Search

Писание и Предание Церковное. Гносеология Церкви

Предлагаемый сборник высказываний Святых отцов составлен в 30-е годы приснопамятным Архиепископом Феофаном Полтавским.

Писание и Предание Церковное. Гносеология Церкви. Принцип Предания

из рукописей Архиепископа Феофана Полтавского

Предлагаемый сборник высказываний Святых отцов составлен в 30-е годы приснопамятным Архиепископом Феофаном Полтавским.

Писание и Предание Церковное. Гносеология Церкви. Принцип Предания
Архиепископ Феофан Полтавский

Богом присуждено, чтоб из рода в род не прекращалось уготовление Духом Святым пророков Его и друзей для благоустроения Церкви Его. Ибо, если змий древний не перестает изрыгать яд греха в уши людей на пагубу душ, то “Создавый на едине сердца” наши (Пс. 32:15) не воздвигнет ли от земли смирения нища, и от гноища страстей не возвысит убога (Пс. 112:7), посылая в помощь наследию Своему меч духовный, “который есть слово Божие” (Еф. 6:17)? Преподобно убо те, которые отвергаются себя, начиная смирением, востекают на высоту ведения, и дается им свыше силой Божией слово премудрости, как благовествующим спасение Церкви Его (Пс. 67:12).

прп. Никита Стифат

Никто не может войти в Богословие и сказать подобающее о Боге, как только Духом Святым.

прп. Никита Стифат

Божественное Писание постигается духовно, и сокрытые в нем сокровища только духовным открываются Духом Святым. Душевный же человек откровения их приять не может (1 Кор. 2:13-14).

прп. Никита Стифат

___________________________________

Конечно, нужна чистота в жизни для того, чтобы и для преуспеяния в нравственной добродетели распознаваемо было прикровенное в Писании. Но, кроме чистоты жизни, нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и таинственность Божия слова через непрестанное поучение напечатлелись в душе. А что в продолжение целой жизни требуется упражнение в Божием слове, показывает жизнь Моисея, который в первое сорокалетие изучал Египетскую мудрость, а во второе сорокалетие, под видом пастушеской жизни удалившись в пустыню, упражнялся в созерцании существующего, и таким образом, уже после второго сорокалетия удостоившись Божия явления, против воли призван человеколюбием Божиим к попечению о людях. И после того не оставался постоянно в деятельной жизни, но часто возвращался к жизни созерцательной. Отчего и в Египетское идолобесие впал весь народ, между тем как святой сей муж беседовал с Богом на горе. Таков же был и Илия; он бегал людской молвы и любил пребывать в пустынях. Поэтому, если святые, со всем постоянством владычественного в их душе, трудились в изыскании истины, то не безрассудно ли желать воспользоваться плодами бесчисленных трудов без всякого усилия? Ибо заметь: после коликократных уединений, безмолвий и трудов удостоился Илия видеть Бога!

свт. Василий Великий

__________________________________

Для исследования и истинного уразумения сказанного в Писании потребны хорошая жизнь, чистая душа и христоподражательная добродетель, чтобы ум, преуспев в этом, был в состоянии достигать желаемого и приобретать его, в какой только мере естеству человеческому возможно познание о Божием Слове. Ибо без чистого ума и без подражания жизни святых никто не возможет уразумевать словеса святых. Кто пожелает видеть солнечный свет, тот, без сомнения, протрет и ясным сделает глаз свой, доведя себя почти до одинаковой чистоты с тем, что желает видеть, чтобы таким образом глаз сам стал светом и увидел солнечный свет. Или кто пожелает осмотреть город или страну, тот, без сомнения, для осмотра их отправится на самое место. Так и желающему постигнуть мысль богословов должно предочистить и убелить душу жизнью, и уподоблением в делах святым приблизиться к ним, чтобы, ведя одинаковый с ними образ жизни, уразумевать и откровенное им Богом.

свт. Афанасий Великий

___________________________________

Писал уже я возлюбленным братиям нашим на Елеоне, – Палладию, нашему единоземцу, и Иннокентию, родом из Италии, в ответ на написанное ими, что к Никейскому исповеданию веры не можем прибавить чего-нибудь, даже самого краткого, кроме славословия Духу Святому; потому что Отцы наши об этом члене веры упомянули кратко по той причине, что тогда не возникало еще об этом вопроса. Присовокупляемых же к этому исповеданию догматов о воплощении Господнем, потому что они глубже моего разумения, не касался я исследованием и не принял, зная, что если однажды извратим простоту веры, то не найдем и конца речам, но противоречия поведут нас далее и далее, и души простые будем смущать введением новостей.

свт. Василий Великий

___________________________________

Итак, пусть докажут, по чему дознали они разность естества. Если бы естество Божие могло быть познаваемо само по себе, и если бы из чего-либо видимого можно было найти, что Ему свойственно и что чуждо, то, без сомнения, не имели бы мы нужды в других каких-либо словах или знаках к уразумению искомого. Поскольку же естество выше того, чтобы уразуметь искомое, а что недоступно нашему ведению, о том заключаем по некоторым знакам, то в исследовании Божиего естества, по всей необходимости, должны мы руководствоваться Божиими действованиями. Итак, если увидим, что действования, примечаемые у Отца, Сына и Святаго Духа, различны между собой, то по инаковости действований заключим, что и действующие естества различны. Ибо невозможно, чтобы далекие друг от друга по естеству согласовывались между собой в роде действований: огонь не прохлаждает, лед не греет, но вместе с разностью естеств разнствуют между собой и их действования. Если же уразумеем, что действование Отца, Сына и Духа ничем не различается и не разнится, то по тождеству действования необходимо заключить об единстве естества.

