Мы предлагаем поучиться на примере Паскаля. Теперь пришло время описать основные понятия и приемы Паскаля. Это поможет нам понять, как он достиг своих успехов и как ошибся.
Что же сделал Паскаль? Он не только наклеил на иезуитов позорящие этикетки. Он сделал и это тоже, но не только это. Паскаль составил для себя понятия и разъяснил их другим. Его понятия: «ослабленное христианство», «развлечение», «порядок», «беспорядок», – это нечто понятое им и понятное для других.
То, как он их составил, мы обсудим сейчас, а как он ими оперировал, – в главе о приемах Паскаля.
Понятия, которые образовал Паскаль, и приемы, которые он освоил или разработал, позволили ему увидеть мнения и приемы иезуитов в их истинном свете. Паскаль сделал своими ложные понятия и приемы иезуитов и использовал их как орудие против самих иезуитов.
Иезуитизм был освещен внутри и установлено его родство с другими духовными болезнями Нового времени, например, с духом капитализма, тиранией и безвластием и многими другими. Наконец, Паскаль в истинном свете увидел все новое человечество, взглянул глубже и дальше иезуитизма.
Истинные и ложные понятия
Говоря о Паскале, я употребил несколько необычное выражение: «составить понятие». В наше время мало кто «составляет понятия».
Нам непрестанно приходят в голову те или иные мысли. Одни из них нам нравятся, их приятно вращать в голове. Другие не нравятся, и мы их отбрасываем. Это частная цензура мысли.
Одни мысли принято высказывать в обществе, другие положено держать при себе. Это уже общественная цензура.
Так случайно у нас накапливаются мнения, верные или нет, либеральные или консервативные, модернистские или антимодернистские. Под давлением «большого» общества и общественных групп наши мнения укореняются. Мы занимаем ту или иную «позицию», в том числе по богословским вопросам.
Откуда же здесь взяться понятиям, если человек мыслит бессознательно и случайно?
Так можно усвоить только ложные понятия, но не истинные.
Истинные понятия
Истинные понятия постоянны и ведут к самой действительности. Они не позволяют впасть в гордость, отчаяние и лжесмирение. Ум намеренно подчиняется истинным понятиям и в награду за это начинает видеть вещи, каковы они есть. Не сразу все вещи, конечно. Каждое понятие освещает ту или иную область: догматы освещают Божественные истины, общие понятия – тварный мир, человека.
Ложные понятия
Ложные понятия, которые можно называть также «концептами», «мнениями» и «позициями», не имеют в себе постоянства, могут превращаться в свою противоположность – коллективизм в индивидуализм и обратно. Со своими ложными понятиями человек вступает в свободные, необязательные отношения. В результате человек начинает видеть мир таким, каким он хочет его видеть. А хочет он то так, то иначе, без всякого порядка, смотря по обстоятельствам. Человек с ложными понятиями будет всегда колебаться между гордостью и отчаянием, временно успокаиваясь в лжесмирении. И правда, откуда взяться порядку в такой душе?
В зависимости от того, какие ложные понятия он усваивает, человек перестает видеть те или иные области действительности. Сначала перестает видеть ясно, потом – вообще. Человек ограничивает свое поле зрения, все больше и больше закрывает его ложными понятиями.
Поле зрения. Париж, увиденный правым и левым глазом. Поле зрения ограничено.
Когда мир истинный полностью скрыт, у человека образуется «мировоззрение» (от немецкого Weltanschauung). Его ложные понятия сложились в более-менее непротиворечивую картину. Теперь мнениями можно оперировать как понятиями. Так, например, в современных науках используется концепт «эволюция».
Два типа людей
Отсюда возникают два типа людей.
Одни намеренно и сознательно составляют в уме истинные понятия, и, несмотря на некоторые свои ошибки, Паскаль относился к таким людям.
Другие по своей злой воле и безумию закрывают от себя и от других тварный мир, созданный Богом, и пытаются закрыть мир сверхъестественный, благодатный.
Идет своего рода соревнование: одни люди хотят скрыть от человека истинное положение вещей, а другие – яснее и лучше увидеть мир Божий и мир человеческий. И мы все – зрители и участники этого соревнования.
Список понятий
Понятия у Паскаля не лежат отдельно друг от друга. Между ними – сеть взаимоотношений, противопоставлений, отдаленных следствий из основных посылок.
Понятия составляют пары противоположностей, как свобода и несвобода человека. Они означают разные степени одного и того же явления, как скука и отчаяние. Понятия группируются как содержащее и содержимое: патологическая речь и искусство чтения, уход от преследования. Связаны понятия и перекрестным образом. Например, цель литургической реформы – дать развлечения христианам прямо в храмах. Наконец, мы видим, что в понятие ослабленное христианство входят как сами послабления (облегчение постов, сокращение богослужений), так и их безнравственное оправдание.
Часть понятий прямо обозначена у Паскаля. Некоторые у него только подразумеваются (например, литургическая реформа как целое), и мы будем называть их по своему усмотрению.
Для наших целей мы выбрали следующие понятия Паскаля:
- Свобода и Несвобода человека.
- Управление сознанием: Расчет в нравственности, Деление проступка на части, Направление намерения, Казуистика, Мнения (пробабилизм), Ментальная резервация, Диссимуляция.
- Порядок и Беспорядок, который занимает место Порядка.
- Ослабленное христианство: Приспособление к Новому времени, Новому миру, Радостное христианство (легкая набожность), Литургическая реформа, Лжемиссионерство, Расчет и успех в модернистской проповеди.
- Психологизм: рассуждение о характерах релятивизирует истину и заповедь.
- Оправдание Греха, Богатства, Чревоугодия и т.д.
