Речь разумная и речь патологическая противоположны друг другу, и все-таки в той и другой речи возникают аналогичные проблемы.
Да, разум у всех людей общий, и за счет это здравая мысль объективна, принадлежит к первой реальности. Но человек может не только сказать правду, но и солгать, он может не только быть прав, но и ошибиться в мысли и слове.
Разумное слово свободно связано с первой реальностью, именно свободно, потому что в противном случае всякая речь была бы речью истинной или, напротив, ложь беспрепятственно изливалась бы в разум и в мир.
Слово свободно связано с означаемым, и за счет этого язык человека принципиально несовершенен – естественно патологичен – потому что несовершенен сам человек. Человек не сам себя создал, не основал себя на себе самом, и с признания несамостоятельности человека следует вести любое рассуждение о мысли и слове.
Естественная патологичность языка выражается в известных, как их принято называть, «антиномиях» языка, выделенных еще у В. Гумбольдта его последователями.
Язык всегда остается средством, а не целью, орудием, а не деятелем. И в то же время слово может становиться объектом литературного творчества, при известных условиях приобретать ценность само по себе. Язык в его существе может становиться предметом и научного изучения. Больше того, внимание говорящего к природе языка — это необходимое условие всякой разумной речи.
Язык – несовершенное, человеческое орудие, и все же он позволяет человеку действовать совершенным образом, использовать разумную речь для непогрешительного и прямого исповедания Истины.
Язык естественно патологичен еще и в том отношении, что не является инструментом непосредственного общения. Есть границы личности, и речь не вытекает непосредственно из мысли, а действие — из слова. Человек говорит сам, а не служит орудием для языка.
Человек свободен по отношению к речи, он отделён от того, что говорит. И в то же время человек несет ответственность пред Богом за сказанное. Его могут призвать к ответу и слушатели, несогласные или не понимающие сказанное.
Речь всё открывает и всё скрывает:
- скрывает, потому что внешнее слово не то же, что внутреннее;
- открывает, потому что сообщает разумному слушателю общий для всех смысл.
Тема нашего сочинения, тема политической речи, должна быть важна для каждого: знающего и незнающего, христианина и нехристианина, — и в то же время касается совсем не каждого, а только боящегося Бога.
Разрыв между человеком и его речью, мыслью и словом, падшим человеком и человеком, каким его создал Бог, производит такие антиномии:
- с помощью языка можно научить, и в то же время никого ничему нельзя научить, если сам человек не хочет слышать, если он не хочет вспомнить то, что он и так знает;
- слово человеческое разрушается, а мысль остается;
- язык можно формализовать, и его нельзя формализовать;
- языку присущи одновременность и линейность, синхрония (нынешнее состояние языка) и диахрония (язык в его истории);
- открытость к собеседнику — закрытость (открытость только к Истине);
- речевая формула и — устойчивый смысл в догматике, в герменевтике;
- акт отрицания есть нечто положительное;
- язык способен ясно выражать неясное, и неясно ясное;
- текст можно пересказать, и его нельзя пересказать, а надо читать и постигать как целое.
Перечисленные противоречия отсылают нас к условиям человеческого существования: человек — тварное существо, и его язык является несовершенным орудием. С другой стороны, указанные противоречия показывают, насколько полно речь охватывает человеческое существование.
От этих антиномий нельзя и не нужно уходить, их нельзя примирить. Они должны разрешаться в труде понимания и в работе над словом.
Политическая речь особым образом преодолевает рассмотренные выше антиномии. Здесь можно научить всех: знающих и незнающих, желающих учиться и не желающих, любящих истину и ненавидящих ее.
Общей и врожденной истины больше нет. Ее надо синтезировать и вложить в сознание слушателя, но тогда это уже не истина, а мнение или комплекс мнений.
Слово становится непосредственным орудием, и сознанием можно управлять с помощью гностического образования, пропаганды и рекламы.
Преодоленные в патологической речи, антиномии выглядят так:
- слово остается, а мысль человека (мнение) эфемерно;
- «формула» (точный термин, определение) не нужна, но нужен штамп, лозунг:
- догматическая формула не нужна, потому что она не сообщает саму веруемую вещь, а нужна политическая речь, которая ее якобы сообщает;
- политическая речь — речь новая, и в то же время она не сообщает ничего нового, является тавтологичной;
- закрытость (для истины) — открытость в социум:
- речь служит для компромисса;
- стремление создать новый живой и яркий язык рождает язык эмоционально стертый, «серый»;
- линейность речи служит символом овладения временем, а одновременность – символом псевдомистической полноты;
- политическая речь открывает то, что должно оставаться скрытым, и скрывает то, что является очевидным;
- наглядность сочетается с неопределенностью;
- политическая речь пересказывает фрагменты текстов, не создавая при этом никакого рассказа;
- только обобщает и — ничего не обобщает в истинном смысле;
- иносказание (эвфемизм) сочетается с огрублением речи:
- грубая прямота служит для ухода от разговора по существу;
- политическая речь максимально прямо и доступно сообщает максимально непонятное содержание:
- неясно обозначает ясное,
- расплывчато обозначает конкретное,
- мнимо обозначает истинное.
