Search

Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского

Настоящее собрание писем Архиеп. Феофана Полтавского является самым полным из известных. В него вошли все уже опубликованные письма, но ряд писем - №№ 7, 9, 13, 60 - публикуются впервые.

Самое полное собрание, некоторые письма публикуются впервые

Предисловие

Настоящее собрание писем Архиеп. Феофана Полтавского является самым полным из известных. В него вошли все уже опубликованные письма, но ряд писем – №№ 7, 11, 15, 62 – публикуются впервые.

Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского
Джорданвилль, 1976

Основой для собрания писем послужило Джорданвилльское издание 1976 г., которое начиналось следующим введением:

“Высокопреосвященнейший Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский получил свое монашеское имя в память глубоко почитавшегося им приснопамятного святителя Феофана, Вышенского Затворника. В них обоих чрезвычайно много общего, сродного по духу. И Архиепископ Феофан, подобно святителю Феофану Затворнику, был таким же глубоким богословом и вместе с тем непоколебимым и пламенным ревнителем Православия, неподкупным и бескомпромиссным стражем Правды Божией, столь многими попираемой в наши лукавые дни. И он выше всякого другого дела ставил духовную жизнь – “умное делание”, как говорили наши благочестивые предки, и неуклонное последование Святым отцам. И у него было множество духовных чад, разбросанных не только по всей России, но и в силу печальной катастрофы, постигшей нашу Родину, по всему земному шару. Если бы была возможность собрать все письма Владыки Феофана к его духовным чадам, они составили бы целые объемистые сборники огромной духовной ценности. Здесь мы можем предложить вниманию читателей только немногие из этих писем, которыми мы имеем счастие располагать, и отрывки из других писем, имеющие общий интерес”.

Письма расположены в хронологическом порядке. К большому сожалению, адресатов Архиеп. Феофана по большей части установить не удалось.

Источники и примечания помещаются после каждого письма. Источник не указан для тех писем, которые взяты нами из первого издания: Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Jordanville , NY , 1976.

Р. Вершилло

Оглавление

  1. Выдержки из писем к М.А. Новоселову
  2. С. А. Нилусу
  3. Архиепископу Никону (Рождественскому)
  4. С. А. Нилусу
  5. Е.Ю. Концевич
  6. Е.Ю. Концевич
  7. Митрополиту Антонию (Храповицкому)
  8. Е.Ю. Концевич
  9. Епископу Вениамину (Федченкову) о “Катехизисе” митр. Антония (Храповицкого)
  10. Епископу Вениамину (Федченкову) о “Катехизисе” митр. Антония (Храповицкого)
  11. Митрополиту Антонию (Храповицкому)
  12. Е.Ю. Концевич
  13. Архимандриту Иоасафу (Скородумову) (?). О причинах раскола в нашей Заграничной Церкви
  14. Архимандриту Иоасафу (Скородумову) (?). О церковном расколе, имеющем целью “реформировать Православие”
  15. Митрополиту Антонию (Храповицкому)
  16. Архимандриту Иоасафу (Скородумову) (?). О безуспешных попытках восстановить единство в нашей Церкви
  17. Совершает таинство Евхаристии Господь на основании искупительных заслуг Спасителя силою благодатных действий священнослужителя
  18. Ответ на просьбу о принятии в духовное руководство
  19. О разных путях ко спасению и о сущности монашеской жизни
  20. О разных путях в монашеской жизни и о изучении богословских наук
  21. О принятии монашества, о духовном руководстве и о посте в болезни
  22. О Декларации митр. Сергия Нижегородского, и о поведении готовящегося к монашеству
  23. Наставления для стремящегося к монашеской жизни
  24. Нужно ли для принятия монашества родительское благословение?
  25. Дела церковные. Воля Божия и воля человеческая
  26. Отношение к заблуждениям ближних
  27. О духовном расслаблении. Об отношении к награде
  28. О чтении Святых отцов
  29. Порядок мыслей в молитве
  30. О количестве и качестве в молитве
  31. Что значит: “все мы в прелести”?
  32. В чем состоит “собственно прелесть”?
  33. О беспорядках в церковном сестричестве
  34. О теософии и о борьбе с искушениями
  35. О молитве внешней и внутренней
  36. О допущении к причащению англикан
  37. В редакцию газеты “Возрождение”
  38. О правильном ведении духовной брани
  39. Что такое “мир” и что значит “отречься от мира”?
  40. О воздержании, о тайном постриге и об общении с людьми
  41. Обуревание помыслов и страстей. Для лиц начальствующих особенно необходимо смирение
  42. О правильном духовном руководстве и о творениях епископа Игнатия (Брянчанинова)
  43. М. А-ной. О борьбе со страстьми
  44. М. А-ной. О хранении внутреннего Богомыслия и памяти о Боге
  45. О благодатных действиях Пресвятой Троицы
  46. М. А-ной. О борьбе со страстьми и о бесстрастии
  47. О сочинениях еп. Игнатия (Брянчанинова) и об отношении к постигающим искушениям
  48. М. А-ной. О человеческой кончине
  49. М. А-ной. О молитве за евреев и о воспитании детей
  50. Что такое искушение? О двух изданиях Триоди
  51. Брак и девство
  52. О благословении митр. Антонием “Кирилловского движения”
  53. О внутренней борьбе с помыслами и о значении смирения
  54. Усталость при молитве и смысл епитимий
  55. О самособранности и жизни в обществе и о говении
  56. О детских забавах и развлечениях вообще
  57. Отношение наше к врагам Божиим и русского народа
  58. Как часто следует причащаться Св. Христовых Тайн?
  59. О том, в какую церковь ходить и о “невидимой брани”
  60. Как относиться к смущающим обстоятельствам
  61. Различие между естественно доброй жизнью и жизнью христианской
  62. Митрополиту Антонию (Храповицкому)
  63. О мире душевном и о восьмом вселенском соборе
  64. Могут ли скорби не нарушать душевного мира и об исповеди
  65. В общение с Господом мы можем войти только чрез исполнение заповедей Божиих
  66. Архиеп. Аверкию (Таушеву) (?). Учение протоиерея Сергия Булгакова о Софии
  67. Буря искушений и якорь самоукорения
  68. Как относиться к недобросовестным служащим?
  69. Огорчение не есть злоба и как относиться к недостаткам людей
  70. Архиеп. Аверкию (Таушеву) (?). О монастырской жизни и о совершении богослужения в наше время
  71. Плач о грехах и обличение совести
  72. Архиеп. Аверкию (Таушеву) (?). О модернизме в современной Православной Церкви и о книге священника Павла Флоренского
  73. Нельзя смешивать “умиление” с “сердечным сокрушением”
  74. О чувстве своей греховности. О воспитании детей монашествующими
  75. О “перевоплощении” и как проводить пост?
  76. О новом церковном календаре, о посещении духовных бесед и о церковных изданиях
  77. О хранении пасхальной радости
  78. Архиеп. Аверкию (Таушеву) (?). Просьба о благословении на принятие иночества
  79. Архиеп. Аверкию (Таушеву) (?). Религиозно-нравственное состояние православных стран
  80. О благодарности Богу, о жертвах в пользу бедных и о недостатках характера. Необходимо всем, любящим Истину, наблюдать знамения времен!

