Search

Об образах и притчах

"Стекло" было бы мертвым посредником, если бы через него мы видели Бога.

Глава 8. О “сотрудничестве” человека с Богом

Сторонники учения “новой ереси” перетолковывают в свою пользу и притчи и образы, которые употреблены в Священном Писании.

Прежде всего такому злоупотреблению подвергается образ виноградной лозы и ветвей (по-старославянски: “рождий”, или “рождений”), взятый из Евангелия от Иоанна (гл. 15:1-8).

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Этими словами Спасителя якобы доказывается, что мы становимся единосущны с Божеством. *)

* “Сам Господь тоже учит о новом Существе, в коем Он объединится и уже объединяется с верующими, как дерево, пребывающее единым растением во всех своих ветвях (Ин. 15:1-9). Итак, единство человеческого естества, поколебленное грехом Адама и его потомков, должно чрез Христа и Его искупляющую любовь постепенно восстановляться с такой силой, что в будущей жизни единство это выразится сильнее, чем множественность человеческих личностей, и Христос, Объединенный в одно Существо со всеми нами, назовется уже единым Новым Человеком или единой Церковью, будучи, в частности, ее главой” (Антоний (Храповицкий) митр. 1917, 301-302).

Святые отцы использовали это место Священного Писания в борьбе с савеллианами, так как слова Ин. 15 доказывают, что Ипостась Сына есть отдельная Ипостась, потому что только Бог-Сын воплотился.

Этому уча, и Дионисий Александрийский в послании к Евфранору и Аммонию против Савеллия написал то, что сказано о Спасителе по-человечески (то есть о человеческой природе Спасителя. – Р. В.). Ибо по-человечески сказано о Нем: “Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь” (Ин. 15:1) (Афанасий Александрийский св. 1994d, 453).

Противоречия возникли и в эпоху борьбы с арианством, когда приходилось доказывать, что родство между лозой и ветвями означает то, что Господь родствен (единосущен) нам по Своей человеческой природе, но никак не по Своему Божеству. Потому что по Своему Божеству Господь единосущен Отцу.

Ариане говорили: “если Спаситель – “лоза”, мы же “рождие”, и Отец “виноградарь”, а “рождие” соестественно с лозой, лоза же не соестественна с виноградарем: то Сын соестествен с нами и мы – часть Его. Но Он не соестествен с Отцом, напротив того, по всему с Ним инаков”.

Мы скажем им [арианам], что Спаситель назвал нас рождением не Божества Своего, но плоти Своей (Василий Великий св. 1911b, 544).

Виноградарь по сущности чужд виноградной лозе, а ветви единосущны и сродны с лозой и неотдельны от нее; они, как и лоза, имеют одно и то же происхождение; но, как Господь сказал, Он есть “лоза”, мы же “ветви” (Ин. 15:5). Поэтому, если Сын единосущен с нами и одно имеет с нами происхождение, то в этом отношении и Сын по сущности будет чужд Отцу, как виноградная лоза – виноградарю. А если Сын не то, что мы, и Он – Отчее Слово, а мы сотворены из земли, и Адамовы потомки, то речение это должно относить не к Божеству Слова, но к человеческому уже Его явлению, потому что Спаситель сказал так: “Я есмь лоза, вы – ветви, Отец – виноградарь”. Мы в родстве с Господом по телу [по человеку], почему сказал Он: “возвещу имя Твое братии Моей” (Евр. 2:12). И как ветви единосущны с виноградной лозой и от нее происходят, так и мы, имея тела однородные с телом Господним, “от полноты Его” приемлем (Ин. 1:16), и тело Его для нас есть корень воскресения и спасения. Отец же называется виноградарем, потому что Он Словом сделал лозу, то есть человечество Спасителя, и Сам Словом Своим уготовал нам путь в царство (Афанасий Александрийский св. 1994d, 454).

“Слово, явившееся в лозе, названо лозой по телесному сродству с ветвями, под которыми разумеемся мы” (Афанасий Александрийский св. 1994d, 456).

Итак, недопустимо видеть в Ин. 15 учение о естественном соединении Божества и человечества.

_____________________________________

Блаж. Николай Кавасила пишет: “Железо, сообщившись с огнем, само становится огнем, а не огонь делает железом. И как в раскаленном железе мы обыкновенно видим не железо, но огонь оттого, что свойства железа совершенно закрываются огнем; так, если бы кто мог увидеть и Церковь Христову в том самом виде, как она соединена со Христом и участвует в плоти Его, то увидел бы ее ни чем другим, как только Телом Господним” (Кавасила Николай блж. 1857, 384-385).

