Патологическое сознание в истории

В истории мы находим несколько типов патологического сознания.

В истории мы находим несколько типов патологического сознания, и всюду они связаны с тем или иным малым порядком: государством, сектой, обществом. Так, например, языческие государства древности, древний гнозис тоже создали свои типы ПС. Их было бы интересно изучить, однако в своем исследовании мы привлекаем их только для сравнения.

Патологическое сознание в истории
Картина Джозефа Альберса.

Предметом данного сочинения является не человек вообще, не человек на все времена, а исключительно человек новый, и только с одной стороны: как носитель патологического сознания. Если в новом человеке есть нечто еще кроме этого, то я предоставляю исследовать это другим.

Патологическое сознание в древности или современности – это всегда исторически конкретная форма беспорядка в душе, то есть тот или иной тип человека. Формы беспорядка сменяют друг друга, и от этого кажется, будто человек изменяется по ходу истории.

История ПС идет вперед, к своему концу, параллельно с историей разумного сознания, у которого тоже есть своя отдельная цель. На пути к своим целям все человечество одновременно и вечно слышит страшные вопросы. Разумное сознание выражает готовность отвечать на них, а ПС отказывается отвечать или с намерением отвечает неправильно и неточно. Это образует вехи истории, где пути разумного и больного сознания расходятся.

Каждая такая поворотная точка представляет большой интерес для исследователя, потому что в такие моменты хорошо видно, как разумное сознание следует предписанной ему норме, а ПС следует норме, предписанной им самим, образуя два типа нового человека: 1) носителя управляющего сознания и 2) частного человека, признающего этого сознание за свое личное.

Новый человек

Как же мы опишем нового человека: того, кто обладает ПС, или, говоря точнее, кем оно обладает?

Перед нами лицо в человеческом смысле незначительное, не представительное для человечества. Все существенное является для него факультативным, все внутреннее – в строгом смысле внешним. Сам такой человек и все в нем находится не на своем месте. Его могло бы не быть.

Новый человек, прежде всего, – это деятель. Как писала Френсис Йейтс, в Новое время «человек изменился, и он уже не только благочестиво созерцает чудеса Божия творения, не только поклоняется Богу высшему творения, но он становится человеком-деятелем, человеком стремящимся использовать силы божественного и естественного порядка».1

Новый человек – творец особого рода: его силы ограничены, расчеты ошибочны, творения несовершенны. Он не специалист в вопросах бытия человеком, дилетант в любой другой существенной области. Бесконечны лишь сила и продуктивность его воображения, и они становятся определяющими при оценке человека-творца. В развращенном обществе он готов исполнять любую роль и в этой роли легко заменим однотипным исполнителем.

Выше мы охарактеризовали его так: «на все готов и ни на что не годен».

Новый человек и его исторические типы

В Новое время исторические типы нового человека последовательно сменяют друг друга. Они зарождаются, растут, достигают вершины развития, а потом устаревают, становятся достоянием позорной истории.

Устаревшим типам ПС уже нельзя возвратить былую славу и влияние: в XXI веке невозможно стать пиетистом или республиканцем по подобию Робеспьера. Вернее, можно, но это глупая игра, способная обмануть только частного человека, но не идеолога.

Опуская предысторию в виде ересей средневековья, Иоахима Флорского и др., перейдем к Новому времени. При перечислении исторических типов ПС будем иметь в виду, что каждому носителю управляющей части сознания соответствует его alter ego в лице частного человека, рядового члена партии или секты, адепта оккультного учения, боевика.