Письма

1. Выдержки из писем к М.А. Новоселову

“Новые данные, открывающиеся из деятельности Г. (Григория Распутина. – Ред.), еще более подтверждают, что он заблуждается более и более и подпадает под власть бесовскую, помрачился окончательно и упорствует в неправде всяческими неправдами».

В другом письме преосвященного Феофана сказано еще больше, еще точнее…

Весной 1910 г. владыка Феофан решил, по его словам, «поведать все бывшему Императору… Однако принял меня не Император, а его Супруга Александра Феодоровна в присутствии фрейлины Вырубовой. Я говорил вполголоса и доказывал, что Распутин находится в состоянии “духовной прелести”. Бывшая Императрица возражала мне, волновалась, говорила из книг богословских, причем видно было, что ее кто-то, скорее всего Распутин, научил так говорить».

Печатается по сборнику Неизвестный Нилус. М.: “Православный паломник”, 1995. С. 529

2. С. А. Нилусу

Досточтимый Сергей Александрович!

Сердечно благодарю Вас за Ваше внимание ко мне, выразившееся в посылке мне Вашей книги «На берегу Божьей реки». Я с великим интересом читаю все Ваши книги и вполне разделяю Ваши взгляды на события последнего времени. Люди века сего живут верою в прогресс и убаюкивают себя несбыточными мечтами. Упорно и с каким-то ожесточением гонят от себя самую мысль о кончине мира и о пришествии антихриста. Их очи духовно ослеплены. Они видя не видят и слыша не разумеют. Но от истинно верующих чад Божиих смысл настоящих событий не сокрыт, даже более того: на ком почиет благоволение Божие, им будут открыты и время пришествия антихриста, и кончина мира точно. Когда Господь изречет Свой грозный суд над грешным миром: не имать пребывати Дух Мой в человецех сих, яже суть плоть: тогда Он скажет верным Своим рабам, изыдите от среды их и отлучитеся и нечистот не прикасайтеся. Аз прииму вы (2 Кор. 6:17; ср. Исайи 52:11). И сокроет их от взоров мира, воздыхающего в страхе грядущих бедствий. Поэтому велика заслуга тех, кто напоминает людям века сего о грядущих великих временах и событиях. Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мира всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2)!

Ваш искренний почитатель и богомолец, Епископ Феофан.

24 ноября 1915 г.

Печатается по сборнику Неизвестный Нилус. М.: “Православный паломник”, 1995. С. 328

3. Архиепископу Никону (Рождественскому)

Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь!

