (Ротова) иерархи совершили Божественную литургию и панихиду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.