Search

Петров Григорий Спиридонович

(1866–1925) – один из ранних представителей модернизма в Русской Православной Церкви, священник, сложивший с себя сан. Либеральный публицист.
Петров, Григорий Спиридонович

(1866–1925) – один из ранних представителей модернизма в Русской Православной Церкви, священник, сложивший с себя сан. Либеральный публицист.

Окончил СПбДА. Профессор богословия Санкт-Петербургского политехнического института. Священник (1891). В 1893 г. получил место законоучителя в Михайловском артиллерийском училище и настоятеля храма при училище.

В 1898 г. выпустил книгу “Евангелие, как основа жизни”, которая получила широкую известность в среде неверующей интеллигенции. Известны похвалы А.М. Горького этой книге. Сочинение Гр. П. переиздано баптистами в 2002 г. (ранее “братством святого апостола Иоанна Богослова”). В 1900 – 1901 гг. был редактором журнала “Друг трезвости”.

Вместе со священниками И. Егоровым, П. Раевским и др. организовал в СПб группу “32-х”, позднее преобразованную в Союз (Братство) ревнителей церковного обновления (СРЦО).

23 февраля 1906 г. сщмч. Владимир (Богоявленский) обращается к Святейшему Синоду с представлением о том, чтобы было обращено должное внимание на деятельность священника Санкт-Петербургской епархии Григория Петрова в г. Москве без разрешения местной епархиальной власти, в противном случае столичный город Москва обратится в рассадник церковной смуты духовного разврата всего православного русского народа. Причиной этого обращения сщмч. Владимира было, в частности, издание с 1906 г. Гр.П. газеты “Правда Божия”, где он состоял редактором. В июне того же года издание было приостановлено. В ответ на это он обратился с письмом митр. Антонию (Вадковскому), где обвинил духовенство Христианской Церкви в том, что оно в протяжении 19 веков сужает широкую правду Христову, измельчило, засорило русло евангельского потока в жизни. Гр.П. признается в этом письме, что стремится способствовать установлению Царства Божия, которое понимает в атеистическом смысле как воплощение в человечестве Божества, как Божество было воплощено в Иисусе Христе.

В 1906 г. решением Санкт-Петербургской консистории был сослан в Черминецкий монастырь, который покинул после избрания в 1907 г. во II Государственную Думу в составе кадетской фракции.

Архим. Палладий (Шерстенников), впоследствии митрополит, в 1929 г. писал в противообновленческом руководстве:

Скажу тебе прежде всего, когда и как появились обновленцы. Еще лет больше 20 тому назад несколько попов (32) в столице объединились и задумали постепенно подготовлять в нашей Церкви реформацию, т. е. переделать ее на манер протестантов, которые пошли от немецкого еретика Лютера. Из этих священников одни, мучимые совестью, отказались от этого Иудина дела, другие были лишены сана священного, как расстриженный бывший священник Григорий Петров, который самую молитву Господню “Отче наш” переделал по-своему и предлагал в ней читать христианам слова: “Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли” наоборот, на свой лад, т. е.: “Да будет воля Твоя, как на земли, так и на небеси”, т. е. этот поп-расстрига, Иуда, вместе с другими захотел не небом освящать землю, а землею небо, что то же: не Богом освящать человека, а человеком Бога, а это и значит, что как будто человек выдумал Бога, к чему явно пред нами многие из обновленческих попов и пришли. Ты спросишь, да так ли? А я тебе скажу, странный вопрос! Ведь теперь уже все знают, что самые главные попы-обновленцы сняли рясы и кругом проповедают безбожие.

Св. Синод предписанием от 19 мая 1907 г. запретил Гр. П. проповедовать ввиду антигосударственного характера его политической деятельности. Гр.П. отказался подчиниться и в 1908 г. сложил с себя сан.

Архиеп. Серафим (Соболев) свидетельствует:

Как известно, в январе месяце 1908 г. Св. Синод снял сан с Гр. Петрова. Это событие взволновало некоторую часть столичного духовенства. Было волнение по сему поводу и среди студентов Петербургской Духовной Академии. Тогда же протопресвитером о. Янышевым было созвано все столичное духовенство в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. На этом собрании пришлось быть и мне. О. Янышев прочитал письмо, которое было прислано ему от бывшего священника Григория Петрова. Последний писал: “Я не протестую против Синода за снятие с меня священнического сана, ибо я не верую во Христа, как Бога”. Отсюда ясно, что Гр. Петров не только не был хорошим богословом, но он не был даже христианином.

После снятия сана Гр.П. жил в Финляндии, в Крыму. Активно сотрудничал с газетой “Русское слово”. Путешествовал по России с проповедью “христианского социализма”. Перед самой революцией Гр.П. женился вторично, в 1919 г. родилась его дочь от второго брака. По утверждению некоторых историков, Поместный Собор 1917 – 1918 гг. вернул Гр.П. священный сан, однако в материалах Собора отсутствует указание на этот факт.

После революции Гр.П. эмигрировал в Сербию, где нашел поддержку у министра просвещения С. Прибичевича. Гр.П., быстро выучив язык, выступил с более чем 1500 лекциями на морально-этические темы. Помимо устных выступлений по всей стране он издал на сербском языке свыше 30 брошюр.