Сердечно благодарю Вас за Ваше братское о Христе приветствие с праздниками. Со своей стороны взаимно Вас приветствую и желаю Вам грядущее новолетие провести в добром благополучии и многоплодном служении Св. Православной Церкви.

Я вполне согласен с Вами» что мы переживаем тяжелое во всех отношениях время.

Тяжелая опасность надвигается на русское Государство и на русскую Православную Церковь.

Критическое положение церковных дел осложняется тем, обстоятельством, что религиозное брожение и шатание коснулось и самой иерархии.

Я думаю, что такое неопределенное положение не может продолжаться долго. Оно определится в ближайшем будущем. Пришествие антихриста, полагаю, недалеко от нашего времени. Но до наступлений этого момента как бы ни было тяжело положение Церкви, «благодатный останок», – по нашему глубокому убеждению и вере, останется непоколебимым в истине православной. Верю, что Господь в нужное время воздвигнет решительных и ревностных защитников истины православной из среды этого «останка». Нам же нужно быть готовыми во всеоружии веры, истины и правды встретить надвигающуюся опасность со стороны новых и последних врагов Православия… Я живу этим предчувствием и, по мере моих сил, готовлюсь к предстоящей духовной брани… Если в настоящее время я молчу, то потому, что ожидаю выступления со стороны «сильнейших»… А отчасти тщательно проверяю произведения новейшей богословской мысли с точки зрения святоотеческой литературы, чтобы возможное слово мое не было легковесным и пустым биением воздуха…

Очень рад выходу в свет книги С. А. Нилуса. *) Усердно прошу выслать мне 50 экземпляров этой книги. Деньги незамедлительно вышлю по высылке книг.

Усердно прошу Ваших святейших молитв о моем недостоинстве.

Ваш недостойный богомолец и послушник Феофан, Епископ Полтавский

P.S. Книги прошу выслать независимо от заказа Преосвященного Неофита.

1917.1.8

Полтава

Печатается по сборнику Неизвестный Нилус. М.: “Православный паломник”, 1995. С. 329

*) Близ есть, при дверех. Сергиев Посад, 1917.

4. С. А. Нилусу

Достоуважаемый Сергей Александрович, да не будет у Вас никакого сомнения, что антихрист действительно уже существует и ждет только времени для явления миру. Он находится недалеко от пределов России. Больше ничего не могу сказать, равно и того, как я знаю это.

20 февраля 1917 года

Из письма С.А. Нилуса к иеродиакону Зосиме от 6 августа 1917 г.

Печатается по сборнику Неизвестный Нилус. М.: “Православный паломник”, 1995. С. 189

5. Е.Ю. Концевич

Многоуважаемая Елена Юрьевна!

Получил Ваше письмо. Искренно благодарю за сведения Ваши, сообщения о С.А. Нилусе. Очень рад, что он жив и здоров и Господь не оставляет его среди трудных и спорных обстоятельств современной жизни. Писать ему что-либо я опасаюсь. По несомненным данным, за моей перепиской следит советская агентура, поэтому в Россию я не пишу никаких писем. О. схиархимандрита Иоасафа из Густанского монастыря я знаю. О бывшем ему пред кончиной видении я очень желал бы знать. Но я думаю, что нет нужды пересылать описывающего это видение в подлиннике письма. Достаточно в Вашем письме передать сущность видения. Письмо ведь может затеряться. Когда будете писать С.А. Нилусу, передайте ему от меня приветствие, не называя моего имени полностью, а передавая приветствие от В.Ф. Полтавского.

Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровения старцев. А они передавали мне следующее. Пришествие антихриста приближается и очень близко. Время, отделяющее нас от него, нужно считать годами и, в крайнем случае, несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на краткое время. И в России должен быть Царь, предызбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто.

Будем ожидать исполнение открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству Слова Божия, и это бывает.

Желаю Вам здравствовать. Призываю на Вас благословение Божие.

Ваш искренний богомолец и покорный слуга,

архиепископ Феофан.

P.S. Если будете писать, то прошу писать по адресу: Serbie, Srem Karlovci, Patriarchie, Archeveque Theophane.

А.Ф

1925. V . 23. Yertsegnovi .

Печатается по кн.: Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1996. С. 397

(несколько иначе: архиеп. Аверкий (Таушев). Высокопреосвященный Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский. Jordanville , New York,1974. C . 27)

6. Е.Ю. Концевич

Многоуважаемая Елена Юрьевна!

Получил Ваше письмо по приезде в Карловцы из Ерцегнови. Приношу Вам глубокую благодарность за присланное Вами описание видения о. схиархимандрита Иоасафа. Оно очень поучительно и умилительно. Будем с верою ожидать лучшего будущего, которое, надеюсь, принесет нам действительно великую радость.

