Выпадение в реальность
Самым странным способом уйти от преследования служит выпадение в дикую реальность.
Даже при поверхностном знакомстве с носителями ПС заметно, что они гораздо теснее соприкасаются с реальностью, чем люди разумные. «Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16:8).
Прямой аналогией к такому теснейшему контакту является сознание душевнобольных, в частности, шизофреников:
Шизофреники тонут в ощущениях. Неспособные к повествованию и согласованию одного с другим, они всегда видят отдельные деревья и никогда не видят леса. Похоже, они более непосредственно и полностью вовлечены в свое физическое окружение, погружены в мир без остатка.1
Для примитивного сознания то же самое отметил Люсьен Леви-Брюль, подчеркнув, как обычно для него, светскую мистическую природу такого контакта с реальностью:
Мы из нашего опыта извлекаем относительно немного сведений, но способны сделать неограниченное число выводов из этих данных. Примитивное сознание, напротив, знает лишь несколько умозаключений, но зато содержит в себе намного больше непосредственных сведений. Мы не признаем объективной значимости за их (светскими мистическими. – Р.В.) сведениями, но для примитивного сознания они вполне реальны, и даже более реальны, нежели данные, полученные через ощущение.2
У более плотного контакта с реальностью есть свои пугающие стороны. Предметы и лица окружают духовно больного человека со всех сторон, теснятся, прижимаются к нему. Такому сознанию недоступна «прохлада», свобода от прикосновения. Прекрасным примером служит сознание «протопопа» Аввакума, подвергнутое анализу в замечательном сочинении А.С. Демина «Русская литература второй половины XVII – начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке»:
Героя тесно окружает «густая» природа; отсутствует природа – плотно окружают люди. Ощущение сомкнутости с природой правомерно присоединяется к комплексу представлений Аввакума о насыщенном предметном окружении героя в мире, составляя уже совсем расплывчатый компонент в составе представлений писателя о радостной или трагичной «густоте» мира вокруг энергичного героя. Энергичного человека энергично же окружает мир.3
Глубокие наблюдения А. С. Демина относительно предметной насыщенности мира, о тесном окружении героя предметами в «Житии» Аввакума слишком пространны, чтобы привести их здесь полностью.
Неприятные стороны более тесного вовлечения в действительность искупаются быстротой реакции. ПС не позволяет своему носителю остановиться и подумать, осознать, критически оценить свое решение. Патологическая мысль сразу переходит в действие.
Зачем патологическое сознание выпадает в мир?
Что в этом странного? – спросит читатель. Казалось бы, мы и сами желаем, чтобы ПС обратилось к действительности и проверило свое содержание на истинность или ложность. Однако ПС выпадает в реальность совсем не за этим, а за тем, чтобы ею овладеть, поглотить весь мир в акте воли к власти. Личность, выпавшая в реальность, являет себя миру, воплощается в нем, познает себя с неожиданной стороны, переживая самооткровение личности.
Из-за их выпадения в реальность идеологов нельзя победить в области разумного диалога, спора, законодательства. Можно только разрушить созданное ПС, сжечь еретические книги, изолировать носителей ПС и т.п.
Выпадение в реальность упраздняет все обобщающие мысли о внешних условиях. В дикой реальности нет и речи о каких-либо страшных вопросах. Кое-какие трудности остаются, но каждая проблема представляется технической и частной, и с ней справляются по ходу дела.
Действительность, в которую выпадает ПС, не оценивается им как противоречивая, не противоречивая, или какая-либо вообще. Она есть свободное поле деятельности, где не замечаются никакие препятствия, кроме преодолимых и случайных.
Если такой человек захочет, он может отмечать для себя те или иные противоречия, и тогда наслаждается витанием над ними или увлекается их практическим преодолением.
Если не хочет, то не замечает ничего противоречивого и целостно созерцает целостную действительность.
В воображении, в своих светских мистических фантазиях, носитель ПС может восходить и нисходить по порядку существ: от неживых к живым или, в экологическом сознании, в противоположном направлении. Однако на самом деле дикая реальность – это мир исключительно человеческий: реальность развращенного общества, и только.
Патологическое сознание как социальный фактор
Мы сказали, что главная функция патологического сознания – обманывать своего носителя. Да, больное сознание нужно своему носителю для его личных целей, но в том-то и дело, что носитель ПС никогда не бывает один. Это всегда коллектив, массовый человек, человек толпы (см. «Человек толпы» Эдгара По) и толпа из одного человека.
В духовно здоровом обществе ПС находится вне общества и удерживается там властью государства и разумного сознания.
В традиционном обществе ПС уже способно создавать беспорядок, устраивая соревнование мнений в обществе.
В развращенном обществе патологическое сознание в социальном смысле конформно. Здесь оно следует господствующим мнениям, то есть тем, которые были разрушительными для общества традиционного.
Итак, в свойственной для него среде обитания ПС выступает одновременно как революционное (по отношению к истинному порядку) и как консервативное (стоит на страже установленных мнений). Носитель ПС – революционер, но он же и лицемер, то есть ревнитель, равнодушный к истине.
В обществе ПС решает сложную задачу
Легко поддерживать порядок в обществе и, главное, понятно, как это делать, потому что порядок познаваем. Но как придать форму беспорядку и утвердить ее? Приходится знание совмещать с незнанием, а это умеет только патологическое сознание.
ПС решает очень сложную общественную задачу, проблему, которую можно сформулировать по-разному:
Как быть с тем, что в развращенном обществе еще есть носители разумного сознания, то есть христиане?
Как духовно больному человеку встроиться в общество духовно больных? Ведь это, получается, больница без врачей, сумасшедший дом без санитаров.
