Search

От слова “новый”

Если так борются со словом «модернизм», то оно еще что-то значит. А из критики, хотя бы нечестной и неразумной, попытаемся извлечь пользу.
Новый
На форуме «Православие: вчера, сегодня, завтра», 2018 г.

Об этом опасно говорить во всеуслышание, но антимодернистам не хотелось бы, чтобы слово «модернизм» утратило свое значение. Оно пока еще служит сильным раздражителем, вызывает желание освоить, оспорить, или даже бежать и укрываться от него.

Модернизма не существует

Привычно слышать, что «никакого модернизма нет», «вы сами его выдумали». Никаких модернистов не существует, убеждают нас: «Православным всюду видятся модернисты, потому что они не любят людей как таковых и готовы подвергать поруганию любого, в особенности такого хорошего как митр. Антоний Сурожский или о. Александр Шмеман».

Сами вы модернисты

Более оригинальным выглядит софистический прием, когда в модернизме обвиняют самих православных.

Прием «От такого же слышу» позволяет достигать сразу нескольких целей. Во-первых, это ранит. Для православного такое обвинение неприятно, и на него к тому же нет готового ответа.

Во-вторых, софист намекает, что модернизм не так уж и плох, если сами православные им больны. Он рассчитывает, что православному будет проще примириться с модернизмом, чем признать свою личную неправоту.

Наконец, этот прием угрожает лишить слово «модернизм» его смысла и превратить в штамп. А это тем более легко, что модернизм, как нам говорят, «только кажется» и в церковной действительности ему ничто не соответствует.

Все вместе это вызывает удовлетворение. Если так борются со словом «модернизм», то оно еще что-то значит. А из критики, хотя бы нечестной и неразумной, попытаемся извлечь пользу.

Для начала не станем недооценивать модернистские предрассудки. Модернисты действительно так думают: нечестно, нечисто, но думают. В их мыслительных ходах воплотились ложные знания, полученные через лжеименное знание. Патологическое сознание закономерно рождает именно такие мысли.

Модернизм только кажется

Для нас не составляет труда согласиться с тем, что модернизм, как термин, описывает не действительное, а только кажущееся.

Православие истинно, а модернизм только мнится. Он кажется конкретным лицам, как раз таким, как митр. Антоний (Блум) и о. Шмеман, и идеологические мотивы этих лиц могут быть точно установлены.

Модернизм выдумали и используют в качестве мировоззрения сами модернисты. Это им он кажется, а мы только исследуем любопытный социологический факт, когда уважаемым и психически здоровым людям мнится то, чего нет. Следуя за ними, мы изучаем то, что им кажется, почему им это кажется и почему им кажется именно это, а не что-то другое.

Снится им, что они живут в мире, где они абсолютно свободны мыслить, говорить и делать то, что им угодно.

Видится им это по причине царящего в их душах беспорядка. А мы выясняем на конкретном материале, какого рода беспорядок должен быть, чтобы именно эта ложь казалась истинной. Для этого мы читаем и комментируем сочинения модернистов, каталогизируем артефакты их деятельности, анализируем события и процессы ими инспирированные.

Модернизм – новое явление

Модернизм как термин уязвим для манипуляций, так как пуст и полон смыслом одновременно. Он имеет значение, но описывает лишь фантазии, хотя и социально мотивированные и общественно обязательные.

Покажем эту уязвимость на следующем примере.

Мы определяем модернизм как явление принципиально новое, современное. Само название его происходит от позднелатинского modernus, «современный», «новый». Это не новая религия, а новая религия.

Новизна входит в определение модернизма, обозначает его сущность. Обычно наши современники, даже когда они решают бороться с модернизмом, считают это маловажным.

Во-первых, новизна модернизма выглядит слишком очевидной, чтобы ее доказывать и использовать как инструмент анализа. Новизну своих воззрений модернисты чаще всего не скрывают. Даже свои архаизирующие проекты они оправдывают лозунгами «нового», «по-новому», через миф «возрождения», «движения вперед» и т.п.

Во-вторых, новое, если считать его сущностью явления, мало сообщает о предмете критики. Новое? Ну и что? Мало ли нового. Сегодня все новое.

Называя модернизм «новым», и только «новым» в его сущности, мы как бы покидаем церковную почву, а этого бы никто не хотел.