Я глубоко сочувствую Вашему духовному одиночеству. Вполне понимаю, как Вам тяжело жить. И от души желал бы, чем могу, быть полезным Вам. Не унывайте, Господь с Вами. С Вами и преп. Серафим. Он да утешает Вас всегда!

Историей из-за доллара не смущайте себя. Вы не упомянули о нем ни словом в письме. И я не знал, что с ним делать. Подумал, что Вы просто позабыли отклеить его от письма и нечаянно прислали его ко мне. Поэтому и решил отправить его к Вам обратно с письмом, не говоря о нем ни слова. Дело естественное, и укорять Вам себя из-за него не следует. По отношению к Вашему отцу Вы совершаете подвиг христианской любви, многоценный пред очами Божиими. Он будет не бесплоден, если не для него, то для Вас!

Будьте здравы и не унывайте.

Господь с Вами. С Вами и все угодники Божии, чтимые Вами! Бог даст, доживем и мы до счастливых дней. Отнимет тогда Господь от очей наших всякую слезу. Если и будут у нас слезы, то слезы умиления и радости!

Архиепископ Феофан.

1925. VI. 13.

Сербия. Сремские Карловцы.

Печатается по кн.: Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1996. С. 399

7. Митрополиту Антонию (Храповицкому)

Ваше Высокопреосвященство, милостивейший Архипастырь!

В своем письме ко мне от 23/6 октября сего года Вы просите меня об ускорении представления проекта обращения к заграничной пастве по поводу распространяющегося влияния масонства, каковое обращение, по Вашим словам, прошлогодним Архиерейским Собором поручено составить мне. Считаю своим долгом по сему поводу заметить следующее.

1) Присутствуя на Соборе и принимая участие в заседаниях оного и в частности в том заседании, в котором подлежал обсуждению вопрос о масонстве, я вынес убеждение, что поручено мне было Собором составить не проект обращения к пастве по поводу распространяющегося влияния масонства, а статью о масонстве, которая должна была бы быть помещена в “Церковных Ведомостях”.

2) Поняв таким образом поручение Собора, я сразу же и хотел приступить к составлению статьи о масонстве. Но встретилось непреодолимое в моем положении препятствие к выполнению своего намерения. А именно:

а) мне нужно было достать несколько книг, необходимых для составления доклада, и, по крайней мере, одну, особенно нужную, но достать этой книги я не мог по независящим от меня обстоятельствам;

б) Сразу же после Собора я очень серьезно заболел: малярия, болезнь легких, колит,- последовательно истощили мой организм до чрезвычайной степени. Только по приезде об. в Варну я не только понял, но и почувствовал всю серьезность болезненного состояния моего организма. Нужно было принимать чрезвычайные меры для избежания критического положения в состоянии моего здоровья. Когда в прямом смысле слова моя жизнь была на волоске от смерти, я не мог думать о серьезной работе.

Но,- главное,- я лишен всяких источников и пособий, без которых работать серьезно невозможно.

В виду всех указанных обстоятельств я нахожусь в настоящее время в затруднительном положении касательно данного мне Собором поручения, и в частности не знаю, что же мне поручено Собором: составить ли проект послания к пастве, или печатную статью для напечатания в “Церковных Ведомостях”? Официального постановления Собора по сему предмету, в его точной редакции, мне до сих пор сообщено не было.

Борьба с масонством – вещь очень серьезная. Ввиду некоторой невыясненности дела не следовало ли бы выяснить вопрос на предстоящем соборе?

Прошу указаний Вашего Высокопреосвященства.

Вашего Высокопреосвященства покорный послушник архиеп. Феофан.

1925 г. 6 октября, Варна

P.S. Впредь мне нужно писать по адресу: Bulgarie, Sophia, Ambassade de Russia.

Письмо архиеп. Феофана о статье о масонстве (Варна, 6 октября 1925 г.)//ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 280 лист 6-6 об.

8. Е.Ю. Концевич

Многоуважаемая Елена Юрьевна!

С великим сожалением узнал я из Вашего письма об аресте С.А. Нилуса и его супруги. Мне так хотелось, чтобы он как-нибудь выехал заграницу. Здесь он, с присущим ему талантом, мог бы многое написать в пользу и защиту Св. Православной Церкви перед неверующей Европой. Будем молить Господа о его спасении.

Я очень рад, что Вы установили, хотя и заочно, духовную связь с О.А. и Т.А. Бурман. Мне кажется, что знакомство Ваше, особенно с Т.А. Бурман, будет полезно Вам. Она имеет очень чуткую и добрую душу, и Вы с нею можете быть откровенной. А одинокой Вам в настоящее время жить трудно. О.А. и Т.А. Бурман думают уезжать из Сербии. Трудно там найти заработок. Е.Е. Митрофанова зовет их в Париж, а они собираются переселиться в Болгарию. Здесь обещают устроить их некоторые из моих знакомых русских людей.