свт. Василий Великий

Божие естество в отношении к тому, что оно само в себе, при всех примышляемых именованиях, как я рассуждаю, остается невыразимым. Ибо, познав благодетеля, судию благого, праведного и все тому подобное, изучили мы разность действований; но через это уразумение действований нимало еще не можем познать самое естество действующего. Ибо когда составит кто понятие о каждом из этих именований и о самом естестве, которому даются именования, тогда не одно и то же понятие составлено им будет и об имени, и об естестве; а в вещах, о которых понятия инаковы, и естество различно.

свт. Василий Великий

___________________________________

Ум острее всякого слова и движение мысли быстрее языка. Поэтому тонкостью ума и быстрым движением его мы можем созерцать разнообразную красоту Божественной природы, но говорить о ней мы можем только человекообразно и по подобию с нами, так как язык не может простираться до полного выражения истины. Поэтому и Павел, распорядитель таинств Спасителя, просил слова у Бога “во отверзение уст” его (Еф. 6:19). Итак, нисколько не должна вредить природным достоинствам Единородного бедность нашей речи, но должно мыслить о Нем богоприлично, что по нужде говорится человекообразно – Им ли Самим ради нас или и святыми о Нем по ограниченности нашей природы.

свт. Кирилл Александрийский

Поэтому и не должно соблазняться малолепием слов, но следует признавать, что Божественная и неизреченная Природа превышает и силу языка и остроту всякого ума, – и таким образом мы нимало не впадем в нечестие.

свт. Кирилл Александрийский

___________________________________

Если же Апостолы говорят: “изволися же Святому Духу и нам” (Деян. 15:28), говорят, не наряду себя ставя со властию Духа, но подчиняя себя Духу, как Им тогда наставленные; то они выражают этим, что как бы одно ведение, одна мысль и одна власть у них с Духом.

свт. Василий Великий

А ты усиливаешься низвести Духа в число тварей. Это значит то же, как если бы, слыша, что “вероваша людие Богу, и Моисею угоднику Его” (Исх. 14:31), стал ты утверждать, что Бог сравнен с Моисеем. Но очевидна разность между Владыкой и рабом, на которую и писатель указывая сказал: “Моисею угоднику Его”. Ибо веруют Богу, как Владыке и как пославшему Моисея; Моисею же веруют, как посланному служителю.

свт. Василий Великий

Так и Духу изволися (Деян. 15:28) владычественно данное Церкви узаконение, Апостолам же “изволися” служебно провозглашенное ими постановление.

свт. Василий Великий

___________________________________

Верой человек познает все невидимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога.

прп. Антоний Великий

Вера есть несомненное согласие на то, что выслушано с удостоверением в истине проповеданного, по благодати Божией.

свт. Василий Великий

И если кто быстрее кого умом и не употребляет естественной своей крепости к исследованию истин Божественных, то горе и ему, когда истяжется дело по мере данных ему дарований.

свт. Василий Великий

От учений суетных отказался [я] добровольно, а в догматах истины не снискал еще надлежащего навыка.

свт. Василий Великий

___________________________________

Величия Божия и славы Божией, которые и словом необъемлемы и умом непостижимы, невозможно ни изобразить, ни представить одним речением или понятием. Богодухновенное же Писание, с помощью многих речений обращающихся в нашем употреблении, едва приблизило их к понятию чистых сердцем, и то представив как в зеркале. Ибо зрение “лицем к лицу” и совершенное познание, по обетованию (1 Кор. 13:12), дано будет достойным в будущем веке. А ныне, будь кто Павел или Петр, хотя истинно видит то, что видит, и не обманывается и не мечтает, однако же видит “зерцалом и в гадании”, и, “отчасти” приемля ныне с благодарением, совершенного познания с радостию ожидает в будущем веке. В этом удостоверяет апостол Павел, следующим образом ведя слово: как “когда я был младенцем”, едва обучившимся первым начаткам словес Божиих, “по-младенчески говорил, по-младенчески размышлял”, когда же стал мужем и поспешил прийти “в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:13), то “отверг младенческое” (1 Кор. 13:11), и в познании Божественного приобрел такой успех и такое усовершение, что познание в иудейском богопочтении стало для меня подобно движениям младенческого ума, а ведение, почерпаемое в Евангелии – свойственным мужу, уже во всем совершенному; так, в сравнении с ведением, какое откроется в будущем веке, и то, что ныне в ведении кажется совершенным, столь коротко и темно, что перед ясностью ведения будущего века имеет более недостатков, чем видение “зерцалом и в гадании” недостаточно перед видением “лицем к лицу”. Подтверждают же это кроме блаженных Петра и Иоанна и другие ученики Господни, которые при непрестанно большем и большем возрастании и преспеянии в настоящей жизни, тем не менее были уверены в превосходстве ведения предоставленного будущему веку. И после того как оказались достойными избрания Господня, сопребывания с Господом, Его апостольства, раздаяния духовных дарований, после того как слышали: “вам дано знать тайны царствия небесного” (Мф. 13:11), и после такого ведения, по откровении им тайн, неизреченных для прочих, все еще, перед самым уже страданием Господним, слышат они наконец: “еще много имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить” (Ин. 16:12). Из этого и подобного ему познаем, что богодухновенному Писанию известны как беспредельность познания, так и непостижимость Божественных тайн для природы человеческой в настоящей жизни, потому что хотя каждому по мере его успеха прибавляется непрестанно большее и большее ведение, однако же во всех познание никогда не достигает до совершенства, пока не “настанет совершенное”, когда “еже отчасти, упразднится” (1 Кор. 13:10).