По этим причинам антимодернисты обычно рассматривают модернизм как специфически религиозное явление, несмотря на то, что религиозного в нем не больше, чем в марксизме. Поэтому они изучают модернизм, сравнивая его тезисы с учениями древних ересей и философских учений.

В стремлении подвести учения современных модернистов под известные ереси выражается своеобразная церковность исследователей. Они пытаются остаться на почве предания, притом юридически авторитетного.

Также антимодернисты сопоставляют воззрения модернистов с Православием, и, конечно же, устанавливают одно или множество расхождений.

Недостатком этого метода является то, что между учением, например, А.И. Осипова и Православием расхождений бесконечно много. Методически более правильно было бы попытаться обнаружить хоть одно совпадение между учением модернизма и Православием, но, насколько нам известно, этого никто не делает.

Итак, получается так, что одни борцы с модернизмом выдвигают против него конкретные обвинения: например, в несторианстве, монофизитстве и т.п., а мы предлагаем определять модернизм всего лишь как новое, а не старое явление.

Новое время

Модернизм стоит в ряду однородных с ним явлений, но явлений таких же новых, как он сам: массовая политика, массовая культура, массовая религия.

Новое время как эпоха Отступления – вот на что мы указываем, говоря о новизне модернизма. За счет этого понятие новизны и, в частности, Нового времени является весьма содержательным.

Малое это различие или нет, но сегодня консерваторы, все правые модернисты верят в новое, верят в будущее или в прошлое как вариант нового. А антимодернисты не верят ни во что новое. Его нет, и не бывает. Новое – это суета всяческая (Еккл. 1:2-11).

Новое – значит неистинное. Новое – то есть не имеющее сущности, не созданное и не установленное Богом.

В современном мире, действительно, “всё новое”, и это означает, что мы живем в эпоху посюсторонней эсхатологии, рукотворного золотого века.

Новое – значит вымышленное человеком и основанное только на его воле к власти. Это вера в новый тип социального самоспасения и новый тип посюстороннего спасителя.

Новое – миф, а вера в миф предосудительна для христианина.

Православные модернисты

Раз уж мы решили извлечь пользу из клеветы и оскорблений, пройдем этот путь до конца.

Мы, православные христиане конца XX – XXI веков, каждый из нас по-своему и в свою меру заражены модернизмом, то есть теми же духовными болезнями, которым болен современный мир.

Об этом не надо говорить из ложного смирения. Пристально исследовав свои мнения, мы обнаружим много интересного, и в частности, то, что мы тяготеем к определенному роду массовой культуры, симпатизируем какой-либо модернистской школе и какому-то модернисту в особенности.

Язык не поворачивается назвать эти привязанности неосознанными. Они, скорее, являются предрассудками, воспоминаниями из мира вещей, которые неразумно перенесены в мир умозрения.

Я был лично знаком с модернистами, и это были неплохие люди. Мне трудно бросить в них камень, и я стараюсь этого избегать. Как оценить эти чувства? Как то, что быт, частная жизнь вторгается в нашу жизнь, которую мы должны проживать перед Лицем Божиим.

Утешает в этом обстоянии только та истина, что человек и, в частности, православный христианин, не является мерой всех вещей.

Мы больны духовными болезнями века, и должны прибегать к Врачу душ и телес наших, Который Один только измеряет и взвешивает нас.

Роман Вершилло

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

17 Responses

  1. Не понял высказывание (под подзаголовком “Модернизм — новое явление”): “Это не новая религия, а новая религия. ” – м.б., что-то нужно в этих словах поправить или выделить как-то?

    1. “У меня новая квартира”(1) – человек переехал на другой адрес, может быть, и в старый дом.
      “У меня новая квартира”(2) – человек поселился в новостройке.
      Модернизм – полная новостройка. ДОНстрой. Хотя есть и лестницы, и балконы, и перекрытия.

  2. А донстрой означает, что строят, но на самом деле ничего не строят или строят не то, что обещали?

    1. Строят именно то, что вызывает восторг массового человека. Богатых “звезд”, или относительно бедных студентов-карьеристов. ЖК Алые Паруса, или Соколиный Форт, или небоскребы на Мосфильмовской. Все очень прочно. И это – не архитектура. Как и модернизм – не Христианство.