Не знаю, как Вы живете в настоящее время. Но надеюсь, что не унываете. По многим несомненным данным время спасения России приближается. Грядущая радость с избытком покроет все наши настоящие печали и скорби. А в последнее скорбное время все верующие и верные Господу будут жить под особенным покровом Божией благодати, которая защитит и спасет их от всех козней антихриста!

Будьте здравы и хранимы Господом. Молю Господа о Вашем благополучии и спасении.

Архиепископ Феофан.

1925. XI. 2.

София.

Русское посольство.

Печатается по кн.: Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1996. С. 400

9. Епископу Вениамину (Федченкову) о “Катехизисе” митр. Антония (Храповицкого)

Ваше Преосвященство, Достойный Владыко!

Давно не писал Вам. Причина тому главная – моя болезнь. Ненормальная беженская жизнь подорвала и без того слабое мое здоровье. У меня туберкулезное поражение бронхиальных и гортанных желез. Это – от сырости, от ненормального питания. Лишь в Софии я получил возможность приняться за лечение. Здесь я имею возможность и жить в сухом помещении, иметь необходимое для лечения питание.

Но, собственно, пишу Вам не о своей болезни. Это пришлось к слову. А – по делу. Дело же таково. Вы, конечно, знаете, что вышел в свет “Катехизис” митрополита Антония и что “Катехизис” этот одобрен Синодом. Я нахожу, что Синод сделал ошибку. В своем “Катехизисе” митрополит Антоний провел свои любимые личные взгляды по догматическим вопросам. И с особенною настойчивостью про водит свой взгляд на догмат Искупления. Он учит, что Искупление совершено не на Голгофе, а в Гефсимании. И самое Искупление понимает не так, как понимают его святые отцы Церкви. Не буду говорить о других погрешностях. Я нахожу, что митрополит Антоний не имел права излагать свои личные взгляды в “Катехизисе” , тем более что они противоречат учению Церкви. Я пишу в этом смысле доклад на предстоящий Собор. Мы с преосвященным Серафимом убеждали его и письменно, и лично – оставить в силе “Катехизис” митрополита Филарета. Говорили, что Синод не имеет права вводить тот “Катехизис”, так как “Катехизис” митрополита Филарета утвержден центральной всероссийской властью. Пока увещания наши не имели успеха… До Собора времени осталось, впрочем, не мало, и, быть может, члены Синода одумаются. А если не одумаются, возможна новая смута в Церкви. Законоучители Сербии и Болгарии отказываются принимать “Катехизис” митрополита Антония. Некоторые из них пишут опровержение на “Катехизис” и думают печатать свои опровержения …

Мне было важно знать Ваш взгляд на это дело. Не откажитесь сообщить мне его.

Желаю Вам всякого благополучия.

Прошу Ваших молитв о моем здоровье.

Архиепископ Феофан

Источник: митр. Вениамин (Федченков). Дневники 1926-1948. М.: Правило веры, 2008. СС. 91-92

Ответное письмо еп. Вениамина (Федченкова)

10. Епископу Вениамину (Федченкову)

Ваше Преосвященство,

Достойный Владыко!

Благодарю Вас за письмо и за присылку конспекта по вопросу о догмате Искупления в связи с делом о “Катехизисе” митрополита Антония. Я признаю правильными основные положения Вашего конспекта. Но в частности не имею возможности вникнуть по болезни и по недостатку свободного времени.

У Вас, во время пребывания митрополита Антония в Париже, вероятно, были разговоры с ним по поводу его ” Катехизиса”. Удалось ли Вам переубедить его? Нам пока это не удалось. Слишком он уже уверен в своей непогрешимости.

Хотелось бы не доводить этого дела до Собора. Но если митрополит Антоний не проявит уступчивости, придется апеллировать к Собору. Не сознавая того, митрополит Антоний сам себе роет яму. А услужливые “друзья” его плохую оказывают ему услугу, приспособляясь к нему чрез меру и с нарушением правды.

Прилагаю при сем Ваш конспект.

Прошу святых молитв Ваших.

Ваш искренний богомолец Архиепископ Феофан.

1926.III.30 София

P.S. Неужели не устроит нас и этот Собор? Я нахожусь в безвыходном положении. Живу на счет частной благотворительности. Не имею ни своего угла, ни своих средств к существованию. Если бы не добрые люди, то давно бы умер. Однако благодарю Господа за все!

А.Ф.

Приветствую Бас с наступающим праздником Святой Пасхи!

А.Ф.

Источник: митр. Вениамин (Федченков). Дневники 1926-1948. М.: Правило веры, 2008. СС. 106-107

11. Митрополиту Антонию (Храповицкому)

Ваше Высокопреосвященство, милостивый Архипастырь!