свт. Василий Великий

Охладела любовь, исчезло единодушие братий, и неизвестно стало имя единомыслия.

свт. Василий Великий

По всему этому надлежало молчать; но к иному влекла любовь, которая “не ищет своего” (1 Кор. 13:5) и любит преодолевать все затруднения времени и обстоятельств. Нас и вавилонские отроки научили исполнять свои обязанности, хотя бы и никто не радел о благочестии. Они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отмещущих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое. Поэтому и нас не привела в бездействие туча врагов, но, возложив упование на помощь Духа, со всяким дерзновением возвестили мы истину.

свт. Василий Великий

[Свт. Василий говорит, что он излагает учение о Святом Духе,] которое из предания Отцов в непрерывной памяти сохранено до нас.

Непоколебимость и спокойствие твоего нрава ручаются, что сказанное мной не будет разглашено многим, не потому что оно недостойно оглашения, но чтобы не бросать бисера свиниям.

свт. Василий Великий. К Амфилохию.

_________________________________

Свт. Василий Великий о Предании:

Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо если бы вздумали мы отвергать неизложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомяну сначала о первом и самом общем): кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова Призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из неизложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения и елей помазания, и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем научило ли какое писанное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого писания взято и прочее относящееся к крещению – отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли необнародованного и сокровенного учения, которое Отцы наши соблюдали в непытливом и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием?

На что непосвященным непозволительно даже и смотреть, прилично ли было бы учение о том выставлять напоказ письменно? Или с каким намерением Моисей не все в храме сделал доступным всякому, но оскверненных поставил вне святых оград, вход же в первый двор дозволив более чистым, одних Левитов призвал достойными служителями Божьими, а заклания, всесожжения и прочие священнодействия предоставив только иудеям, одного избранного из них допускает во святилище, и того не всегда, но в один только день в году, и в этот день назначив ему определенный час для вхождения, чтобы, по неприступности и непривычке, с изумлением взирал он на Святое-святых? Моисей очень знал по своей мудрости, что попираемое и само собой дающееся в руки близко к презрению, а изъятое из употребления и редкое естественным образом делается предметом усиленного искания. Подобным этому образом законополагавшие в начале о Церкви Апостолы и Отцы достоуважаемость таинств охранили сокровенностью и соблюдением в молчании. Ибо вообще то уже не таинство, что разглашается в слух народу и всякому встречному.

Такова причина, по которой предано иное и неизложенное в Писании, чтобы не требующее усилий знание догматов, по привычке к ним, не сделалось для многих удобопрезираемым. Ибо иное догмат, и иное проповедь. Догмат умалчивается, а проповедь обнародуется. Но вид молчания ­ и та неясность, какую употребляет Писание, делая смысл догматов, к пользе читающих, трудным для уразумения.

___________________________________

Если бы можно было без хлопот в тишине проводить мирную жизнь, то совершенно далеко было бы от моего намерения добровольно возмущать спокойствие, возбуждая и вызывая добровольно их на брань против нас. Но поелику осаждается град Божий – Церковь, потрясается великая стена, кругом обложенная осадными орудиями ереси, и есть немалая опасность расхищенному слову Господню быть плененным воинством демонов, то, почитая страшным не участвовать в борьбе христиан, я не склонился к покою и пот трудов предпочел бездействию покоя, зная точно, что, как, по слову Апостола, каждый “мзду приимет по своему труду” (1 Кор. 3:8), так и все получат наказание за пренебрежение посильных трудов.

свт. Григорий Нисский

Один предел дружбы – говорить в угождение друг другу; и один предлог к вражде – не соглашаться в мнениях.

свт. Василий Великий

Всякий – богослов, хотя и тысячи пятен лежат у него на душе.

свт. Василий Великий

Полагал я, что полезнее слова молчание, потому что голос человеческий не может быть и слышим среди такой молвы.

свт. Василий Великий

Но к иному влекла любовь, которая “не ищет своего” (1 Кор. 13:5), и любит преодолевать все затруднения времени и обстоятельств.

свт. Василий Великий

Нас и вавилонские отроки научили исполнять свои обязанности, хотя бы и никто не радел о благочестии. Они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отмещущих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое.

Поэтому и нас не привела в бездействие туча врагов, но, возложив упование на помощь Духа, со всяким дерзновением возвестили мы истину.

