в миру Валентин Андреевич Мещеринов (1966) – современный российской деятель модернизма, представитель “религиозного индифферентизма”, участник экуменических контактов.
В 1995 г. назначен настоятелем подворья Данилова монастыря в дер. Долматово (Московская обл.). Является заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ), входит в состав научно-экспертного совета центра. Назначил себя руководителем Школы молодежного служения и отделения духовно-нравственного просвещения при ЦДРМ. В октябре 2009 г. собственным решением покинул пост директора Школы молодежного служения ЦДРМ, сохранив за собой статус его ведущего сотрудника.
Активно сотрудничает с модернистским издательством Quo vadis (о. А. Дудченко, Евгений Аврамчук).
В 30 августа 2008 г. участвовал в экуменической конференции «Встреча в Римини». В сентябре 2008 г. выступал с на конференции итальянской униатской организации Russia cristiana («Христианская Россия»). В сентябре 2009 г. выступил с обличениями русского монашества на конференции Russia cristiana.
О нем
о. Рафаил (Карелин). О монашеском авангардизме
о. Владимир Переслегин. Печальные мысли
Роман Вершилло. Игумен-обличитель. О мнениях игумена Петра (Мещеринова)
Роман Вершилло. О. Петр (Мещеринов): монах и супермен
М.Д. О вере и спасении: отзыв на статью игумена Петра Мещеринова
Роман Вершилло. Силы благочестия отвергшиеся
Роман Вершилло. Караул устал
23.04.2015 Дети-404 и голубое лобби в Церкви
05.05.2012 “Только социальные программы”
21.12.2011 О. Петр (Мещеринов): «Таинства – всего лишь средство»
02.12.2011 «Жизнь в Церкви»: презентация книги о. Петра (Мещеринова) в католическом центре
О. Петр (Мещеринов) как мера всех вещей
19.10.2011 Новая книга о. Петра (Мещеринова)
17.10.2011 Планы о. Петра (Мещеринова) на 2011-2012 гг.
13.11.2009 Питомцы о. Петра (Мещеринова) развивают в нас толерантность
Цитаты
К христианству меня привел Бах, музыка Баха. Она меня всегда притягивала своей глубиной, тем, что стоит за ней. Именно на немецком языке я впервые прочитал евангельские строки – в баховских “Страстях”. К принятию крещения в Православной Церкви меня подтолкнуло чтение Владимира Соловьева. А потом у меня засела максималистская мысль Достоевского о том, что служить Богу – не значит только ходить к обедне. Поэтому я пошел в монастырь. Вот так в нем и живу уже почти двадцать лет.
Мы можем вспомнить 94-й год, когда в Церкви шла дискуссия об общине отца Георгия Кочеткова и о методах его катехизации. Тогда получилось так, что отрицались не собственно способы решения проблем, которые предлагал отец Георгий, а сами проблемы. Но от них мы никуда не делись, они остались до сего дня – это и недостаточная катехизация, и многое иное. Настоящий церковный ответ, на мой взгляд, должен был бы стать таким: “Отец Георгий предложил свой вариант решения проблем; мы его критикуем по таким-то и таким-то причинам, и предлагаем свой вариант (и практический опыт) решения этих же проблем”, а не “закидывать шапками” отца Георгия и кричать, что у нас все в порядке и все нормально (я помню, на конференции “Единство Церкви” так и говорилось, что у нас все хорошо, но появился зловредный отец Георгий, который “мутит воду”).
Основные труды
Беседы о вере и церкви (2004) издательство “Даниловский Благовестник”
Таинство покаяния: подготовка и исповедь (2006)
О некоторых наших ошибках (2007) издательство “Даниловский Благовестник”
Чашу жизни вкусите (2007) издательство Quo vadis
Проблемы воцерковления (2008) издательство Quo vadis
Церковь и современность. Вопросы и ответы (2008) издательство Quo vadis
О таланте и смысле жизни. В чем тайна одаренности? (2009) издательство “Даниловский Благовестник”
Источники
Игумен Петр (Мещеринов): “Церковь должна служить не народу, а Христу” // сайт “Православие в Украине”. Беседовал священник Андрей Дудченко, Москва-Киев
Игумен Петр (Мещеринов) после рекомендации Патриарха воздержаться от острых высказываний покинул пост директора Школы молодежного служения // Русская линия. 10 октября 2009 г.