Из того, как носители политической речи разрешают противоречия языка, видно, что они ставят перед собой антропологически революционную задачу: исцелить язык от его естественной патологичности, усовершенствовать речь, сделать ее более полезной для человеческих целей, чем она может быть.
Политическая речь всей своей практикой и теорией отрицает отдельность личности. Идеологии, массовая культура и массовая религия считают, что стену, отделяющую личность от мира и от других личностей, можно прорубить волевым образом, через иррациональную демоническую волю к власти.
Здесь язык сообщает человеку мысли непосредственно. Здесь мысли, слова и дела стремятся к тому, чтобы стать единым целым, каковое совпадение и характеризует вторую реальность в ее отличии от первой.
С этой стороны политическая речь есть один из утопических проектов. И, как всякая утопия, политическая речь приходит к результатам, прямо противоположным заданным целям, когда, например, всеобщее взаимопонимание проводит к новому вавилонскому смешению языков.
Разговор о естественной и противоестественной патологичности языка нужен был нам для того, чтобы показать, что разумная речь и речь политическая воинствуют на одном поле. И гностики, и христиане говорят на одном языке, и это, разумеется, сильно затрудняет исследование политической речи, где всюду грозит опасность принять подделку за подлинную вещь и наоборот.
Здравомыслящий человек может систематически использовать штампы политической речи, чтобы «быть понятым», и в этом случае, с точки зрения слушателя, ничем не отличается от гностика-пропагандиста.
Массовый же человек может быть критиком самого себя, своей политической речи, он может бороться с ней, и в этом случае его усилия приобретают достоинство подлинно человеческой деятельности.
Роман Вершилло
2 Responses
Нужно ли формально описывать деятельность падших духов в человеке? Вы описываете состояние одержимости, внешнего управления. То, что определяется “политической речью” в тексте не есть плод ума человеческого, а действие, приходящее из демонического мира через контактера. Гораздо более сильное воздействие имеет не смысл, заложенный в текст, а внимание, интерес, согласие проявляемые к словам, суждениям инфернальных существ.
Здесь важнее аскетическая грамотность, опыт, опытное различение духов. А вы привлекаете внимание к тому, от чего надо отвращаться, причем всем, независимо от мнения о своей духовной образованности. В духовном мире именно внимание и интерес есть первые и основные средства духовной коммуникации. Разглядывая в микроскоп слова и суждения демонов наивный исследователь причащается этого духа.
Нужно отвращаться от “политической речи”, как и вообще политической деятельности, в первую очередь по причине её авторства, и этого достаточно.
По этой же причине нельзя читать произведения о.Шмемана, Соловьева, слушать выступления политиков, или ходить на уроки истории в школе.
Привязанность же людей к политике и вера политикам есть не плод “политической речи”, а действие страсти, полученной по причине любви ко лжи вообще и ненависти к истине, от чего спаси нас всех, Господи.
Задача ставится совсем другая, не разглядывание в микроскоп и пр., основная проблема в том, что в нашей жизни стало невозможным общение, разговор, т. е. буквально “словоупотребление”.
Могу сказать откровенно, лично для меня сама тема не просто даже близка, но можно сказать глубоко выстрадана, не менее. Потому что как только (много-много уже лет назад) я начал ходить в церковь, у меня буквально пропорционально начали множиться трудности в общении, именно в диалоге, в словоупотреблении, обнаружилось, что практически в любом споре чтобы просто донести свою мысль до собеседника надо умудриться по ходу дела прочесть небольшую вводную лекцию, что при отсутствии таланта лектора и специальной подготовки есть дело крайне заруднительное.
Доходило зачастую просто до смешного, был у меня один случайный разговор, и вдруг мой собеседник воскликнул, как, а вы разве монархист? Я говорю, да, а что? Ну, говорит, странно, монархисты же они все, ну, “такие”…
То есть все монархисты это же всегда странного вида люди во всём чёрном, обвешанные иконами Грозного и портретами Сталина.
Но ещё более в этом эпизоде запомнилось то, что я “на месте”, “в полевых условиях” не смог тогда “прочесть вводную лекцию” насчёт того, что же такое монархизм, каковы мои личные взгляды и пр., я “растерялся”, “не сориентировался”, “лекцию” не прочесть не смог, и в итоге у моего собеседника, как я полагаю, осталось только одно впечатление от нашего разговора – искреннее удивление от встречи с каким-то очевидно “неправильным монархистом”. А при этом до сути дела мы тогда не просто не дошли, а даже не увидели на горизонте…
Старец Нектарий Оптинский в начале 1920х сказал, что наступил век молчания.
Мы же ещё пробуем, пытаемся в этот век молчания говорить.
И в этом, выражаясь современным голливудско-русским языком, состоит наша “проблема”.
По сути дела весь сайт посвящён попытке эту “проблему” как-то “решать”.
При этом, как неоднократно указывалось, есть предельно ясное понимание, что “окончательное решение” тут в принципе невозможно.
“Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею”.