свт. Василий Великий

___________________________________

Дело Феодорита, епископа Киррского

Когда все сели перед решеткой святейшего алтаря, почтеннейшие епископы воскликнули: “Пусть Феодорит тотчас анафематствует [Нестория]”. Почтеннейший епископ Феодорит, выйдя на средину, сказал: “Я и прошения подавал священнейшему и благочестивейшему императору, и записки подавал почтеннейшим епископам, занимающим место почтеннейшего архиепископа Льва; и, если вам угодно, пусть они прочтутся перед вами, и вы узнаете, как я мудрствую”. Почтеннейшие епископы воскликнули: “Мы не хотим ничего читать; анафематствуй сейчас Нестория”. Почтеннейший епископ Феодорит сказал: “Я, по милости Божией, и воспитывался между православными, и научен православно, и проповедовал православно, и не только Нестория и Евтихия, но и всякого человека неправо мудрствующего отвращаюсь и считаю отлученным”. И когда он говорил, почтеннейшие епископы воскликнули: “Ясно скажи: анафема Несторию и учению его; анафема Несторию и друзьям его”. Почтеннейший епископ Феодорит сказал: “По истине, я не скажу, если не узнаю, что [это] угодно Богу. Прежде всего хочу убедить вас, что я ни о городе не помышляю, ни в чести не нуждаюсь, и не для этого я пришел; но так как меня оклеветали, то я пришел доказать, что я православный и что я анафематствую Нестория и Евтихия, и всякого человека, утверждающего, что два сына”. И когда он говорил, почтеннейшие епископы воскликнули: “Скажи ясно: анафема Несторию и одинаково с ним думающим”. Почтеннейший епископ Феодорит сказал: “Я не стану говорить, если не изложу того, как я верую; а я верую…” И когда он говорил, почтеннейшие епископы воскликнули: “Он еретик, он несторианин; вон еретика!” Почтеннейший епископ Феодорит сказал: “Анафема Несторию и тому, кто не признает Святую Деву Марию Богородицею, и тому, кто единого и единородного Сына разделяет на двух сынов. Я же подписался и под определением веры и под посланием святейшего архиепископа Льва. Так я и мудрствую”. И после всего этого: “Будьте здоровы”. Все епископы воскликнули: “Феодорит достоин престола. Феодориту-епископу пусть будет возвращена церковь!”

Деяние восьмое четвертого вселенского собора Халкидонского

___________________________________

Ты пишешь: “Почему на шести соборах ничего не сказано о святых иконах”? Император! ведь ничего не сказано и о хлебе и воде; не сказано ведь, следует или не следует есть, следует или нет пить. Но ты давно уже знаешь, знаешь по преданию, что это необходимо для поддержания жизни. Так и об иконах было известно по преданию.

Второе послание святого отца нашего Григория,
папы римского, о святых иконах
к императору Льву Исаврянину

Из постановления Седьмого Вселенского Собора:

Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно.

___________________________________

Из определений Пятого Вселенского Собора:

Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями: тот да будет анафема.

Из послания Феофила, епископа Александрийского к монахам, державшимся мыслей Оригена:

Итак, подобно нам, анафематствует Оригена и других еретиков и епископ св. церкви римской Анастасий.

Из послания его же к монахам Скита, недовольным осуждением Оригенова учения:

Некоторые дерзнули сказать, что Ориген есть учитель Церкви. Следует ли быть к ним снисходительными? Если Ориген есть учитель Церкви, то хорошо рассуждают и ариане, и евномиане, и еллины.

Из соборного послания, составленного епископами Египта и Александрии, против учения Оригена:

Этот Ориген сделался как бы мерзостью запустения среди истинной Церкви.

___________________________________

Всем правомыслящим, в особенности же духовным отцам и учителям, должны мы всегда воздавать честь и подобающее уважение. Но если случится, что долженствующие быть учителями внушают слушателям такие мысли о вере, которые развращают слух и сердца всех, тогда установленные отношения по необходимости должны измениться и подчиненные должны обличать наставников ложного учения.

Жалоба поданная пресвитером Харисием
Третьему Вселенскому Собору

“Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя” (Мф. 5:29). Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблазняющее око, но не чувственное (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное. Так, например, если епископ или пресвитер, как очи Церкви, живут худо и соблазняют народ, то надлежит их извергнуть. Ибо лучше без них собираться в молитвенный дом, нежели с ними, как с Анной и Каиафой, ввергаться в геенну огненную.

свт. Афанасий Великий

Господь сказал: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их” (Мф. 7:15-16). Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую шерсть, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника, но старайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему – Бог, и гортань его – ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием, то оставь его. Это не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревьях умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества, то тем более должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они дьявольскую душу. Если не собираешь “с терновника виноград, или с репейника смоквы”, то как же предполагаешь, что от законопреступных услышишь что-либо доброе, или от предателей – что-либо полезное? Поэтому уклоняйся от них, как от волков аравийских (Соф. 3:3).

свт. Афанасий Великий

___________________________________

Как же нам можно было молчать в то время, когда вера извращается, когда столько изменений в ней возникает? Или мы не предстанем пред судилище Христово? Неужели мы можем оправдаться в неблаговременном молчании, мы, которые поставлены на то, чтобы говорить что должно.

