Search

Определение патологического сознания

Патологическое сознание – сознание особым образом разрушенное.

Теперь, под впечатлением от общей картины, предварительно ощутив непреодолимую глупость патологического сознания (ПС), попробуем дать определение патологического сознания.

«Отчаянный». Картина Гюстава Курбе (Le Désespéré), ок. 1843–45.
«Отчаянный» (Le Désespéré). Картина Гюстава Курбе, ок. 1843–45.

Патологическое сознание – сознание особым образом разрушенное. Характер и меру разрушений можно определить и измерить, сравнив беспорядок ПС с порядком души разумной (метод критической антропологии). Такое сравнение показывает нам, что между разумным и патологическим сознанием есть и сходства, и различия.

Патологическим сознанием обладает человек (точнее, оно им обладает)

Человек, обладающий и обладаемый ПС, имеет такую же душу, что и все люди от сотворения Адама (Быт. 2:7). Природа человека остается неизменной, и носитель патологического сознания не перестает быть человеком.

Конкретно это означает, что в патологическом сознании сохраняются все те же силы души: рассудок (мышление), мнение, воображение, ощущение. Ум такого человека точно так же наделен властью управлять всеми силами души.

ПС сходно с разумным сознанием даже в своей несамостоятельности. Истина ведь тоже обладает человеком, потому что истина – закон для души разумной.

Мотивы. Что вызывает рождение ПС?

Что, в таком случае, вызывает рождение патологического сознания?

ПС рождается, потому что, в отличие от разумного сознания, оно не выдерживает общих всем условий человеческого существования и фундаментального напряжения, присущего этому существованию.

ПС отделено от реальности, не может и не хочет к ней прикоснуться, увидеть вещи, каковы они есть, и целиком. Действительно, ПС не видит целых областей реальности, оно – слепо, умеет быть слепым и у него есть свои оправдания, почему надо подвергнуть себя ослеплению.

Это не какое-либо частное незнание. ПС не видит самые центральные области реальности, связанные с предстоянием пред Богом.

А между тем, реальность – вот она, перед всеми нами, Прикоснувшись к ней, ты можешь проверить, истинны ли твои понятия. ПС отказывается от такой проверки, потому что испытывает робость и дерзко в этом сознается. Оно слишком скромное и слишком дерзкое, чтобы претендовать на истину.

Иначе говоря, ПС рождается, когда угасает любовь к истине, а это, в свою очередь, безнравственно и нечестно.

Две существенные стороны ПС

Давая определение ПС, мы сталкиваемся с тем затруднением, что описываем не сущность, а искажение сущности, недостаток, а не нечто принадлежащее существу по природе.

У зла и греха нет разумной причины, и поэтому невозможно исследовать, почему ум отказывается от своей роли «владычественного души», вызывая в ней беспорядок. «Причину» греха можно видеть лишь во внешнем для человека Суде Божием о словах, мыслях и делах человека. Мы можем лишь признать, что патологическое и разумное сознание отличаются тем, как их судит Бог, и тем, как они относятся к природе вещей (1 Кор. 11:31-32), Богом созданной и устроенной, и, в том числе, к природе человека, то есть неизменяемой мере, согласно которой создана сама душа.

Следовательно, от разумного сознания ПС отличает суд Божий, а с внутренней стороны (если она есть у ПС) – нечто неосязаемое, не подлинно существующее, а именно: два основных ложнонаправленных импульса, две самоосуществимые цели:

  1. овладение своим существованием, как частью реальности, и своей судьбой, как частью Промысла Божия; 
  2. отказ отвечать серьезно на вопросы относительно неизменных условий человеческого существования. Страшные вопросы – интеллектуальная часть реальности, слышимая, обращенная к разуму и нравственности.

Эти два жизненных устремления определяют не только то, что мыслит ПС, но и то, что такое сознание есть по существу, то есть пред Богом. Так мы обнаруживаем большую ложь ПС, а не просто его ложную продукцию.

Авторитетное понимание, уход от преследования, развлечение, выпадение в реальность: все обращено к основной цели овладения своим существованием. Ради этого реальность фальсифицируется, и вместо мира реального создаются миры вымышленные.

Разумеется, такое сознание отвечает отказом на требование ответить на нерешаемые, трудные вопросы. Ведь попытка ответить разрушала бы иллюзию овладения своим существованием.

Два этих мотива существенно определяют ПС как бунт против Творца, существенно, то есть со стороны реальной вины и реального наказания за такую «жизненную позицию». «Самоопределение перед Лицем Творца», то есть овладение своим существованием и отказ отвечать на страшные вопросы пронизывают все ПС, объясняют его уклонения от истины и, соответственно этому, будут встречаться на протяжении всей книги.