Сегодня в 9 часов утра ко мне приходил Секретарь Болгарского Синода Хр. Ст. Попов и сделал мне от лица Синода заявление следующего рода: “До нашего сведения дошло, что митр. Антоний собирается приехать в Болгарию на съезд общества молодежи YMCA, предполагающийся в Софии в мае месяце настоящего года. Мы относимся отрицательно к деятельности YMCA. Наш Синод в октябре месяце 1924 г. вынес официальное постановление в этом смысле на основании длительного изучения деятельности этого общества. Приезд митр. Антония на этот съезд мы признаем нежелательным, соблазнительным и идущим вразрез с деятельностью нашего Синода”.- Означенное официальное заявление г. Секретаря Болгарского Синода считаю своим долгом сообщить Вашему Высокопреосвященству и к сему присоединяю свое личное убеждение, что Вашему Высокопреосвященству действительно не следовало бы приезжать на означенный съезд. Иначе на этой почве в связи с другими обстоятельствами возможны неприятности не только для Вас, но и вообще для русских людей, живущих в Болгарии.

Вашего Высокопреосвященства покорный послушник архиеп. Феофан.

8 апреля 1926 г., София.

Источник: ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 282 лист 14-14 об.

12. Е.Ю. Концевич

Многоуважаемая Елена Юрьевна!

Давно я не получал от Вас никаких известий ни о Вас, ни о Вашем дяде, С.А. Нилусе. Последнее письмо получил я от Вас в октябре месяце 1925 года. В нем Вы сообщали мне, что Вашего дядю, С.А. Нилуса, арестовали и перепроводили в Москву. Отчасти болезнь моя, а отчасти церковные дела не дали мне возможности списаться с Вами по этому случаю. В настоящее время я вновь вспомнил о Вас, и явилась у меня потребность написать Вам письмо. Будьте добры, сообщите мне, какова судьба Вашего дяди. Что произошло с ним после ареста? Как Вы сами живете и чувствуете себя? Так ли трудно жить Вам в настоящее время, как и прежде, или немного улучшилось Ваше положение? Я был бы очень рад, если бы Вы написали мне обо всем этом, насколько позволяют Вам обстоятельства Вашей жизни.

Искренно Вас уважающий и о Вас памятующий,

архиепископ Феофан. 1926. VII. 10.

P.S. Писать мне в настоящее время можно по адресу:

Archeveque Theophane

rue Paraskeva, No. 21 (Chez Mr. Abboth)

Warna, Bulgarie.

Печатается по кн.: Бэттс Ричард, Марченко Вячеслав. Духовник Царской Семьи. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, 1996. С. 402

13. Архимандриту Иоасафу (Скородумову) (?)

О причинах раскола в нашей Заграничной Церкви

Многоуважаемый о. Архимандрит!

Отвечаю Вам на Ваши вопросы. – Преосвященный Вениамин пишет Вам о разделении церковном: “Наша позиция в Париже “Тихоновская”, между двумя крайними течениями, церковная по преимуществу”. На это нужно сказать следующее. Преосвященный Вениамин не был на Соборе и говорит а приори для оправдания своей позиции. Митрополит Евлогий был только на одном, чисто формальном, заседании Собора и тоже говорит “от себя” для оправдания себя. Действительные причины разделения глубже, чем это кажется на первый взгляд. Из них главные две. “Они” признают Советскую власть за “богоустановленную”, а мы – за власть Антихриста. *) Мы признаем ИМКА масонской организацией, на основании подавляющих документальных данных. Они считают эту организацию христианской. Они называют себя “тихоновцами”, мы – кафоликами, православными. Они признают величайшим для себя авторитетом патриарха Тихона и потому принимают даже его ошибки. Мы тоже благоговейно чтим патриарха Тихона, но не принимаем его ошибок. Для нас выше всего “кафолическая истина” , как она выражается Вселенскими Соборами и в творениях Святых отцов Церкви. По нашему убеждению, нужно вести деятельную борьбу с врагами Церкви и Божиими. По их мнению, нужно большевиков побеждать “любовью”. По их логике, и диавола нужно побеждать “любовью”! Смысл соборных постановлений они извращают! Собор постановил, например, чтобы русские христианские студенческие кружки назывались “православными”! Им это кажется обидным стеснением! Они боятся имени “Православия”!

Судите сами, где истина!

27 августа по ст. стилю будет важное заседание Синода по делу церковного раскола. По телеграмме Митр. Антония еду в Карловцы на заседание Синода я и Преосв. Серафим. Там встретимся с архиепископом Владимиром и Еп. Вениамином. Будем иметь серьезные разговоры!

Дал бы Господь всю церковную смуту привести к славе Божией!

Арх. Феофан.

1926. VI II. 21

София.

*) Возможно, это письмо видел митр. Вениамин (Федченков): “Я его совсем не читал, но знаю, что оно написано было Архиеп. Феофаном Канадскому Епископу Иоасафу (Скородумову). Из него мне запомнилось одно выражение: «признание безбожной Советской Власти есть хула на Духа Святого» (митр. Вениамин (Федченков).

Записки Епископа. СПб.: “Воскресение”, 2002. С. 358).