Послание свт. Кирилла Александрийского к Несторию

И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины. Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам Святых отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая, по слову Писания, “самих себя, в вере ли” мы (2 Кор. 13:5), наши собственные рассуждения будем, сколько можем, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями.

Другое послание свт. Кирилла Александрийского к Несторию

Если некоторые хотят повредить веру, мы не будем предателями своих душ. И хотя бы потребовалось подвергнуться самой смерти, нерешительность неуместна.

Послание свт. Кирилла Александрийского
к одному из защитников Нестория

Он [Несторий] считает себя мудрым больше всех, думает, что только он знает смысл боговдохновенного Писания и постиг тайну Христову.

Послание свт. Кирилла Александрийского
к свт. Келестину, папе Римскому

[Несторий -] любитель нечестивой новизны.

Послание свт. Келестина, папы Римского,
к свт. Кириллу Александрийскому

Его [свт. Сисиния Константинопольского] простое благочестие и благочестивая простота руководились словами, которые он читал в Писании, что надо более бояться, а не высокомудрствовать, углубляясь в изыскания (Рим. 11:20); что не должно, как сказано в другом месте, испытывать того, что свыше сил твоих (Сир. 3:21); что тот, кто будет другое проповедывать и другому учить будет, а не тому, что Апостолы проповедывали, да будет анафема (Гал. 1:89).

Послание свт. Келестина, папы Римского, к Несторию

Известно, что вновь появляющиеся учения возникают от легкомысленного желания славы, оттого что некоторые хотят между своими прослыть остроумными, прозорливыми, глубокомысленными, домогаются выдумать что-нибудь небывалое, дабы через это среди людей необразованных приобрести для себя на время славу человека проницательного.

Послание свт. Келестина, папы Римского,
к клиру и народу Константинопольскому

Я убеждал его [Нестория] следовать не своим мнениям, а правой и апостольской вере, преданной святым Церквам, надеясь отклонить его от неправоты, какая в его сочинениях. Но предлагаемое мной врачество нисколько не помогло, совет не исполнен.

Послание свт. Кирилла Александрийского
к свт. Ювеналию Иерусалимскому

Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: вот он [Несторий] прямо говорит здесь, что никто из бывших до него учителей не говорил народу того, что он говорил.

Слова Нестория из книги о догмате: “наставники ваши не имели времени сообщить вам точнейшего учения”.

___________________________________

Все сущее называется домыслимым, познаваемым, таким, познанию о чем имеются доказательные начала. Бог же именуется недомыслимым, но из домысливаемого, познаваемого веруется, что Он есть.

прп. Максим Исповедник

Познания сотворенных вещей имеют в доказательство свое собственные основания, естественным путем получаемые, которыми естественно и определяются. Бог же по основаниям, в этих вещах находящимся, только веруется, что Он есть, давая благочестивым исповедание и веру в то, что Он есть, твердейшую всякого доказательства. Вера есть истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах превышающих ум и слово.

прп. Максим Исповедник

В Святом Писании различать можно плоть и дух, как бы оно было неким духовным человеком. И кто сказал бы, что буква Писания есть плоть, а смысл его – дух или душа, тот не погрешил бы против истины. Явно же, что тот премудр, кто оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному.

прп. Максим Исповедник

Не знающий истины и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру.

прп. Марк Подвижник

___________________________________

Должно быть мудрыми слушателями божественных таинств, надо быть опытными меновщиками, чтобы знать настоящую и неподдельную монету, ни к тому, что усвоено верой, несвоевременно не ставить неразрешимых вопросов, ни к тому, что требует исследования, не расточать веры, иногда вредной, но всему, что сообщается, воздавать должное и идти как бы прямой стезей, отказываясь уклоняться в ту и другую сторону. Царским путем подобает шествовать идущему в правоту веры Христовой.

свт. Кирилл Александрийский

У Бога ценятся не те поклонники, которые велики по своему количеству, но те, которые отличаются правой верой, хотя бы их оказалось и очень мало. Поэтому Божественное Писание говорит, что много званных, но принимаются только избранные, и достойнейших – совсем мало.

свт. Кирилл Александрийский

“И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго” (Ин. 6:69). И это изречение оказывается составленным весьма премудро. Веруем, говорят, и познали, соединив в одно оба слова, потому что подобало и веровать, и разумевать. Но хотя божественное восприемлется верой, однако без сомнения не должно поэтому всецело удаляться от исследования его, напротив, надо стараться восходить хотя бы и к умеренному познанию, которое как бы в зеркале и загадке, как Павел говорит (1 Кор. 13:12).

Прекрасно также говорят, что не прежде узнали, а потом веруют, но впереди поместив веру, ставят знание вторым, ибо после веры знание, а не прежде веры, согласно написанному: “если не уверуете, и не уразумеете” (Ис. 7:9). Простая вера наперед полагается в нас подобно некоему основанию, а знание уже потом понемногу построяется на ней, вознося нас “в меру возраста” во Христе и “в мужа совершенного” и духовного (Еф. 4:13).