  3. Как всегда, много интересных высказываний. Но не хочется быть в рамках диалектико-патологического единства “да и нет”.
    ” модернизм…. описывает лишь фантазии” – т.е. модернизм как подкласс понятия бесовской прелести. Звучит ладно.
    “Новое — то есть не имеющее сущности” – тезис вполне согласен с “нет ничего нового под солнцем”.
    И все же мнимо-безсущностные вещи как-то осуществляются. Ведь зло, прелесть, ложь существуют, хотя Богом не созданы.
    И высказывания, что модернизм – явление новое, а не просто реанимация “подкрашенных” древних ересей (в том числе и хилиастисеской направленности) уже требует дополнительных пояснений.

    1. Человек мнит и осуществляет это мнимое в жизни, в том числе и для других, затягивает их в свои фантазии обманом и насилием.

      Ереси, как и другие учения, передаются от учителя к ученику. Если такой связи нет или ее нельзя документально доказать, то о ней не следует говорить. Мы лишь воображаем себе, что протестанты “возродили” иконоборчество, а Осипов – “несторианство”. А зачем?

      1. Ересь – это вероисповедание с набором конкретных утверждений, противоречащих православным догматам.

        Модернизм – это отказ от конкретики вообще. Ложь более высокого порядка.
        Я правильно понимаю?

        И тренд этот – является ли он новым? Те же афинские пустословы, от которых ушёл ап. Павел, не занимались ли тем же самым?

        А синкретические учения, такие как манихейство, не пытались ли внедрить адогматизм?

        И самому гностицизму уже под 2000 лет, а в равнодушии к Божественному и в его перевирании сколько времени уже упражняется человечество?

        Или вот “новое”. Это обязательно плохо? Церковно-славянский письменный язык до равноап. Кирилла не существовал.

        Никео-Цареградский Символ Веры – это новая догматическая формула по сравнению с предыдущими. Она более точная.

        Получается, не новое плохо, а человеческое, по человеческим похотям придуманное, без участия Бога.

          1. Веры, подаваемой свыше, нет и у обычных еретиков. Иконоборец Константин Копроним, например, праздновал сатурналии.

            Имеете в виду, что у моденистов нет даже ложной, еретической или языческой веры?

            У них есть какие-то положения, в которые они верят, и начинают злиться, когда кто-то их оспаривает.

            Например, Осипова явно раздражают упоминания о сверхъестественных вмешательствах Бога в жизнь человека. На этом основании он обвинял прп. Порфирия Кавсокаливита в прелести.

            Есть модернисты, которых начинает подбешивать от утверждений, что не все спасутся.

            Получается, какой-то предмет веры у них имеется.

          2. У модернистов нет никакой веры, даже искаженной, даже еретической. Это разные слова: “вера как вера в Бога” и “вера как уверенность помимо веры“, а не разные предметы веры. Если мы будем считать одинаково верой веру в Бога и веру в себя или в победу сборной, то мы впадем в пустословие.

            Как пишет св. Григорий Богослов:

            Не одно и то же значит веровать во что, и верить чему. Веруем мы в Божество, а верим всякой вещи (Слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе).

          3. Это исповедание под именем Христианства совершенно безопасной религии. Тогда как Христианство является единственной опасной для мира религией и принадлежность к Христианству в свою очередь крайне опасна. В отличие от всех остальных религий мира сего, не представляющих никакой принципиальной опасности от мира для их представителей. Это и есть побудительная причина модернизма: уйти от всякой принципиальной несовместимости с наличным миром и чувства постоянной опасности в нем по причине этой несовместимости.

          4. Тогда это какие-то идеальные модернисты, которых я не встречал.

          5. “уйти от всякой принципиальной несовместимости с наличным миром и чувства постоянной опасности в нем по причине этой несовместимости”

            Попытка постоянного примирения со стихиями мира, с господствующими в мире взглядами? Да, это уже похоже на конкретное определение.

            Правда, кто-то должен ещё эти взгляды формировать. Содомия или аборты были маргинальным явлением 100 назад. Те, кто их продвинул восприятие этих явлений до сегодняшнего состояния, должны были поначалу воевать с общественным мнением. Они модернисты или нет?

  4. Вы не встречали циников и приспособленцев? Не задумывались, как решились они на этот цинизм? Вам не было плохо от этого кошмара?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.