Search

Об Уставе Православного богословского института

Отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже

Отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже

архиеп. Феофан Полтавский

Синодом поручено мне дать отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже, доставленном в Синод преосвященным Вениамином. Честь имею представить таковой отзыв и свои соображения по поводу сего устава.

Первоначально митр. Евлогий предполагал открыть Православный богословский институт в Париже с ведома и благословения Собора русских иерархов заграничных. Но потом изменил свое намерение и открыл этот Институт без сношений как с Синодом, так и с Собором. Фактическими учредителями этого Института были А.В. Карташев, прот. С. Булгаков и проф. В.В. Зеньковский. Впоследствии к участию в этом деле привлечен был и преосвященный Вениамин. Институт этот открылся благодаря денежной поддержке организации YMCA, и стал вследствие этого в известную зависимость от нее. В настоящее время организаторы этого Института обращаются к Синоду с просьбой: официально легализировать его и взять на себя обязанность содержать его, а представленный устав утвердить. Такую постановку дела я принципиально признаю неприемлемой. Если Православный богословский институт в Париже есть православная богословская школа, целью которой является приготовление просвещенных пастырей и других богословски образованных и духовно воспитанных деятелей Церкви, а также и разработка православной богословской науки, то такая школа должна быть открыта самой высшей церковной властью, а не помимо ее. При этом высшей церковной власти должна принадлежать инициатива и полная свобода как в организации этой школы, так и в выборе лиц, долженствующих составлять эту организацию. Утвердить в настоящем виде устав и состав Богословского института в Париже значило бы предоставить судьбы и направление этой богословской школы главным образом в руки трех вышеназванных лиц. Но сделать этого высшая церковная власть, по моему крайнему убеждению, не может, так как догматические взгляды этих трех лиц не могут быть признаны строго православными. Достаточно указать на то обстоятельство, что, по учению А.В. Карташева, благодать Божия перешла от Христианской Церкви в настоящее время к неверующим социалистам. А прот. С. Булгаков ввел в христианскую догматику неслыханное до сих пор в ограде Православной Церкви учение о Софии, как о Женственном Начале, которое он признает “высшим Богоматери” и не стесняется называть “Небесной Афродитой” и “богиней”. Не отличаются особенной устойчивостью и определенностью и убеждения проф. В.В. Зеньковского, как это показывает его статья о пребывании его на конференции YMCA в Хай-Ли.

В виду изложенных соображений, не входя в подробное рассмотрение “Устава Православного богословского института в Париже”, со своей стороны я полагаю, что Синод Русской заграничной Церкви должен самостоятельно решить и разработать вопрос о возможности существования русской богословской школы заграницей. Полезно было бы для этой цели образовать особую комиссию при Синоде, которая прежде всего выяснила бы материальную возможность существования такого рода школы, а затем, в случае разрешения последнего вопроса в положительном смысле, составила бы проект устава этой школы, каковой и представила бы на усмотрение Синода или Собора иерархов русской заграничной Церкви.

архиеп. Феофан. Отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже (27 ноября/10 декабря 1926 г.) // ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 251 лист 325-326

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

2 Responses

  1. Владыка Феофан (Быстров) действительно великий богослов, иерарх и подвижник благочестия ХХ века. Его святыми молитвами..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.