В 1923 г. Гр.П. опубликовал на сербском языке книгу “Зидари живота” (“Созидатели жизни”). Она была переведена на болгарский и издана на нем в 1925 г. Болгарское название книги — “В страната на белите лилии” (“В стране белых лилий”). Книга снискала огромную популярность в Болгарии, где считалась своего рода учебником, с которым должен ознакомиться каждый гражданин. Была создана культурно-общественная группа “Григорий Петров” для распространения и воплощения идей Григория Петрова. Не меньшую популярность книга снискала в Турции, где по указу К. Ататюрка она была включена в программу учебных заведений страны, и особенно армейских училищ. Многие годы турецкие офицеры в обязательном порядке изучали “Страну белых лилий”, как руководство к “обновлению жизни” в своей стране. В предисловии к одному из изданий говорится, что “Страна белых лилий” — наиболее читаемая в Турции книга после Корана.

В секте о.Г. Кочеткова и др. современных обновленческих сектах культивируется почитание Гр.П., как “миссионера”.

О нем

К истории обновленчества. Дело о безместном иерее Г.С. Петрове за №82 от 1906 г.

архиеп. Серафим (Соболев). По поводу книги проф. Протоиерея П.Я. Светлова “Идея Царства Божия”

митр. Палладий (Шерстенников). Противообновленческое руководство (1929 г.)

Цитаты

Часто слышатся самые резкие и тяжкие обвинения и против религии, и против Христа, и против Евангелия, против церкви. Обвинения эти большей частью, как ни горьки они, звучат правдою. Упреки заслуженны… теми, кто выдавал и выдает себя за церковь, кто хотят олицетворить в себе и Евангелие и Христа, т. е. духовенством.

Я беру здесь не личные слабости, недостатки, и даже не пороки духовных лиц. Это – личное, человеческое, мимолетное, преходящее. Я разумею основное направление исторической деятельности духовенства, тот отпечаток, который оно, духовенство, в протяжении 19 веков накладывало и накладывает на христианство – чистое и небесно-высокое учение Христа. Духовенство сузило широкую правду Христову, измельчило, засорило русло евангельского потока в жизни.

Царство Божие – это праведная, нравственно совершенная жизнь людей на земле, пробужденная Христом Спасителем и устрояющаяся по Его евангельскому завету. Торжество подобного Царства состоит в полной победе добра над злом в человеческом сердце. Следовательно, наступление Царства Божия на земле, улучшение человеческой жизни возможны только под условием духовного перерождения людей; без проникновения духом Христа отдельных личностей невозможно обновление общества, немыслим никакой социальный прогресс.

Для меня Церковь представлялась, как представляется и теперь, осуществляемым в людях Царством Божиим, воплощением в человечестве Божества, как Божество было воплощено в Иисусе Христе. Обряды, формулы веры, системы догматов одни не составляют Церкви, хотя какое-нибудь участие в строительстве Царства Божия в человеке, я полагал, как и полагаю, самым высоким и радостным делом. Делом, которое и в наше время требует ещё много и много работников.

У нас ведь и после девятнадцати веков проповеди Евангелия в лучшем случае были и есть отдельные христиане, исключительные личности, но нет христианства.

Основные труды

Евангелие как основа жизни (1898) (переиздано братством святого апостола Иоанна Богослова. М., 1997 с послесловием Александра Стрижева, а также баптистской ассоциацией “Духовное возрождение” М., 2004)

Апостолы трезвости (1903)

Божий путь: Сборник статей (1903)

Божьи работники: Сборник статей (1903)

Долой пьянство: Сборник статей (1903)

Братья писатели

Зерна добра: Сборник статей (1903)

К свету! (1903)

Люди-братья (1903)

Школа и жизнь (1903)

По стопам Христа (1904)

Беседы с Богом и Божьей правдой (1904)

Божий путь (1904)

Запросы современной церкви (1905)

Церковь и общество (1906)

Камо грядеши? (1907)

Думы и впечатления (1907)

Искалеченная правда (1907)

Письмо священника Григория Петрова митрополиту Антонию (1908)

В защиту Лопахина // Русское слово. 1910. № 19

Страна болот (Финляндские впечатления) (1910)

Под чужим окном (1913)

Наши пролежни (1913)

Страна белых лилий (1923) (на турецком языке: Ak Zambaklar Ülkesinde Finlandiya. Ankara, 2005; Beyaz Zambaklar Ülkesinde Bir Ulusun Dirilişi stanbul, 2008; Beyaz Zambaklar Ülkesinde. İstanbul, 2009)

İdeal Öğretmen. İstanbul, 2005

Болезни нашей культуры // Русские дни. София. 1923. № 38 (714)

Искусство и жизнь. Балтийский альманах. 1924. II

Источники

Косик В.И. Русская Сербия // Духовный листок “Дорога домой”. Храм всех Святых в Земле Российской просиявших, г. Бурлингейм, Калифорния

Витухновская М. Григорий Петров: “Будьте строителями жизни! // Родина. 2002, №2

“Мечтаю о свободной России” // Вечерний Челябинск. 15.09.2006. №173 (10561)

митр. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994

Деяния Свящ. собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М.: ГАРФ, Новоспасский монастырь, 2000. Т. 10

Акты Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка / сост. М. Е. Губонин. М.: ПСТБИ, 1994

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г. / изд. второе. сост. М. А. Бабкин. М.: Индрик, 2008

о. Георгий Ореханов. Церковный Собор и церковно-реформаторское движение // Журнал Московской Патриархии. М., 2000. № 12

Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Тверь, 1999

Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года. М.: ПСТГУ, 2011

Кривошеева Н.А. К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова // XV ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2005. Т. 1. С. 334-337

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.