(L’Institut de Theologie Orthodoxe Saint-Serge, Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже) – старейшее модернистское “православное” учебное заведение.
Парижский богословский институт – частное высшее учебное заведение (un etablissement d’enseignement superieur prive), действующее под эгидой “Парижской академии”, объединяющей ВУЗы Парижа. В юрисдикционном плане ПБИ относится к Западноевропейскому “русскому” экзархату Константинопольского Патриархата.
В 1922 г., по инициативе секретаря РСХД А. Никитина и о. Л. Липеровского, удалось устроить совещание Джона Мотта и русских религиозных деятелей (в частности, Карташева и Зеньковского) по вопросу о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания Мотт выделил на Богословский институт в Париже 8000 ам. долл.
Основан в 1925 г. Среди благотворителей: Пол Андерсон, Дональд Лаури, болгарский модернист о. Стефан Цанков. В учредительный комитет вошли: митр. Евлогий (Георгиевский), о. Лев Липеровский, Густав Кульманн и др.
Первоначально митр. Евлогий предполагал открыть Православный богословский институт в Париже с ведома и благословения Собора заграничных русских иерархов. Но потом изменил свое намерение и открыл этот Институт без сношений как с Синодом, так и с Собором. ПБИ осужден соборами Русской Зарубежной Церкви, как самочинно устроенный митр. Евлогием.
Русская Зарубежная Церковь отказалась утвердить устав ПБИ, так как догматические взгляды учредителей ПБИ А.В. Карташева, о. Сергия Булгакова и В.В. Зеньковского не были строго православными.
Достаточно указать на то обстоятельство, что, по учению А.В. Карташева, благодать Божия перешла от Христианской Церкви в настоящее время к неверующим социалистам. А прот. С. Булгаков ввел в христианскую догматику неслыханное до сих пор в ограде Православной Церкви учение о Софии, как о Женственном Начале, которое он признает «высшим Богоматери» и не стесняется называть «Небесной Афродитой» и «богиней».
Митр. Антоний (Храповицкий) благословил учреждение ПБИ и читал там лекции. За это его благодарил митр. Евлогий: Я глубоко признателен Вашему Высокопреосвященству за доброжелательное отношение к моему начинанию,- и просил заступничества от лживых и злостных обвинений каких-то клеветников.
ПБИ известен пропагандой экуменизма среди православных. Делегация ПБИ приняла участие в двух конференциях в 1937 г: “Жизнь и деятельность” в Оксфорде и “Вера и церковное устройство” в Эдинбурге. На первой присутствовали: о. Сергий Булгаков, Б. Вышеславцев, Л. Зандер, В. Зеньковский, А. Карташев, Г. Федотов.
В 1953 г. ПБИ внес свой вклад в формирование “литургического богословия”, когда о. Николай Афанасьев, вместе с о. Киприаном (Керном), кладет начало литургическим конференциям Semaines d’etudes Liturgiques в ПБИ, в которых принимают участие не только “православные”, но и католические и протестантские модернисты.
Преподаватели ПБИ принимают участие в многочисленных экуменических акциях. ПБИ был одним из основателей Института высших экуменических исследований (l’Institut Superieur d’Etudes oecumeniques de Paris) при Католическом институте Парижа.
В 2006 г. ПБИ переформировал свою программу в соответствии с требованиями Болонского процесса.
