Search

Об иносказаниях вообще

Христианское благоговение состоит в том, чтобы не применять к Богу языческих понятий.

Глава 9. Об образах и притчах

Мир представляется Священным Писанием и Отцами как училище благочестия, поскольку, если человек бывает неспособен к созерцанию мысленного, то по крайней мере из внешнего мира он может почерпнуть знание о Боге.

Мы, человеки, введены в мир сей, как бы в общее училище. Нам, получившим ум, имеющим глаза для наблюдения, повелено, как бы по некоторым письменам, по устройству и управлению вселенной познавать Бога, чтобы желающие заняться изысканием истины, достаточно снабженные, откуда занять для себя пособия, удостоились лицом к лицу зреть прекрасно ими изысканное, а далеко уклонившиеся от истины, самой истиной были постыжены во лжи: “как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили” (Рим. 1:21). Ибо ум святых не только видит, но и слышит тварь поведающую о славе Божией (Василий Великий св. 1911a, 284).

Согласно с таким представлением, Писание и Предание используют различные образы, взятые от мира. Так и Господь наш именуется Агнцем, и виноградной Лозой, и Сам себя сравнивает с птицей. Образы применяются к Богу, не означая, впрочем, Его естества, но лишь для примера.

И для Церкви есть образы. Это и побеги виноградной лозы, и тело, и царица, и дом, и город, и многие другие. Писание привлекает эти образы, чтобы мы правильно думали о Церкви, а не о городах, телах, царицах, невестах, мужах и женах и прочих понятиях, взятых из мира.

Выходит,- пишет св. Григорий Палама,- кто не имел опыта супружества, тот не знает, как Бог сопрягается с Церковью, поскольку не может заключить по аналогии из своего опыта, и ты посоветуешь всем избегать девственности, чтобы найти это твое богопознание? Но тебя опровергнет Павел, который, будучи неженатым, первый провозгласил: тайна сия велика, но в отношении Христа и Церкви (Еф. 5:23) (Григорий Палама св. 1996, 254).

Поэтому хотя Церковь и называется “виноградной лозой”, “домом” и “Израилем”, но невозможно обратить это высказывание. Дом – это не Церковь; и город, и тело – не Церковь.

На основании простой христианской веры мы строим все остальные свои представления о Боге, человеке и Церкви. То есть мы, если мы христиане, имеем здравые первые понятия о Боге, и уже с их высоты смотрим на образы, которые заимствуются из видимого мира.

И аще не уверите, ниже имати разумети” (Ис. 7:9). Должно верить Писаниям, как содержащим в себе Божию мысль, и так приступать к уразумению написанного в них. Ибо следует восходить выше образов, и так постигать истину показанного нам. Прежде всего нужно верить простой верой, что Писания богодухновенны и полезны, а потом в тонкости и со всей вникательностью исследывать заключающуюся в них мысль (Василий Великий св. 1911a, 363-364).

Познавая – верой и разумом – истины христианского учения, мы познаем саму истину, как ее открывает Господь Бог Своей Церкви. Мы познаем истину, а не то, что вокруг истины, не то, что близко к истине или только имеет отношение к истине.

Ведь и вообще мы познаем, не сливаясь с ними по сущности, сами вещи, при помощи образов, слов, высказываний.

Все, что говорится о Боге, человеке и Церкви мы поверяем тем, что уже знаем по благодати Божией. Подходящее мы используем, а неподходящее выбрасываем. Ведь дело не в словах, а в самих вещах: “Речения не уничтожают естества, скорее же естество переменяет значение присвояемых ему речений. Речения – не первоначальнее сущностей, но сущности суть первое, а речение – второе по них” (Афанасий Александрийский св. 1994f, 264).

Христианин слова проверяет по самим вещам, истинны ли слова, а не наоборот.

Невозможно, чтобы взятое для сравнения во всем совершенно соответствовало истине (Григорий Богослов св. 1994d, 449).