14. Архимандриту Иоасафу (Скородумову) (?)

О церковном расколе, имеющем целью “реформировать Православие”

Досточтимый о. Архимандрит!

Дела наши церковные таковы. – Митрополит Евлогий не смиряется. Окружающие его толкают его на раскол. Мы все могли бы уступить ему, но не можем вручить в руки его судьбы Православия. Он опутан сетями ИМКИ. А ИМКА действует разлагающим образом на студенческие кружки. Профессор Бердяев в журнале “Путь” № 5 открыто заявляет, что раскол в церкви и неизбежен и необходим. Один только православный иерарх Митрополит Евлогий “возвысился до сознания необходимости реформировать Православие”, и в этом смысле является “орудием Промысла Божия” в наши времена! По-прежнему прикрываются они именем и заветами Патриарха Тихона! Пользуются тем, что его нет в живых, и он не может возвысить своего голоса против затей новых “реформаторов православия”! Но пока разрыва не произошло формально. Окончательное суждение о действиях Митр. Евлогия будет на заседании Синода 13-го января.

Арх. Феофан.

конец 1926

София.

Болгарский Синод высказался против ИМКА. Замечательно, что и среди болгарских студентов-богословов замечается течение против ИМКА. Один из них на днях был у меня, удивительно прекрасный молодой человек, предупредил меня и говорил мне об этом

15. Митрополиту Антонию (Храповицкому)

Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь!

Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой. Синодом было сделано постановление: объявить постановление Собора 1926 г. относительно YMCA в более полном и точном виде. Составление новой редакции постановления поручено мне. Но под рукою у меня не имеется всех необходимых материалов. Я просил бы Вас распорядиться, чтобы Канцелярия Синода выслала мне копию соборного постановления относительно YMCA в том виде, в каком оно имеется в Канцелярии. Новую редакцию я установляю по памяти и на основании имеющихся у меня материалов.

21 марта В.И. Зызыкина отправилась в Венгрию к князю Голицыну-Муравлину [?] для переговоров по делу о Царской Семье. Не знаю, насколько будет целесообразной и плодотворной эта поездка. Лучше было бы, если бы поехали в Венгрию Вы, Ваше Высокопреосвященство! Это и для дела церковного необходимо. Рано или поздно церковной власти необходимо установить на все это дело свою определенную точку зрения. Нет ничего хуже неопределенности. Позволю себе высказать свои соображения по этому делу. Не было ли бы целесообразным запросить доверительно чрез кн. Долгорукова Государыню Императрицу Марию Феодоровну: не находит ли она своевременным установить всеобщее моление о здравии Царской Семьи? Так или иначе, но с голосом ее необходимо считаться. Вообще в этом деле необходимо, по моему мнению, проявить инициативу Вам, чтобы не получалось впечатление, что будто бы Вы тормозите то дело, за которое взялся преосвященный Серафим.

Вашего Высокопреосвященства покорный послушник архиеп. Феофан.

22 марта 1927 г., София.

Источник: ГА РФ фонд 6343 оп. 1 дело 282 лист 126-127

16. Архимандриту Иоасафу (Скородумову) (?)

О безуспешных попытках восстановить единство в нашей Церкви

Досточтимый о. Архимандрит!

Сердечно благодарю Вас за приветствие праздничное. Вы спрашиваете меня о новостях. Приехал из Парижа Архиепископ Анастасий. Его вызывал туда Митрополит Евлогий. Были переговоры о мире, но кончились неудачей. С Митроп. Евлогием, по словам Архиепископа Анастасия, еще можно иметь дело. Но он весь в руках окружения, которое явно стремится к расколу. “Неоправослависты” свили в Париже прочное гнездо. Они чувствуют себя побежденными, но не хотят сознаться в этом. Кроме известного письма Митрополита Сергия ко всем заграничным иерархам, пришло еще особое письмо Митрополиту Евлогию от него же. В этом письме Митрополит Сергий осуждает действия Митрополита Евлогия и одобряет существование и действия Заграничного Собора и Синода. Русские “обновленцы” признают Митрополита Евлогия своим единомышленником, а нас ругают. Большевики потребовали от Митрополита Сергия анафематствовать нас, но последний не согласился, и за это посажен в тюрьму. В России на нас смотрят, как на “оплот Православия”.

Читали ли Вы последнее послание нашего Синода? Оно составлено мною. На местах всюду, по словам Е.И. Махароблидзе, оно “производит прекрасное впечатление” Вот и все пока новости.

Арх. Феофан.

1927. I V .17

София

17. Совершает таинство Евхаристии Господь на основании искупительных заслуг Спасителя силою благодатных действий священнослужителя

Досточтимая о Господе…!