Образ, который использует блж. Николай,- железа сочетающегося с огнем – задолго до него использовался Святыми отцами. И этот первоисточник, которому подражал св. Николай, ясно показывает, что речь идет о причастии не естеству Бога, а Его благодати.

Св. Василий Великий пишет: “И как железо положенное в средину огня не перестает быть железом, но будучи раскалено до сильнейшего сходства с огнем и приняв в себя все свойства огня, и цветом и действиями подходит к огню, так и эти святые Силы [ангелы] вследствие общения со Святым по естеству имеют в себе святыню, которая проникла уже все их существо и соединилась с их природой. Различие же у них с Духом Святым то, что в Духе святость есть естество, а в них – освящение по причастию” (Василий Великий св. 1911b, 525).

См. также: “Сошел же [Дух Святой] для того, чтобы облечь силой и чтобы крестить апостолов. Ибо говорит Господь: “Вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым” (Деян. 1:5). Не частная это благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами, так и апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святой крещает все внутреннее души, и зачем удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: если огонь, проникая твердость железа, все его делает огненным, так что холодное бывает горячим и черное делается светлым, если огонь, будучи телом, входит в тело железа и там беспрепятственно совершает свое действие, то что удивляться, если Дух Святой входит в самую внутренность души?” (Кирилл Иерусалимский св. 1900, 278).

Св. Григорий Нисский пишет, что железо “долго оставаясь в огне, принимает в себя качество теплоты, продолжая быть и железом; если же будет в снегу или во льду, то изменяет качество сие в другое, которое берет над ним верх, в собственные свои части принимая холод снега… не по усматриваемому в железе качеству называем сие вещество, не именуем его ни огнем, ни льдом, когда оно приняло в себя качество одного из сих веществ” (Григорий Нисский св. 1863, 115).

Итак, железо раскаленное на огне прообразует освящение по причастию, а не святость по естеству.

_____________________________________

Согласно учению “новой ереси” для соединения Бога и человека требуется посредник. Но поскольку между Божеством и человечеством в действительности нет ничего посредующего, то посредника можно только вообразить.

Возьмем слова апостола Павла о Богопознании: “Видим убо ныне зерцалом в гадании, тогда же [в будущем веке] лицем к лицу” (1 Кор. 13:12). Тем самым утверждается мысль о том бесконечном превосходстве познания Бога, которое уготовано спасенным в будущем веке, по сравнению с познанием в веке нынешнем.

Но Синодальный перевод на русский язык дает мысли Апостола другое направление: “Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу”.

В апостольском послании использовано слово “esoptron” (в старославянском переводе “зерцало”), то есть “зеркало”. Лишь по недоразумению в Синодальный перевод попало слово “стекло”.

Образ “стекла” вынуждает мыслить о том, что, пусть тускло и бледно, но мы видим само существо Бога, тогда как христианское учение говорит о том, что мы познаем Бога верно и истинно, но видим не Его существо, а Его действия, познаем Его благодать.

Господь Бог говорит Моисею: “то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе” (Исх. 33:17-23).

Так и в зеркале мы видим, хотя и точно, но отражение, а не сам предмет, и поэтому “зеркало” послужило подходящим образом для апостола Павла.

Святые отцы также использовали этот образ. Например, св. Григорий Палама пишет, что Бог “является очищенному уму как бы в зеркале, будучи по Своей природе невидимым. Так, при отражении в зеркале, сам тот, кто отражается, невидим” (Григорий Палама св. 1994d, 135), “потому что никак невозможно одновременно смотреть в зеркало и видеть то, что отбрасывает на него свой образ” (Григорий Палама св. 1996, 69).

Образ “зеркала” важен еще и потому, что, в отличие о “стекла”, не вводит понятия о чем-либо посредующем. Стекло же находится между предметом и тем, кто на него смотрит.

Кто намеревается вступить в землю святую и носящую на себе следы Божии, тот да “иззует сапоги”, как и Моисей на горе (Исх. 3:5), чтобы не внести чего-либо мертвого и составляющего середину между Богом и человеками (Григорий Богослов св. 1994g, 674).

Так и “стекло” было бы мертвым посредником, если бы через него мы видели Бога. А зеркало отражает, не внося своего посредства в познание.

Роман Вершилло
1998 год

Глава 10. Об иносказаниях вообще

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.