В статье о Блезе Паскале мы говорили об основном его приеме, который я назвал «Бритвой Паскаля».
Паскаль приходит к выводу о безнадежном бедственном положении современного человека. Для этого он отсекает от существа человека все лишнее, все, что отвлекает человека от служения Богу. Мы выяснили, что этот мощный прием бесполезен, когда сталкивается с противлением человека, а это противление составляет сущность нового человека.
Паскаль столкнулся с этим, когда начал печатную войну против иезуитизма.
Немного предыстории
За столетие до Паскаля произошла Реформация и родился протестантизм, точнее, сразу несколько его направлений.
Реформаторы бунтовали против Церковной иерархии как таковой и против средневековой традиции, в том числе философской, юридической и схоластической. Для протестантов католичество было слишком мирским, бытовым, свободным. Они рассматривали католицизм как ослабленное Христианство, причем ослабленное морально. Вместо этого протестанты намеревались создать более строгое и чистое Христианство, более Божественное, а не человеческое.
Протестанты реагировали на то, что в Новое время происходит обмирщение Христианства. Причины расслабления современного им католицизма они видели:
- в духовной иерархии (в Церкви все должны быть равны);
- в «мертвой» букве догматики (Христианство должно проповедоваться на новом, живом языке).
Таковы были намерения и мысли реформаторов. Они уже на уровне своих желаний искажали понятия о Церкви и мире. Поэтому прописанное протестантами лекарство оказалось хуже самой болезни обмирщения, и так всегда бывает в гностических движениях.
Мы знаем, что из этого получилось и к какому разрушению понятия о святости, к какому обмирщению привела Реформация. И привела очень быстро, при жизни самих первых реформаторов. Атеистические протестантские секты оформляются уже к 1560-м годам. За 50 лет протестантизм проходит путь от мечты о строгом Христианстве к «христианству без Христа». Дальше двигаться было некуда, началась уже светская история пиетизма, протестантизма, модернизма.
Но вот проходит сто с лишним лет после Реформации и свою отдельную борьбу с обмирщением начинает Блез Паскаль (1623 – 1662), ревностно обратившийся в 1654 году к католицизму философ и математик. Паскаль во многом выступает заодно с протестантскими критиками католицизма.
В нескольких статьях я собираюсь рассказать о том, что у Паскаля получилось и в чем он ошибся. Далее мы познакомимся с иезуитизмом, как его описал Паскаль.
По ходу изложения мы будем отмечать сходство иезуитизма и нынешнего православного модернизма, и таким образом подойдем к заключению, где рассудим о православном антимодернизме: чему он может научиться из истории с Блезом Паскалем, и разберемся, в чем может состоять искусство преследования инакомыслящих в Церкви.
В своем изложении я использую «Мысли» (первое издание – 1670 г.) и «Письма к провинциалу» (1656 – 1657 гг.). Я включил в эту работу фрагменты из моей статьи «Бритва Паскаля».
Успехи Паскаля
Борьба Паскаля с иезуитизмом была, пожалуй, самой успешной антимодернистской акцией в истории. До сих пор «Письма к провинциалу» и «Мысли» читают и издают на разных языках. И эти книги до сего дня обличают иезуитов.
Заслуга Паскаля тем более велика, что он первым обнаружил иезуитизм, открыл его так, как путешественник открывает неведомую и недружественную страну. До него никто не подозревал, что иезуитизм – это отдельное духовное нехристианское явление. Все думали, что это, пусть и вредное, но религиозное явление. Точно так же в начале XX века обнаружили, что в Православии существует модернизм. Новизна этих открытий до сих пор не прошла.
Причины успеха
К Паскалю располагают его искренность и ясный ум. В чем же мы видим его искренность и в чем – его ум?
Под именем иезуитизма он подверг исследованию и осуждению современный мир и нового человека, как такового. Критика Паскаля действенна до сего дня, потому что Новый мир существует и сейчас, а образуют его все те же новые люди.
Критике Паскаля придавало вес также то, что это была критика изнутри. Это был суд католика над обмирщением католицизма, собственно, над папством, которое создало и поддерживало иезуитов.
Искренность Паскаля видна из того, что он не считал себя свободным от духовных болезней Нового времени. Значит, в его сочинениях было самоиспытание. Он говорил о том, что его непосредственно касалось, и о том, от чего он не мог избавиться, иначе чем через суд. И суд этот он предоставлял Богу.
Паскаль смог описать обмирщение католицизма в его подлинном виде, потому что не боялся увидеть вещи такими, каковы они есть. И что же он увидел?
Обмирщение – духовная болезнь
В Новое время Паскаль первым увидел, что обмирщение – это духовная болезнь, и она несет смерть каждому, кто ей заражен.
Католическая иерархия мешает спасению
От обмирщения спасает Христос, а иезуитизм этому спасению препятствует, вносит смерть. Но что такое иезуитизм? Это папство, конкретные лица, имеющие верховную власть в Церкви. Вот к чему приводит неумолимый анализ Паскаля: церковная иерархия мешает там, где должна помогать, и губит души, которые должна спасать.
Вот какой ужас перед ним открылся: Христианство имеет все духовные средства для наказания и исправления (Паскаль в это верил), а иезуитизм (то есть католицизм) делает эти средства бесполезными и обращает в противоположность.