Вообще ничего не нахожу, что, при рассмотрении представляемого, остановило бы мысль на избираемых подобиях, разве кто с должным благоразумием возьмет из образа что-нибудь одно и отбросит все прочее. Наконец заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях, иметь руководителем Духа, и какое озарение получено от Него, то сохраняя до конца, с ним, как с искренним сообщником и собеседником, проходить настоящий век, а по мере сил и других убеждать, чтобы поклонялись Отцу и Сыну и Святому Духу – единому Божеству и единой Силе (Григорий Богослов св. 1994d, 462).

Как видно из приведенных слов, следует с крайней осторожностью обращаться с теми образами, которые нам предлагает Писание. Язычники, например, постоянно впадали в богохульство, рассуждая об образах, как о самих вещах, и о вещах, как если бы они были образами.

Находя определения для Церкви или любого из предметов веры, мы определяем то, что нам уже известно. Потому что сначала – вера, а объяснения следуют за простым фактом веры.

По этой причине еретики, и произнося православные выражения, понимают их неправославно, извращая не букву, а смысл догматов. Возможно и обратное, когда под странными выражениями скрывается правильный смысл.

Нечествовать запрещено во всяком случае, хотя бы покушался кто облечь это испещренными словами и правдоподобными умствованиями,- говорит св. Афанасий Великий,- а благочествовать у всех признается делом святым, хотя бы употреблял кто странные речения, если только предлагающий их имеет благочестивую мысль и хочет этими речениями благочестиво выразить, что у него в мысли (Афанасий Александрийский св. 1994c, 423).

И далее: “Если кто произносит речения не из Писания взятые, то это ничего не значит, пока держит он благочестную мысль. А еретик, хотя употребляет и из Писаний взятые речения, при всем этом, как человек подозрительный и растленный умом, услышит от Духа: “вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими?” (Пс. 49:16)” (Афанасий Александрийский св. 1994h, 144).

Как же выяснить, что понимает данный человек под словом “Церковь” – то, что он принес от язычества, или его взгляд является христианским?

Это видно из того, как он обращается с образом “Церковь”.

В каждом случае, говорит ли христианин о божественном или молчит, размышляет или облекает мысль в слова, он прежде всего соблюдает благочестие. Возвышенный предмет слов и размышлений требует благоговейного к себе отношения:

Лучше – недоумевающим молчать и веровать, чем не верить по причине недоумения. Недоумевающий может еще быть извинен, потому что хотя и допытывался, но потом совершенно успокоился. А кто по недоумению примышляет себе неподобающее и говорит о Боге (в данном случае и о Церкви. – Р. В.) то, что недостойно Бога, тот неизвинителен в своей дерзости, потому что в подобных недоумениях из Божественных Писаний может извлечь для себя некоторое пособие, и хорошо выразуметь написанное, представлять же в уме, как бы для примера (Афанасий Александрийский св. 1994f, 308-309).

Благоговение и христианское благочестие выражается не в том, что мы избегаем некоторых слов, потому что, как пишет св. Афанасий Великий: “в Писаниях назван Господь и рабом, и сыном рабыни, и агнцем, и овчатей, сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был биен и пострадал. Но такие выражения в Писании имеют… основательную причину: именно в том, что стал Он человеком и сыном человеческим, прияв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую” (Афанасий Александрийский св. 1994e, 32).

И св. Василий Великий пишет, что Писание “не стыдится называть Господа славы и “секирою” (Мф. 3:10), и “камнем краеугольным”, и “камнем претыкания” и “камнем соблазна” (1 Петр. 2:6-8), и другими подобными наименованиями, в которых немного чести по мнению людей, не постигающих знаменования имен, но нигде не именует Его “творением” (Василий Великий св. 1911b, 487).

Только одно запрещено – мыслить о Боге несоответственно Его Божеству, потому и непозволительно говорить о Христе, что Он сотворен.

“Мы научены Писанием не давать себе свободы представлять умом что-либо кроме дозволенного” (Василий Великий св. 1911, 28). Значит, христианское благоговение состоит в том, чтобы не применять к Богу языческих понятий. Это прежде всего относится к тому, что так близко и понятно язычнику – образу тела, внешне выраженному единству.

Роман Вершилло
1998 год

Заключение

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.