- Развлечение, Скука и Отчаяние.
- Догматизм и Скептицизм.
- Сила и Правда.
- Интеллектуализм (Наука) и Антиинтеллектуализм.
- Гордость.
- Патологическая речь: Двусмысленная речь, Новая терминология, Специфическое искусство чтения, Уход от преследования.
Наконец, Искусство преследования, то есть понятия и приемы Паскаля в их антимодернистском приложении. Именно это искусство и является целью нашего рассуждения.
Теперь сделаем обзор основных понятий Паскаля, выбирая особенно важные для нас, православных антимодернистов.
Свобода
Нам будет удобно начать с понятия о свободе, которое возникает, когда несвободный и во всех отношениях несчастный человек обдумывает свое положение. Без обращения к Богу это положение невыносимо. Если вера слабеет, а в Новое время это и происходит, то человек начинает полагать, что он самовластен и свободен, а Бог в отношении к нему безвластен и не свободен. Для таких мыслей у человека нет никаких оснований, кроме его собственной личности, его жизненных и душевных сил.
Свободный человек, если он еще не полностью порвал с Христианством, признаёт, что Бог – Творец мироздания, но из Божественной власти изымается все личное в человеке. Бог – Творец законов, но уже не Промыслитель («Бог не любит и не гневается») и не Спаситель («человек спасается сам, овладев законами спасения»). Я описываю здесь воззрения не французских атеистов эпохи Просвещения, а православных модернистов эпохи массовых идеологий, например, проф. А.И. Осипова или митр. Антония (Блума).
Дидро. А.И. Осипов.
Было бы слишком громко назвать эти воззрения «богословием», какой-либо пусть еретической или безверной мыслью о Боге. Такими воззрениями человек льстит себе, обманывает себя. Он взращивает в себе ложное представление о своей свободе, о принципиальной способности в любое мгновение измениться к лучшему. Возникает вопрос: а почему не наоборот? Человек точно так же может в любое мгновение свободно измениться к худшему. Причем первое мы наблюдаем редко и отчасти, а второе – непрерывно и в самих себе.
То есть свобода – чистый самообман, из которого однако произошло нечто действительное: человек теперь может поступать так, как хочет. Вот вам свобода и правда, неизвестная Средневековью и античности. Кто обрел гностическое знание о свободе человека, тот и стал свободен. Теперь он может выбирать веру или неверие без всякой внутренней необходимости. И всему этому, не забудьте, учит модернистское православие.
Итак, в убеждениях свободного человека может оставаться место для Бога. Паскаль столкнулся с этим в иезуитской морали. И он не случайно доказывал, что знание не спасает, если это знание попирается через грех и равнодушие.
Паскаль отмечает, как иезуиты вторгаются в область сверхъестественного порядка, в неподвластный им порядок. Они хотят лишить христиан спасения, пусть это даже и невозможно. Это только намерения, но что это за намерения!
Вот каковы плоды свободы по Паскалю:
Грешники, очищенные без покаяния, праведники, освященные без любви, все христиане без благодати, Бог без власти над человеческой волей, предопределение без тайны, искупление без уверенности.[4, С. 316]
Свобода политическая и церковная
Вслед за Божественной властью человек освобождает себя от всех прочих властей: государственной и Церковной.
Мы должны понять: свободу получает человек несвободный.
Тот же Паскаль не отрицает у человека свободу выбора. Однако от такой свободы, если видеть ее, как она есть, становится нехорошо. Она не наполняет человека чувством собственной значительности.
Пожалуйста, говорит Паскаль, выбирай: смотреть ли тебе в несоизмеримую с тобой бесконечность вне тебя или в такую же бесконечность внутри. Смотри в безвозвратное прошлое или в бесконечное будущее. Внимательно всмотрись в свою бедность, болезнь и смерть, и тебя не утешит свобода выбора между развлечением и мраком скуки, или между тиранией и революцией.
А вот как человек пользуется этой свободой. Пока существует угроза насилия со стороны Церкви и государства, новый человек поступает по заповедям и законам. Когда власть рухнула или пошатнулась, человек поступает как ему угодно.
И христиане, и иезуиты одинаково хорошо знают, чего хочет новый человек. Новый человек – убийца в душе. Он представляет угрозу для всех, кто его окружает, и для себя самого. Новый человек вредит ближним, если надеется, что это ему сойдет с рук. При этом он знает (это гностическое знание), что его ближний – такой же новый человек, лжец и убийца. Поэтому, совершая свои преступления, новый человек не испытывает угрызений совести.
Свободный человек будет соблюдать законы, если ему это выгодно, и так, как ему выгодно. Он даже будет преследовать тех, кто нарушает закон и каноны. Но в уме свободного человека нет закона. Для него ум – это не закон, и если с него снять государственную или Церковную узду, то беспорядочно преступает и соблюдает закон, государственный и Церковный.
Мы описали кошмарный мир, составленный из исключительно свободных людей. Для этого мира и предназначено «ослабленное христианство». Как мы теперь понимаем, ослабленное христианство ослаблено ровно настолько, чтобы его мог победить якобы сильный и якобы свободный человек.
В дальнейшем мы исследуем понятие об ослабленном христианстве.
2 Responses
Эти лже понятия очень хорошо видны при изломах обычного течения событий: войнах, революциях, кризисах или во время природных и техногенных катастроф. Это , как с заболеванием: когда симптомы еще незаметны, то вылечить его легко, а вот если признаки патологии видны невооруженным взглядом, то врачебная помощь может быть уже и безполезной.
Несомненно. Еще ложные понятия обильно выступают во времена духовных движений, которые чаще всего совпадают с революциями и т.д. Например, падение СССР и «Второе Крещение Руси».