Фонд «Russia Cristiana» провел в Италии конференцию, посвященную восточному и западному монашеству // Благовест-инфо. 23 октября 2009 г.
15 Responses
Мне очень нравится книга иг.Петра “Проблемы воцерковления”. По моему достаточно четко изложены “проблемы”. Что же там такого модернистского и антиправославного?
Уважаемый Андрей, присылайте Вашу статью.
Что модернистского в двух приведённых высказываниях отца Петра?
Первая цитата указывает на источники модернизма о.Петра: музыка, которая по определению является невербальным и в этом смысле недогматическим родом искусства, Достоевский и Соловьев, которые действительно требовали от Христианства больше, чем есть в учении Христа и Его Церкви.
Вторая цитата – общее место для модернизма: когда считается, что ереси – это вполне законные реакции на существующие “проблемы” в Церкви, и Православие – это лишь один из вариантов правильного ответа на эти “вызовы времени”. Эта мысль чуть ли не из Соловьева взята.
На самом же деле Церковь есть столп и утверждение Истины. У нее нет никаких временных проблем и задач для решения. Она основана на Христе и укоренена в вечности.
Совершенно верно, Роман.
Роман, не хочу сказать ничего дурного, но с Вашей стороны крайне странно стирать мой подробный комментарий с ответом на Вашу реплику и при этом публиковать одобрительный ответ отца Владимира. Призываю Вас к объективности и честности.
Вы хотите оспаривать мои слова, как если бы на нашем сайте все это уже не было достаточно объяснено. Так можно спорить до бесконечности.
Например, Вы пишете:
Учение о том, что Церковь вырабатывает свое учение и свои правила в ответ на вызовы времени, является модернистским. И именно в модернизме смешивается Небесная Церковь и воинствующая.
Например: исправление Богослужебных книг (которое происходило всегда) и – перевод Богослужения на русский язык о. Кочетковым. Для о. Кочеткова – это вопрос собственно религиозный, а не практический. Во имя своей ложной религиозной идеи о приспособлении Богослужения к современности он готов попрать незыблемые истины, содержимые Церковью. То же самое относится к о. Петру. Он считает свою борьбу за культурное просвещение и общественный прогресс сутью Православия, а не чисто временной практической задачей. Так они думают служить не воинствующей Церкви, а Небесной Церкви и вечной истине. Это и есть модернизм.
То есть, Небесное и земное меняются местами в их головах и сердцах .
Модернизм – это только ярлык (название). Начинать нужно – не с о. Петра, а с себя. Энергию полемического задора – на самосовершенствование направить – и все будут мирны…
А Православие – это тоже ярлык (название)?
Интересно, был ли Авраам православным.
Вы же знаете, наверно, что говорит об этом Священное Писание: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8:56).
В послании к евреям Апостол Павел говорит о ветхозаветных праведниках, и в том числе об Аврааме, что они свидетельствованы в вере (Евр. 11:39). В вере какой? Во Христа Спасителя. Поэтому Апостол, обращаясь уже к христианам ему современным, говорит: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12:1-2).
По толкованию блж. Феофилакта Болгарского, Бог определил для всех одно время для увенчания. И не сказал: дабы – они не без нас были увенчаны, но: дабы не без нас достигли совершенства. Посему тогда они и окажутся совершенными. Ныне же вообще имеют залог к чести. Иначе откуда у них сила – являться на помощь призывающим их? Откуда у них дерзновение на ходатайство пред Богом?
Здесь блж. Феофилакт прямо называет ветхозаветных праведников святыми, а раз святыми, то, конечно, и христианами.
“Якоже глаголал ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века”. Если Сама Честнейшая Херувим называет Авраама верою принявшим исполненное на Ней обетование Божие, то кто же он, как не отец веры Православной?
То есть, когда Св.Отцы вырабатывали догматику на Вселенских Соборах и клеймили еретиков, это не было ответом на те вызовы и проблемы (конечно этим они лишь только уточняли учение, исходя из Библии и собственной мудрости)
Ну хорошо, а когда большевики разрушали церкви – это тоже не было проблемой?
Было проблемой, но не в том смысле, что христиане не знали что думать об этом, во что им верить.