В ПБИ преподавали известные модернисты и экуменисты: еп. Кассиан (Безобразов), о. Сергий Булгаков (1925-1944, догматика, Ветхий Завет, христианская социология), о. Василий Зеньковский (1926-1962, история философии, психология, апологетика, история религий), о. Киприан (Керн) (патрология, греческий язык, пастырское богословие, литургика), о. Николай Афанасьев (каноническое право, греческий язык, догматика и экклезиология), о. Георгий Флоровский (патрология, догматическое и нравственное богословие), А.В. Карташев (1925-1960, Церковная история, Новый и Ветхий Завет), Л.А. Зандер (1926-1964, логика, педагогика и обличительное богословие), Е. Бер-Сижель (философия), С.С. Верховский (1944-1951, догматическое, нравственное богословие, история философии и богословия католической церкви), Б.П. Вышеславцев (история новой философии и нравственное богословие), П.Н. Евдокимов (1953-1970, нравственное богословие), К.А. Ельчанинов (1952-2001, философия и апологетика), Н.М. Зернов (сравнительное богословие), В.Н. Ильин (литургика, история философии), Оливье Клеман (история Церкви), Н.О. Лосский (философия), о. Иоанн Мейендорф (1950-1959, греческий язык, история Церкви), Г.П. Федотов (1926-1939, история Западной церкви, агиология), С.Л. Франк (философия), о. Александр Шмеман (история Церкви), К.В. Мочульский, о. Лев (Жилле). С лекциями выступал также Н.А. Бердяев.
Среди выпускников известные модернисты и экуменисты: Антиохийский Патриарх Игнатий (Хазим), митр. Георгий (Ходр), о. Михаил Аксенов-Меерсон, о. Александр (Синяков), о. Борис Бобринский, С.С. Верховский, о. Геннадий (Эйкалович), П.Н. Евдокимов, К.А. Ельчанинов, В.В. Лепахин, о. Иоанн Мейендорф, о. Николай Озолин, о. Кирилл Фотиев, о. Александр Шмеман. О. Георгий Кочетков защитил в ПБИ диссертацию «Таинственное введение в православную катехетику».
До января 2013 года ректором ПБИ был архиеп. Гавриил Команский, деканом – о. Николай Озолин. В ПБИ преподают: о. Иоанн Брек (патристика, биоэтика), о. Николай Чернокрак (Новый завет, аскетическое богословие), о. Николай Озолин (иконология, пастырское богословие, гомилетика), о. Иов (Геча) (церковная история и церковный устав), о. Николай Лосский (Церковная история), Мишель Ставру (догматическое богословие) и др.
В настоящее время в ПБИ на дневном отделении учатся более пятидесяти студентов, и еще около четырехсот занимаются на заочных курсах. Преподавание ведется, в основном, на французском языке.
ПБИ издавал журнал «Православная мысль».
Дополнительные материалы
16.06.2015 Парижский богословский институт прекратил работу
30.09.2014 Парижскому богословскому институту помогут посторонние
20.06.2014 Банкротство Парижского богословия
22.10.2013 Извращенец мэр в Парижском богословском институте
03.07.2013 Парижский богословский институт оказался на грани банкротства
03.07.2013 «Литургическая неделя» в Париже
21.03.2013 Студентов обработали “парижским богословием”
19.10.2012 Модернисты и униаты обсуждают Восьмой Вселенский собор
архиеп. Феофан Полтавский. Отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже
архиеп. Феофан Полтавский. Незакономерные действия митр. Антония (Храповицкого)
П.М. Граббе. О Парижских “богословах”
19.06.2012 В Парижском богословском институте новый декан
11.01.2012 Между модернистами нет конкуренции, а есть взаимное обогащение
25.05.2010 О. Николай Чернокрак переизбран деканом Парижского Богословского института
Источники
Аржаковский А.С. Журнал “Путь” (1925—1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев: “Феникс”, 2002
Письмо митр. Евлогия к митр. Антонию от 29 сентября/12 октября 1925 г.//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 251 лист 161
4 Responses
Интересно, что же они так усиленно исследуют в своём “Институте высших экуменических исследований”?
Это как раз не секрет: теоретические и практические вопросы экуменизма.
Кто из парижан занимался учением об Искуплении? Видимо, и у них господствовал антиюридизм?
О. Сергий Булгаков, например, фантазировал на эту тему.
Антиюридизм там господствует и до сих пор. Это основополагающая мысль всех модернистов.