свт. Кирилл Александрийский

Говорит человекообразно ради нас и приспособительно к нам.

свт. Кирилл Александрийский

“И стал Ефрем, как голубь безумный, без сердца” (Ос. 7:11). Ефрем оказался самым безумным голубем, имеющим простоту не на пользу себе. Так и Христос говорит: “будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” (Мф. 10:16), ибо простота нравов и чистый ум по справедливости заслуживают всякого одобрения. При отсутствии же благоразумия простота гибельна и есть ни что иное как глупость.

свт. Кирилл Александрийский

Глагола к нему епарх [Трокл]: “Общаешися ли сей Церкви [константинопольской]? Или ни?” Отвеща святый, глаголя: “Не общаюся”. Глагола епарх: “Почто?” Отвеща святый: “Понеже отверже православные соборы”. Глагола ему епарх: “Аще Церковь наша отверже соборы, то како тии обретаются в диптихе месяцесловном?” Глагола святый: “Кая польза от имен и воспоминания оных, егда догматы тех суть отвержены?” Глагола епарх: “Можеши ли яве показати, яко нынешняя Церковь отверже догматы преждебывших святых соборов?” Отвеща старец: “Аще простите ми и повелите, то удобно могу показати”.

Житие прп. Максима Исповедника

Скорблю о друге, но всякой дружбе предпочитаю благочестие.

свт. Феодот, епископ Анкирский, о Несторие

Когда дело идет о вере и богопочтении, всякое личное пристрастие должно умолкнуть.

свт. Акакий, епископ Мелитинский

___________________________________

Единственный источник христианской мудрости есть Христос Господь. Другого источника ей нет. Есть слово откровенное, но оно только начальное руководство. Настоящей мудрости надлежит быть научену Богом, по древнему еще обетованию (1 Кор. 1:30).

епископ Феофан Затворник

Господь говорил притчами – для чего? Для того говорит, что кто имеет семя жизни по Богу, тот и под приточной оболочкой узреть мог сокрытое сокровище, а потом, применившись верой к Нему и вступив в число учеников, наряду с ними получал открытое объяснение сокровенного. То же самое велено было делать Апостолу (1 Кор. 2:6): предлагать всем слово крестное, просто, без прикрас и соображений ума. Кто несмотря на эту простоту приступал к вере, и через крещение вступал в число верующих, кто, то есть, делался совершенным христианином, а не оглашен только бывал христианским учением, тот затем слушал внутри полное раскрытие мудрости христианской. Об этом теперь и говорит Апостол, поясняя вместе, что иначе нельзя действовать, ибо для усвоения мудрости христианской потребна благодать Духа, которая дается внутри веры. Только духовный разумеет христианскую мудрость, духовным же делает Дух Божий.

епископ Феофан Затворник

___________________________________

Не знание Бог вменяет людям в праведность, но веру. Ибо знание имеет как будто какую торгашескую склонность, вступая в связь с одним познаваемым, а вера христианская не так. Она служит осуществлением не одного познаваемого, но и ожидаемого (Евр. 11:1); а то, чем уже обладают, не бывает предметом надежды. Ибо если кто имеет что-либо, говорит Апостол, то “чего ему и надеяться” (Рим. 8:24)? Недающееся нашему разумению вера делает нашим, собственною твердостью ручаясь за неявившееся еще, ибо о верующем так говорит Апостол, что он “как бы видя Невидимого, был тверд” (Евр. 11:27).

свт. Григорий Нисский

Суетен тот, кто говорит, что знанием, напрасно надмевающим, возможно познать Божескую сущность. Потому что человек не так велик, чтобы равнять с Богом свою познавательную силу. Ибо “кто во облацех уравнится Господеви?”- говорит Давид (Пс. 88:7). И не так мало искомое, чтобы быть ему объяту помышлениями человеческого ничтожества.

свт. Григорий Нисский

Послушай совета Екклезиаста, и не спеши произнести слово пред Богом; “потому что Бог,- говорит он,- на небе, а ты на земле” (Еккл. 5:1). Взаимным сопоставлением этих частей мира, или, лучше сказать, их расстоянием, по моему мнению, он показывает, сколь много Божеское естество выше мудрости человеческих рассуждений. Ибо сколько звезды выше прикосновения к ним пальцами, столько же, или лучше, много раз более, Естество, превосходящее всякий ум, выше земных умствований.

