Мы перечислили понятия Паскаля и понятия, похищенные им у иезуитов. Теперь мы можем перейти к тому, как Паскаль использовал эти понятия.
В здравом уме понятия не двигаются сами собой. Только в больном сознании понятия перетекают одно в другое как змеи (пример тому гностическое понятие «эволюции»).
Паскаль подходит к иезуитизму не безоружным. Его мысль структурирована, он не становится в тупик перед низостью или хитростью.
Приемы иезуитов не лежали на поверхности. Паскаль выделил их из бесформенного потока духовной революции и сделал своими. У него всегда находится подходящий инструмент для анализа человеческого безумия: не один, так другой.
Паскаль использовал правильно выделенные им понятия в правильных умозаключениях. И он при этом двигался не прочь от предмета, как это часто бывает. Нет, Паскаль шел к сути человека, то есть к тому, каков он пред Богом. Здесь он разработал свой основной прием, который мы назвали «огораживанием» или «бритвой Паскаля». Он хотел обнажить истинное положение человека, не оставив ему никакого выхода в неверие и безнравственность.
И вот сложная и основательная мысль идет как лавина, охватывая огромные пространства. Она, как вода, заливает все ямы, полости. Свет разума освещает бездны и закоулки человеческого бытия.
Паскаль увидел, что разум человека своеволен, а совесть – очень гибкая. Такой разум и совесть обманывают его и тем самым выводят его из любого тупика. Человек приспосабливается ко всему: к Христианству, к своему величию и ничтожеству… Усилием злой воли он заставляет себя не смотреть в пропасть между величием и ничтожеством, между спасением и грехом.
И само это приспособление яснее всего говорит, что человеку не на чем основаться в тварном мире. Он вечный странник, который понимает свою неприкаянность и находит утешение лишь в призрачном развлечении.
«Бритва»
Мы говорили, что Паскаль лишает человека всего, что ему не принадлежит: пространство, время и он сам. С чем же остается наш странник? Почему он растворяется в потоке жизни?
Человек – всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться против него всей вселенной, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает.
Итак, все наше достоинство заключено в мысли. Вот в чем наше величие, а не в пространстве и времени, которых мы не можем заполнить. Постараемся же мыслить как должно: вот основание морали.[10, 136-137]
Мы видим здесь прием отсечения: человек – тростинка, но мыслящая. Мыслящая – но тростинка. И вот эта мыслящая тростинка не хочет обманываться, не хочет мнить себя всесильной и свободной. Паскаль хочет увидеть вещи, как они есть.
Паскаль видит, что человек несвободен во вселенной.
Он несвободен пред Богом. Свободу его ограничивает человеческая природа и ее условия существования.
Он ничтожен и проводит жизнь в бедствиях, но знает это.
Его разум бессилен, но бессильно и сомнение в силе разума.
Ему изменяет само его сомнение, но не помогает и догматизм, потому что тоже не верит, а действует усилием воли.
Мнимая мудрость обманывает ученых, а неученых обманывает обычай и житейская мудрость.
Человека пугает и отталкивает определенность судов Божиих. Но ему неприятна и неопределенность, отсутствие хоть какого-то человеческого руководства.
Пугает и уверенность, и неуверенность.
Человек не властен над заповедями, догматами и канонами. Он не властен ни над одной истиной. Значит, он им должен подчиняться, а это невыносимо для нового свободного человека. И мы уже не понимаем: слишком слаб новый человек или слишком силен.
Он силен против истины, но зачем это ему? Он бессилен перед ложью, и это тоже не назовешь достижением.
Человек ничему не может довериться. Ему все изменяет, он царь, преданный своими подданными.
Такое положение вещей должно было бы обращать человека ко Христу, но на деле происходит не так. И тут вступают в дело иезуиты, а вскоре – идеологи и православные модернисты.
Приемы иезуитов
У нового человека, у нового государства есть средства, чтобы не думать о Христе. Есть такое волшебное средство и у новой Церкви.
После этого понятно, насколько Паскалю были противны приемы иезуитов. Ведь эти действовали прямо противоположным ему образом.
Иезуиты не отрезали от человека все лишнее. Наоборот, они как бы прирезали к нему весь мир, навесили его на человека, чтобы обмануть человека мнимой и истинной свободой, опьянить его расчетом, дать ему в руки всесильное средство управление временем, пространством и самим собой.
И здесь Паскаль подчеркивает свое фундаментальное расхождение с иезуитизмом.
Иезуитизм лишает человека уверенности в невидимом, и предлагает ему искать уверенности помимо веры, в ничтожных человеческих соображениях. На это Паскаль говорит: «Я не довольствуюсь вероятным, но ищу достоверного».
Я не довольствуюсь вероятным, но ищу достоверного
Этим все сказано.
Мне не нужны мнения, свои и чужие, мне не нужно обманывать и обманываться. Мне нужны правильные понятия и я намерен узнать, как правильно их соединять.
Я отказываюсь искать уверенность в земном. В отличие от гностиков, мне такая уверенность не кажется более твердой и основательной, чему уверенность в небесном. Теперь я вижу свою отделенность от гностиков, идеологов и модернистов. Мы с ними по-разному устроены.
Список иезуитских приемов
Перечислим в алфавитном порядке приемы, которые Паскаль обнаружил у иезуитов. Затем мы поговорим о самых важных из них.
- Казуистика
- Ментальная резервация – или тайное уклонение.
- Мнения – пробабилизм.
- Направление намерения
- Непобедимо ошибочное сознание
- Притворство – симуляция и диссимуляция.
- Расчет:
- Практический – цель оправдывает средства
- Психологический – деление проступка на части;
- Философский – в умозрении можно, а на практике нет, по сущности хорошо, а на деле плохо;
- Тайная компенсация
- Управление сознанием
- Философский грех
Теперь рассмотрим некоторые приемы иезуитов несколько подробнее.
Управление сознанием
Управление сознанием своим и чужим – вот наивысшая свобода, которую человек может завоевать для себя и для других. Это даже не свобода, а свобода над свободой и несвободой.
Для того, кто овладел своим сознанием и может управлять им по своему расчету, нет ничего невозможного. Он овладел своим существованием и приблизился к всемогуществу и вездесущию.
Конечно, это настоящее безумие, сумасшедшая ловушка, когда человек хочет управлять собой как вторым «я». Владеть самим собой, видеть сны по своему усмотрению и просыпаться только к политической реальности нового общества: это же нравственный распад, достигающий пика осознания ко времени Достоевского и Ницше.
И вот Паскаль видит, что иезуиты представляют Христианство идеальным средством как раз для такого управления. Ты управляешь своим сознанием так, что позволяешь иезуитам руководить собой.
Идеологическая дисциплина устраняет последние остатки неуверенности человека в себе. Уверенность эта тоже непрочная, как все человеческое. Однако теперь это уже не имеет значения, потому что сам человек силен. Он силен настолько, что может утверждаться даже на ничтожестве, а не только на мнимой силе.
Открыв этот секрет управления сознанием, новое христианство и новое государство надежно защищают человека от отчаяния и скуки.
Один ответ
У писателя, взявшего для творчества псевдоним “Андрей Платонов”, очень хорошо показан в произведениях ход мысли нового человека. Причем, даже язык, которым он пользуется, также нов и не совпадает с прежним по соответствию слов и понятий, ими обозначенных. Кстати, в некоторых рассказах – например “Третий сын”, раскрывается и интерпретация, происходивших тогда событий, людьми, принадлежащими к духовному сословию и она, в общем и целом, совпадает с тем, что написано в ваших статьях.