Патологическое сознание
  • Каббалист – единственный средневековый тип ПС, перешедший в Новое время (массовая религия) вместе с восхищающимся им профаном.
  • Затем хронологически идет деятель эпохи Возрождения:
    • софист, торговец словами, см. фигуру Панурга у Франсуа Рабле;
    • гностик и герметист (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс).
  • Никколо Макиавелли.
  • Религиозный реформатор-протестант.
  • Иезуит.
  • Оккультист конца XVI – нач. XVII веков (Джордано Бруно, Роберт Фладд, Джон Ди, Афанасий Кирхер).
  • Типы, порожденные массовой наукой:
    • технологический идиот; дегенерат-изобретатель;
    • ученый-неученый;
    • образованный неграмотный.
  • Пионеры новой политики: Томас Гоббс, пуритане, Джон Локк.
  • Бизнесмен, финансист (дух капитализма).
  • Деятель эпохи Просвещения (Барух Спиноза, Пьер Бейль, Вольтер).
  • Джакомо Казанова.
  • Жан-Жак Руссо.
  • Революционер-республиканец эпохи Французской революции.
  • Романтик:
    • писатель и художник;
    • националист, романтик в политике;
    • теолог-романтик (Иоганн Адам Мёллер, славянофилы).
  • Декадент:
    • Ф. М. Достоевский, как первый православный модернист.
  • Идеолог эпохи великих идеологий:
    • социалист;
    • большевик;
    • анархист;
    • фашист;
    • национал-социалист;
    • деятель массовой культуры, житель мирового города;
    • носитель криминального сознания;
    • интеллигент (в Российском освободительном движении);
    • оккультист эпохи великих идеологий (Е.П. Блаватская, Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский и т.д.).
  • Авангардист в искусстве.
  • Эпоха гибели идеологий (настоящее время).

Малый порядок в истории

Мы много раз уже упомянули, что ПС создает свой малый порядок в обществе и в Церкви. Действительно, малый порядок накрепко привязан к конкретному типу нового человека, вместе с ним возникает, расцветает и рушится. Вместе новые государства и общества образуют цивилизацию Нового времени, то есть сложный набор правил, как беспорядку придать вид порядка.

Все стороны новой цивилизации можно вывести из устройства, мотивов, функций и свойств ПС. Они все те же, что и в малом порядке и в душе духовно больного человека: воля к власти, вера во всемогущество, гордость, отсутствие мира с Богом и радости о Боге, война всех против всех и пр.

Интеллектуальная зараза

Раз уж мы заговорили о том, как ПС существует в истории, придется затронуть вопрос о том, как оно передается от одного человека к другому и передается ли вообще.

Если мы рассмотрим нового человека в его естественной среде, то увидим, что он ничего нового и лично своего не выдумывает. Новый человек ни с кем ничем не делится и ничего нового не воспринимает. Он живет внутри традиции своего поколения и вне ее беспомощен.

Кем же, в таком случае, прирастает «гностическая» цивилизация, и как это происходит?

В уме нового человека все приготовлено для мгновенного воспроизведения и распространения: и ложные идеи, и патологические способы их соединения и разделения. Для сравнения заметим, что разумные идеи и умозаключения не поддаются автоматическому и коллективному пониманию и по этой причине никогда не становятся модными.

Ложные идеи и патологические приемы распространяются в особых условиях и особым способом.

Коммуникация происходит в своеобразной эхо-камере, где замкнуты идеолог с частным человеком.

Учит же идеолог невербально, с помощью символов:

Намизает оком и знамение дает ногою, учит же помаванием перстов (Притч. 6:13).

и учит только тех, кто способен его понять (разумный человек не способен).

Такой учитель может говорить, что ему угодно, а ученик понимать своего учителя – как попало. Для каждого из участников патологического диалога – это односторонняя коммуникация и коммуникация с помощью пустых сообщений, когда ученик не познает ничего нового, нисколько не открывается для познания истины.

По сути идеологи, как актеры на сцене, только показывают, что так-то и так-то можно поступать, говорить и думать. Своими жестами они сигнализируют, будто овладели своим существованием, «не говорят и не утаивают, а подают знаки» (Гераклит об оракуле в Дельфах).

Носитель ПС порождает глупость автоматически и сообщает ее помимо слов. Это и создает впечатление, будто ложные идеи витают в интеллектуальной атмосфере. Из этой атмосферы новые люди берут только то, что им сродно, то, что уже есть в их больном сознании.