свт. Григорий Нисский

Итак, узнав, сколь велико различие по естеству, будем спокойно пребывать в своих границах. Ибо и безопаснее и вместе благочестивее веровать, что величие Божие выше разумения, нежели, определяя границы славы Его какими-нибудь предположениями, думать, что не существует ничего выше постигаемого разумом, и даже в том случае, когда бы кто находил это безопасным, не оставлять Божескую сущность неиспытуемою, как неизреченную и недоступную для человеческих рассуждений. Ибо гадание об неизвестном и приобретение некоторого знания о сокровенном из примышления человеческих рассуждений пролагает доступ и ведет и к ложным предположениям; потому что составляющий догадки о неизвестном будет предполагать не только истину, но часто и самую ложь вместо истины. А ученик евангельский и пророческий тому, что Сущий есть, верует на основании того, что слышит в священных книгах, на основании гармонии в видимой природе и дел промысла; что же Он есть и как есть, о сем не исследуя, как о бесполезном и непригодном, он не даст лжи доступа к истине, ибо при большой пытливости находит место и неправильное умствование, а при бездействии пытливости совершенно пресекается и необходимость заблуждения. А что справедлива такая мысль, можно видеть из того, как церковные ереси уклонялись в разнообразные и различные предположения о Боге, когда каждый различно обольщал себя, судя по какому-либо движению мысли. Как сами те, о ком идет речь, погрузились в такую бездну нечестия! Не безопаснее ли всего, по совету мудрости (Еккл. 5:1), не исследовать глубочайшего, но спокойно сохранять для себя ненарушимым простой залог веры? Но как скоро человеческое ничтожество начало безрассудно касаться непостижимого и давать силу догматов изобретениям собственного пустого мнения, то отсюда произошел длинный список враждующих против истины.

свт. Григорий Нисский

“Суета и неистовления ложная” (Пс. 39:5),- как говорит пророк, думать, что для кого-нибудь возможно уразумение непостижимого. Подобное можно видеть на малых детях, по неведению свойственному возрасту резвых и вместе любознательных; часто, когда чрез окно ворвется к ним солнечный луч, они, обрадовавшись красоте, кидаются к появившемуся и стараются нести луч руками, спорят между собою, захватывают свет в горсть, зажимая, как думают они, самое сияние; а когда разожмут сжатые пальцы, исчезновение луча из рук производит в детях смех и шум. Так и младенцы нашего поколения, как говорит притча, играют, сидя на торжищах (Мф. 11:16); видя Божественную силу, действиями промысла и чудесами осиявающую души, как бы какой луч и теплоту, истекающие из солнечного естества, не дивятся благодати и не покланяются Познаваемому в сем, но, переступая пределы вмещаемого душою, хватают неосязаемое руками лжеумствований и своими умозаключениями думают удержать то, что представляется им. А когда разум разлагает и раскрывает сплетение лжеумствований, для имеющих рассудок не оказывается ничего, что можно было бы взять.

свт. Григорий Нисский

Какие жалкие остроумцы! Как несчастно и пагубно для них изучение философии!

свт. Григорий Нисский

[Божие] бытие тем, что Он есть, по сущности, недоступно никакому способу постижения и любопытству. Нас же, как говорит слово премудрости (Прем. 13:5), приводит к познанию сего бытия величие и красота созданий по некоторому сходству с познаваемым, то есть даруя только веру [в сие бытие] чрез указание его действия, а не знание.

свт. Григорий Нисский

Верой человек познает все невидимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога.

прп. Антоний Великий

Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно.

Определение Седьмого Вселенского Собора

Такое учение содержится у Святых отцов наших, то есть в Предании Кафолической Церкви, в которой Евангелие преемственно переходило от одного отца к другому.

Определение Седьмого Вселенского Собора

Подписи епископов под определением Седьмого Вселенского Собора имеют такую форму:

“Следуя отеческому учению и Преданию кафолической Церкви, определил и подписался”.

Определение Седьмого Вселенского Собора

Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы сохраняем определения Отцов. Прибавляющих что-либо к [учению] Кафолической Церкви, или убавляющих от него мы предаем анафеме.

Определение Седьмого Вселенского Собора:

Кто защищает кого-либо приверженного к ереси обвинителей христиан или проводящего в ней жизнь, тому анафема.

Кто унижает какое-либо Предание церковное, писанное ли то, или неписанное, тому анафема.

Определение Седьмого Вселенского Собора

___________________________________

Послание Капреола, епископа Карфагенского, отцам Третьего Вселенского Собора:

“Хотя я вполне уверен, что кафолическая вера через столь великий собор досточтимых иереев, при помощи Божией, сохранится твердой и непоколебимой, но прошу и умоляю вашу святость, чтобы вы, при содействии Святого Духа, Который, как я не сомневаюсь, будет в сердцах ваших при всех ваших действиях, силой древнего Предания поражали новые и доселе неслыханные в Церкви учения, и таким образом противостали всякого рода новым заблуждениям, не касаясь тех, которые уже прежде отвергла Церковь, и возникших в наши времена, которые также низложены единодушным приговором иереев, чтобы под предлогом вторичного исследования не возобновлять того, что уже отвергнуто прежде. Ибо подвергать исследованию нужно вновь возникшие спорные вопросы, дабы или одобрить, если что говорится справедливо, или отвергнуть достойное осуждения. А если кто станет подвергать новому исследованию предметы уже решенные, о том по справедливости должно будет сказать, что он не иное что делает, как сам сомневается в той вере, которая доселе имела силу. Потом, дабы нынешние определения относительно кафолической веры сохранили всегдашнюю твердость, нужно, в пример потомству, оставить неизменным и неприкосновенным все то, что в прежние времена утверждено Святыми отцами. Ибо если кто хочет своим определениям относительно кафолической веры сообщить всегдашнюю твердость, то он должен подтверждать свое мнение судом древних отцов, а не основываться на собственном авторитете, чтобы таким образом видно было, что он, подтверждая свое мнение определениями частью древних, частью новейших, утверждает, проповедует и содержит единую истину Церкви, хранимую от начала до настоящего времени в простоте и чистоте, с непоколебимой твердостью и достоинством”.