Как раздвоенному сознанию коммуницировать с аналогичными ему раздвоенными сознаниями?
Как демонически замкнутому сознанию выжить в союзе с такими же демонически замкнутыми индивидуумами и «правильно» (по законам развращенного общества) соревноваться за власть?
Итак, мы видим, что, несмотря на всю свою бессознательность, ПС не может забыть ни о себе, ни о разумном сознании, то есть о существовании добра и зла.
ПС в лице идеологов не только знает об этой проблеме, но и предлагает ее решения, одним из которых является носитель ПС, как новый человек.
Носитель ПС не подобен окружающему миру
Прежде всего, новый человек не подобен окружающему его упорядоченному миру, в котором всюду видна рука Творца. Он изгнанник в этом мире, пасынок, а не сын природы.
Эту проблему нельзя решить, изменив миропорядок. Человек может сойти с ума, но мир от этого не изменится. Порядок природ остается неизменным.
Вместо изменения мира, новый человек может измениться сам. Он начинает ненавидеть творение Божие или же, как это популярно в наше время, любить его более, нежели Творца. Но это любовь без взаимности, скажем так.
Новый человек не подобен образцу человека
Носитель ПС отклоняется от нормы, от образца души, от того, каким его сотворил Господь Бог. Перед нами не обычный, «старый» человек, а человек новый, причем в двух разных видах:
- идеолог, который пережил стресс и образовал авторитетное понимание;
- частный человек, который уклонился от стресса, но научился повиноваться авторитетной части своего сознания.
Порядок в развращенном обществе
В новом обществе патологическое сознание есть форма социального контроля, потому что теперь такой «контролер» сидит в каждом новом человеке.
Для такого человека будет естественным образовать общество себе подобных. Оно будет иметь вид порядка, похожий на психиатрическую лечебницу, где душевнобольные играют роль врачей и санитаров, а здоровые рассажены по палатам (см. рассказ того же Эдгара По “Система доктора Смоля и профессора Перро”).
Порядок в развращенном обществе обеспечивают не страх или закон, а внутренний властный голос внутри общества, галлюцинаторная иерархия, пронизывающая все общество сверху донизу.
ПС повышает болевой порог, понижает чувствительность к стрессу, поощряя в обществе жестокость и грубость нравов. Ситуация стресса становится предсказуемой, а его результат – контролируемым.
Благодаря этому новое общество оказывается более мирным и дружелюбным, чем общества древности. С другой стороны, оно и более жестокое, чем предшествующие. Между войной и дружбой нет середины, потому что нет сознания, которое могло бы взвесить, отвести каждому свое место.
ПС создает соответствующие социальные институции, которые исключают ошибку. В обществе идет строительство ПС, через гностическое образование, воспитание и химиократию (с помощью медикаментов типа улучшителей настроения; см. повесть Станислава Лема «Футурологический конгресс»).
Социальное планирование происходит бессознательно. Здесь планирует «коллективный разум», и он же отвечает за все последствия. Поэтому социальный сатанист не чувствует ответственности за то, что он делает. Новый человек субъективно честен и находится в мире со своей совестью, хотя бы совершал чудовищные преступления ради сохранения малого порядка.
Малый порядок: порядок ли это?
Порядок в развращенном обществе имеет вид равенства.
Во-первых, равенство – простейший вид порядка.
Во-вторых, это только видимость, потому что на самом деле в развращенном обществе существует галлюцинаторная иерархия, в которую встроены все члены общества.
Первое и второе вместе дают тот результат, что в обществе наверх поднимаются недостойные, причем не случайно, а закономерно. Преступник теперь занимает место в обществе, которое он не имеет права занимать. Он отдает преступные приказы и воспитывает других в преступном духе.
Выравнивание выражается и в том, что ПС позволяет действовать в общественной сфере частному человеку, который не способен самостоятельно мыслить и действовать.
Массовой наукой могут заниматься неученые, искусством – неумелые. В массовой религии наибольшего успеха достигают неверующие, а в политике – злодеи. Образование превращается в софистику, торговлю мыслями и словами.
В общем можно сказать, что новое общество составляют законопослушные люди без правового сознания, то есть без сознания вообще. Это значит, что они непослушны и управляемы одновременно. Все это делает ПС успешным в разрушении общества традиционного и необычайно эффективным в развращенном обществе. ПС ведет своего обладателя кратчайшим путем к успеху, соединяя его с другими по принципу избирательного сродства.
Диалектика «Раб – Господин»
Галлюцинаторная иерархия развращенного общества подвержена постоянным изменениям. История такого общества – это история ошибок, исправление которых всегда хуже самой ошибки.
В развращенном обществе беспорядок души получает свою постоянную форму, так как сама переменчивость и погруженность человека в мирские дела признается за норму. Эта «норма» становится фундаментом массового общества, когда изобретаются способы извлекать общественную пользу из этого пораженного грехом состояния. Духовные болезни теперь считают (гностическими) добродетелями. Им учат, за них награждают, в их достижении соревнуются по законам диалектики «Раб – Господин». Излишне и говорить, что в этом соревновании участвуют только люди с больным сознанием, а разумные не участвуют.
Образуется иерархия глупости, в которой стресс становится уделом «господ», а частный человек расположен в самом низу и галлюцинирует под руководством идеолога-медиума.
Следующая глава: Патологическое сознание в истории
- Jaynes, Julian. The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. — Boston, New York, London: Harcourt, Brace & Co., Inc, MarinerBooks, 2000. — P. 427. ↩︎
- Lévy-Bruhl L. La mentalité primitive. Paris: Félix Alcan, 1922. P. 49-50. ↩︎
- Демин, Анатолий Сергеевич. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М.: Наука, 1977. С. 145. ↩︎