Перечислим открытия Паскаля
Паскаль сделал несколько важных открытий. Он увидел:
- пороки новой религии: католицизма, модернизма, иезуитизма, назовите как хотите;
- пороки Нового времени, нового человека, который родился вот-вот, незадолго до Паскаля, на переломе от Возрождения к Новому времени;
- и все это Паскаль рассматривал, правильно оценивая положение человека как такового, любого человека.
Паскаль увидел пороки католицизма и их тождество с болезнями Нового времени. Он увидел, что эти болезни связаны с человеком как таковым, человеком во все времена. Он был вынужден изучить человека и пришел в ужас от бедственного состояния его души и несчастного положения в мире.
Стало видно – тут Паскаль следовал блж. Августину, – что бедствия человечества относятся ко двум разным типам.
Естественные бедствия
Одни бедствия естественные, от того, что так устроен мир. И мир устроен правильно, наилучшим образом, но невыгодно для человека, который совершил грехопадение. Человеку нет радости от этого прекрасно устроенного мира, потому что он согрешил и был проклят, и земля вместе с ним.
Греховные беды
Есть и другие бедствия: духовные и греховные. В жизни человека глупости и преступления сменяют друг друга, не приходя ни к какому исцелению.
Иногда человек начинает понимать свое ничтожество и неспособность ни к какому добру без Христа. От созерцания собственного ничтожества его тут же отвлекают разные мелочи, развлечения. Но отвлекают только на время, и он погружается в скуку и отчаяние.
Несчастный человек считает себя свободным
Вот какую градацию духовных бедствий мы видим у Паскаля. Человек несчастен, беспомощен и склонен ко греху, и жаждет только одного: забыть об этом.
Но и тут еще не конец несчастьям нового человека. В Новое время он ни с того ни с сего начинает считать себя свободным, рожденным для счастья, добрым по природе или неисцелимо злым. Новый человек начинает созерцать свою свободу творить добро и зло, и соблазняется.
Вот откуда ведет свое начало мощная тема «личности», которая развивается с XVII века в науках, искусствах, в бизнесе, в ложной философии и новом богословии. Самосозерцание новым человеком своей свободы с какого-то момента пронизывает собою все.
Новый человек теперь не только имеет извращенное понятие о себе. Он не покладая рук действует в мире, как будто он свободен, и сам творит свое спасение или губит сам себя.
И тут уже наступает предел всем бедствиям, потому что модернизм (иезуитизм) навешивает на человека вывеску: «Это и есть настоящий христианин, святой».
Вот как полемика Паскаля с иезуитами стала судом над человеком вообще, над новым человеком и, в том числе, Паскаля над самим собой. В его рассказе читатель узнал самого себя. Благодаря этому философский анализ условий существования, порядка и беспорядка человеческой души приобрел силу художественного произведения.
Место антимодерниста
Благодаря самоисследованию, Паскаль встал на позицию антимодерниста.
Обычно инакомыслие преследует Церковная или государственная власть. В антимодернизме преследованием занимается частный человек, и даже не сказать, чтобы очень влиятельный. И он не пишет жалобы в Римскую курию, не жалуется местному епископу, не создает организацию по борьбе с инакомыслием, не обращается за помощью к светским властям. Потом такие одинокие фигуры возникнут снова: Константин Леонтьев, сщмч. Виктор Глазовский.
Человек несовременный, стремящийся выступить из потока Апостасии, настолько необычен, что его положение следовало бы исследовать особо. Здесь возникают и разрешаются многие важные вопросы, к которым мы перейдем в конце нашего цикла статей.
Успех был основан на непонимании
Итак, литературный успех Паскаля был огромен. С другой стороны, как всякий антимодернистский успех, он был основан на непонимании.
Католики приняли его сочинения за критику одних только иезуитов, а не современного папства.
Атеисты эпохи Просвещения приняли критику иезуитизма за критику Христианства вообще.
Философы поняли его сочинения как философские и интегрировали в историю концепта «Личность».
Любители французской литературы наслаждаются его стилем, а литераторы ему подражают.
Русским интеллигентам симпатично, что он был 1) иностранец, 2) математик и 3) интеллектуал, универсальная личность, типа о. Павла Флоренского. Отсюда следует, что Паскаль должен был придерживаться свободных, либеральных, даже экуменических воззрений, как, например, утверждал о. Георгий Чистяков. Согласитесь, трудно представить себе большую слепоту.
Паскаля почитают, но его основную мысль игнорируют именно потому, что он ясно описал болезни католицизма, нового христианства, нового человечества, а теперь и православного модернизма. Таков только и может быть успех антимодерниста в эпоху Нового времени.
Ошибки Паскаля
Мы перечислили успехи Паскаля, но были у него и ошибки. Они не аннулируют его значение, но от этого тем более обидно за Паскаля. Об ошибках мы поговорим в дальнейшем.
4 Responses
откроем уши свои для выводов до открытия замка уст своих..терпение!!!
Спасибо, Роман. Это прекрасно. Спасибо!!!
Полагаете, Кьеркегор со своим “Несчастнейшим”, тоже неправильно понял Паскаля?
Конечно. Да и как может что-либо понять иррационалист? Однако Паскаль дал повод себя неправильно истолковать. Об этом я собираюсь рассказать в дальнейшем.