Устройство ПС

Два указанных нами существенных импульса создают беспорядок в устройстве души, то есть патологическое сознание. 

Душа Богом сотворена, Богом устроена и Им удерживается в границах своей сущности. Но если ею обладает ПС, она не отражает в себе порядок, устроенный и поддерживаемый Богом в мире, а именно: ум отказывается от власти над силами души, которые за счет этого приходят в беспорядок.

Не сознание

ПС – это не сознание. Душа – сущность живая, непрестанно восходящая к деятельности, причем к совершенно определенной: к сознанию себя пред Богом. ПС – это бессознательное сознание, то есть не сознание себя пред Богом, ради чего она была сотворена. Да, ПС тоже непрестанно восходит к деятельности, но предстоит перед собой, перед человеком, перед людьми.

Раздвоенное сознание

ПС – не единое сознание, а раздвоенное на две части: управляющую и управляемую. Носитель ПС владеет свои сознанием, но и оно владеет им. Вот, что означает, что ПС восходит к деятельности, предстоит перед человеком.

Свойства ПС

Свойства патологического сознания говорят нам о том, что ПС – это сознание:

  • патологическое, духовно больное,
  • непобедимо ложное,
  • безнравственное,
  • беспорядочно устроенное,
  • внутренне противоречивое.

ПС – это не сознание, и во всяком случае, не такое сознание, как разумное. Более всего это проявляется в невозможности для ПС установить контакт с реальностью. Поэтому ПС – это сознание:

  • демонически закрытое,
  • открытое ко всякой случайности, прежде всего, в своей внутренней деятельности, и за счет этого
  • готовое выпасть в реальность не освоенную разумом, то есть в ту, где не слышны страшные вопросы.

Содержание ПС

Патологическое сознание беспорядочно и в своем содержании.

Будь оно однородно ложным, оно имело бы некоторый вид порядка, отбора, хотя бы «правильного» наоборот. Но нет, содержанием патологического сознания является смешение:

  1. истины и лжи, мыслей и не мыслей, ощущений и лжеощущений,
  2. смешение, как метод соединения и разделения истинных и ложных понятий.

В общем, можно сказать, что такое сознание «содержит истину в неправде» (Рим. 1:18).

Функции ПС

ПС вызвано нуждами нового человека. Оно выгодно своему носителю и в личном плане, и в общественном. ПС служит пользе, успеху, хотя его воля к власти неутолима, и поэтому не знает, что такое успех в обычном смысле.

Уход от преследования за ложь

Разумное сознание защищает Бог: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный»… «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:8, 10).

В своей лжи ПС непобедимо, потому что защищено даже от той истины и справедливости, о которых знает. Соответственно, основной функцией ПС является уклонение от истины и оправдание этого уклонения. Говоря точнее, ПС обеспечивает симуляцию (притворяется разумным) и диссимуляцию (делает вид, что не является патологическим), и в частности,

  1. мнимоосмысленную, символическую самозащиту от Суда Божия,
  2. уход от преследования со стороны разумного сознания, которое преследует ПС за его ложь,
  3. овладение своим существованием,
  4. отказ от разумного выбора, отказ отвечать на страшные вопросы.

Несмотря на все свое несходство с разумным сознанием, ПС умеет притворяться таковым, и даже чем-то большим, чем обычное сознание: голосом коллектива. На высшей точке эволюции оно успешно использует сходство с разумным сознанием ради своей пользы.

Социально эффективно

Наконец, в определение ПС входит то, что оно социально эффективно, то есть способно образовывать беспорядок в обществе и подчиняться ему, ощущая и защищая его в качестве порядка. ПС отражает беспорядок, созданный человеком в упорядоченном мире и душе. Впрочем, эффективность ПС мнимая, как и все в ПС, потому что ПС влияет на общество ровно в той же мере, в какой общество влияет на него. Так что провести границу между внутренним и внешним беспорядком довольно затруднительно.

Исторически конкретная форма

Разумеется, в истории можно найти и другие типы ПС. Например, языческие государства древности, древний гнозис тоже создали свои типы ПС. Однако ПС, описываемое в данной книге, есть исторически конкретная форма беспорядка в душе, возникающая в Новое время.

Внутри Нового времени существуют исторически конкретные, последовательно сменяющие друг друга виды ПС, например: иезуит, «просвещенец», романтик, идеолог и т. п.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.