На 5-м Вселенском соборе был анафематствован Ориген. Это было очень интересно — целились не в Оригена, а в монахов нескольких монастырей, в том числе Саввы Священного, которые из учения Оригена вынули кусочек, будто все люди изначально были сотворены равными, а потом начинается их постепенное отпадение от Бога, но при этом возможно возвращение к Богу всех. Отсюда учение о том, что мы можем быть равными Богу. Этих монахов называли «исохристами», были они весьма неадекватными ребятами, и в полемике с ними принимается анафематизм на некоторые суждения Оригена.
Поскольку сам Ориген об этом знать не мог, он уже давно умер, до сих пор идут споры, можно ли отделить осуждение учения от участи самого Оригена? При том, что сам Ориген, конечно, никаким еретиком не был — у него были только проблемы с иерархией, но он был в мире с Церковью, в которой жил, занимался катехизацией и в конечном итоге умер. Скажем откровенно — Ориген очень много сделал.
о. Димитрий (Першин). От еретика Нестория до Максима Исповедника // Православие и мир. 19.02.2013
Вселенский Собор учил несколько иначе:
Из определений Пятого Вселенского Собора:
Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями: тот да будет анафема.
Из послания его же к монахам Скита, недовольным осуждением Оригенова учения:
Некоторые дерзнули сказать, что Ориген есть учитель Церкви. Следует ли быть к ним снисходительными? Если Ориген есть учитель Церкви, то хорошо рассуждают и ариане, и евномиане, и еллины.
Из соборного послания, составленного епископами Египта и Александрии, против учения Оригена:
Этот Ориген сделался как бы мерзостью запустения среди истинной Церкви.