По предложению свт. Кирилла Александрийского, послание это, “как содержащее в себе ясную мысль”, внесено в акты Собора.

На это предложение свт. Кирилла все епископы воскликнули: Таково мнение всех нас; мы все то же говорим, это общее наше желание.

___________________________________

Это не учение вселенской Церкви и не думали так Отцы.

свт. Афанасий Великий

Вот подлинно учение и вот признак истинных учителей, как предали Отцы, – согласно между собой исповедывать одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни с своими Отцами. А которые не так расположены, тех скорее можно назвать негодными, нежели истинными, учителями. Поэтому язычники, не признающие одного и того же, но разногласящие друг с другом, не имеют истинного учения, а святые и действительные проповедники истины один с другим согласны и не разнствуют между собой. Ибо хотя и в разные времена были они, но все взаимно стремятся к одному и тому же, будучи пророками Единого Бога и согласно благовествуя единое слово.

свт. Афанасий Великий

Не только не приносить в жертву курений значит быть мучеником, но и не отрекаться от веры есть уже светлое мученичество в совести.

свт. Афанасий Великий

Решимся и употребим старания хранить, что прияли, отвращаться же нововведений.

свт. Афанасий Великий

___________________________________

[Творения проповедников таинства -] записанные предания.

свт. Григорий Нисский

Пусть никто от меня не требует и признаваемое нами подтверждать доказательством, ибо в доказательство нашего слова достаточно иметь от Отцов дошедшее к нам Предание, как наследство какое, сообщаемое по порядку от Апостолов чрез последующих святых.

свт. Григорий Нисский

Имеющему ум стыдно – не слушать поношающего, но [стыдно] на сказанное отвечать.

свт. Григорий Нисский

Против недоказанного обвинения молчание есть самая приличная защита.

свт. Григорий Нисский

Я почитаю мелким и неблагородным восставать против ложных и недоказанных речей.

свт. Григорий Нисский

Обвинение [со стороны клеветника] становится доказательством не клеветы на напрасно обвиняемого, но безумия обвиняющего.

свт. Григорий Нисский. Против Евномия.

Умолчим о вставленных им [Евномием] в свою речь шутках, какими ребячески забавляется этот важный ритор, шутя ли то, или в самом деле желая оскорбить нас, как будто чрез это станет он выше умом. Ибо никто не принудит нас вместе с косоглазыми портить так же глаза, или вместе с пораженными болезнью беснования ломаться, прыгать и падать телом.; мы о них пожалеем, но сами не выйдем из надлежащего положения.

свт. Григорий Нисский

Не преступайте пределов, которые положили отцы наши, не пренебрегайте языком более простого проповедания и не отдавайте предпочтения различным последующим учениям, но согласуйтесь с древним правилом веры, и Бог мира да будет с вами.

свт. Григорий Нисский

Надобно смотреть на мысль предлагающих слова веры, а не увлекаться звуками.

свт. Григорий Нисский

Приписывать нам [такое] мнение… значит то же, что клеветать на нас, будто мы говорим, что звезды темны, и солнце мрачно, и небо на земле, и вода суха, и тому подобное.

свт. Григорий Нисский

Сему писателю нравится злословить.

свт. Григорий Нисский

Богодухновенное Писание, как называет его Божественный Апостол (2 Тим. 3:16), есть писание Святого Духа. Цель его есть польза человеков; ибо говорит он: “Все Писание богодухновенно и полезно”; эта польза многоразлична и многообразна, как говорит Апостол: “для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности” (2 Тим. 3:16). Но эту пользу нельзя получить читающим с первого раза; Божественное как бы какою завесой скрывается телом Писания, так как законодательство и история как бы покрывают созерцаемое умом. Потому-то о тех, которые смотрят только на тело Писания, Апостол говорит, что они имеют покрывало на сердце (2 Кор. 3:15) и не могут провидеть славу духовного закона, так как им препятствует наложенное на лице законодателя покрывало. Посему он говорит: “буква убивает, а дух животворит” (2 Кор. 3:6), показывая, что представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой духом.

свт. Григорий Нисский

___________________________________

Что прежде – знание, или вера? А мы утверждаем, что вообще в науках вера предшествует знанию, в рассуждении же нашего учения, если кто скажет, что веру предваряет знание, то не спорим в этом, разумея, впрочем, знание соразмерное человеческому разумению. Ибо в науке должно прежде поверить, что буква называется “азом”, и, изучив начертание и произношение, потом уже получить точное разумение, какую силу имеет буква. А в вере в Бога предшествует понятие, именно понятие, что Бог есть, и его собираем из рассматривания тварей. Ибо познаем премудрость, и могущество, и благость, и вообще “невидимое Его”, уразумевая от создания мира. Так признаем Его и Владыкой своим. Поелику Бог есть Творец мира,а мы – часть мира, то следует, что Бог и наш Творец. А за этим знанием следует вера, за такой верой же – поклонение.

свт. Василий Великий

Действования [Божии] многоразличны, а сущность проста. Мы же утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступной.

свт. Василий Великий

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.