Например, когда модернист поколения о. Сергия Булгакова и Н.А. Бердяева вдруг открывал для себя Владимира Соловьева, то находил у него не что-то новое, а свои собственные мысли, то есть те, которые содержались в управляющей части его сознания. Функция такого типа идеолога, как «гностический пророк», состоит как раз в том, чтобы угадывать настроение своего времени.

Ганс Франк вспоминал о первой встрече с Гитлером:

Все шло у него от сердца, и трогало сердца всех нас. Он произносил то, что было в сознании всех присутствующих, и связывал общие переживания с ясным пониманием и общими желаниями тех, кто страдает и ждет программы действий. В том, что он говорил, определенно не было ничего оригинального, но он был призван стать голосом народа.

Среди таких слушателей новый человек и распространяет духовную заразу (2 Тим. 2:16-17), заражая лишь тех, кто болен теми же болезнями, что и он сам. Не только на разумных людей, но и на больных другим набором духовных болезней его зараза не действует.

Мода

Виды смешения понятий – концепты и приемы патологической мысли – утверждаются, входят в моду, затем теряют свое влияние и уступают место другим. Каждая волна популярности той или иной идеи или того или иного приема сопровождается эмоциональным возбуждением и торможением. Духовно больные люди внимательно следят за интеллектуальной модой. Для них это очень важно, потому что в моде противоречивым образом сочетаются компромисс и эпатаж. Следуя моде или ее отвергая, ПС пытается совместить революционность с традиционностью и никогда не достигает этой цели так, чтобы успокоиться.

Как и в любой моде, в истории патологических идей отдельные элементы моды сами по себе не значимы и не должны быть значимы. Символизм моды – самый поверхностный, и странно было бы ожидать чего-либо другого. Мода есть прикрытие прикрытия, ширма перед ширмой.

В свою очередь, это сообщает нам нечто существенное о природе ПС: мода заменяет новому человеку самосознание. Мода несет в себе элемент патологической рефлексии, размышления перед зеркалом над собой и не собой. Я называю эту рефлексию патологической, потому что и здесь новый человек не остается наедине. Как отметил еще Блез Паскаль, идеологи управляют модой, распространяют интеллектуальную заразу в интересах своего варианта управляющего сознания. Посредством моды, идеологи даруют новому человеку «самосознание».

Сначала новые концепты обычно появляются в маргинальной среде, встречаются обществом с недоверием, критикой, непониманием. Затем проникают в среду носителей управляющего сознания, и, наконец, становятся массовыми. Уже в этом качестве патологические идеи претерпевают изменения соответственно обстоятельствам, переплетаются с другими концептами. Потом происходит клиширование. Теперь содержание выглядит неоригинальным и выходит из моды, потому что модным является только массовое и оригинальное одновременно.

Попробую привести некоторые примеры из разных областей.

Концепт «классовая борьба» к концу 1970-х годов повсеместно выходит из моды. Советские идеологи улавливают перемену в общественном сознании и предлагают вместо него концепт «советского народа», как новой исторической общности. Теперь «классовая борьба» существует только между государствами с разным общественным строем.

Или возьмем концепт «синергия» в православном модернизме. Предтечам модернизма (XIX век) он не был известен. В первом поколении модернистов он появляется, но еще не как «синергия», а как «синергизм». Исключением оказался Л. Карсавин, который употребляет слово «синергия», находясь в стороне от основного течения модернизма.

Во втором поколении модернистов концепт получает полное признание, приобретает терминологическое значение, попадает в академические курсы. В третьем же, и последнем, поколении модернистов концепт «синергия» становится вездесущим штампом и начинает уже демонстрировать признаки упадка, приобретая комические черты у таких авторов, как С. Хоружий.

Роман Вершилло

  1. Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London: Routledge & Kegan Paul Ltd, 1964. P. 144. ↩︎

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Книга Десницкого издана ПСТГУ

Издательство Свято-Тихоновского университета выпустило книгу “Введение в библейскую экзегетику” А.С. Десницкого, публициста модернистского направления, последователя о. Владимира Лапшина. По сообщению Десницкого, книга была написана для шведской экуменической миссионерской организации «Институт перевода Библии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.