… Письмо Ваше приветственное по случаю праздника Пасхи я получил лишь 22 мая. Объясняется это тем, что в настоящее время живу я не в Софии, а в Варне, где думаю прожить до осени. Письмо долго лежало в Софии. Но это не препятствует мне взаимно приветствовать Вас пасхальным приветствием: Христос воскресе! Потому что верующие христиане всегда чувствуют в себе Воскресшего и их воскрешающего Христа.

Очень сожалею, что Вам приходится жить в тяжелых условиях жизни, хотя знаю, что путь христианский всегда бывает прискорбным. Сам я многое испытал в этом смысле и потому все это понимаю.

У меня явилась одна мысль, которую и повергаю на Ваше усмотрение. Много русских женских обителей существует в Палестине. По-видимому, и им живется трудно в материальном отношении; но в духовном отношении им живется несомненно прекрасно: имеется и русская служба, и русское пение. Там все церковное благолепие держится на русских. Недавно, проездом туда через Болгарию отправились туда, вероятно, небезызвестная Вам монахиня Наталья, в мире генеральша Сидорина. Если поездка ее не расстроилась, она должна скоро оттуда возвратиться и рассказать Вам о жизни тамошних монашеских обителей. И думается, что она могла бы посодействовать и Вашему устройству там, если бы у Вас явилось желание этого.

Вы предлагаете мне на разрешение одно недоумение. «Прочла я,- пишите Вы,- в одной книге следующее: хлеб и вино становятся телом и кровью Господними потому, что Бог, по молитвам и вере, не священника или предстоящих, а Церкви Христовой, ниспосылает Духа Своего Святого и творит хлеб телом, а вино – кровью Христа Своего» – Вы совершенно справедливо почувствовали двусмысленность и неправильность этих слов! Совершает таинство Господь на основании искупительных заслуг Спасителя силою благодатных действий священнослужителя (крестное знамение с призыванием Св. Духа).

Когда же совершение таинства приписывают Церкви вообще, то этим самым умаляется значение благодатных действий (полномочий) священнослужителя. В этом погрешны даже славянофилы во главе с Хомяковым и, вообще, светские богословы нового времени. Думается, что в данном отношении отразилось на них, хотя и в смягченном виде, и влияние протестантизма. Это влияние незаметно просачивается и на все новое богословие «парижской школы». А центром, откуда исходит это влияние, является YMCA ; в чем и заключается главная опасность для Православной Церкви со стороны ее.

Вы спрашиваете о моей жизни. Живу я, слава Богу, благополучно. Здоровье мое все более и более улучшается. Продолжаю свое лечение. Существую не на средства Преосв. Серафима, а на жертвы частных жертвователей. Митрополит Антоний предлагает мне место в Америке (Калифорния, Сан-Франциско), но у меня к Америке не лежит душа. Если поеду, то куда-нибудь в другое место: или в Бари, или в Палестину, или во Францию. В Сербии мне устроиться трудно после Болгарии, но Вам можно и в Сербии устроиться: в епархии Преосвящ. Досифея имеются два женских монастыря – из монахинь, отделившихся от монахини Диодоры; другой – под началом ее. Вам можно было бы поселиться в первом монастыре.

В Сербию я пока не собираюсь приехать. В августе месяце, правда, будет собор в Карловцах; но я не знаю, приеду ли на него. Отталкивает меня от соборов проникающая и в них политика и тайные влияния различного рода партий.

Призываю на Вас благословение Божие.

Ваш искренний богомолец, Арх. Феофан.

1927. Мая 23.

Варна, ул. Витрасова, №11.

Печатается по кн.: митр. Вениамин (Федченков). Записки Епископа. СПб.: “Воскресение”, 2002. С. 355

18. Ответ на просьбу о принятии в духовное руководство

Дорогой брат о Христе!

Я не то, что Вы о мне думаете, и не думаю о себе, чего не подобает думать. Но в свое время и я пережил то, что Вы переживаете. И я понимаю Ваше внутреннее состояние и настроение. Поэтому я с готовностью рад послужить Вам, чем могу. Ибо памятую написанное в книге Притчей: Им же несть управления, падают, якоже листвие; спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11:14). Так учили и Святые отцы. Этому же научает и собственный опыт каждого подвизающегося. В настоящее время жизнь христианская стала особенно трудной, ибо козни врага чрезвычайно умножились и утончились. Поэтому в настоящее время требуется и сугубая тщательность и осторожность для всякого подвизающегося о Господе.

Господь да избавит Вас от смущения, беспокойства и уныния, и да утешит Вас Своей небесной радостью, которую в свое время получим, если будем законно подвизаться!

Помолитесь за меня, да управит Господь и мои стопы на путь правды и мира!

Ваш искренний благожелатель,

Арх. Феофан.

1927. VIII. 7.

София.

19. О разных путях ко спасению и о сущности монашеской жизни

Дорогой брат о Христе,

Благодарю Вас за добрые чувства ко мне. Настроение, которое Вы в настоящее время переживаете, в свое время и я переживал, когда учился в Академии. Что же скажу Вам об этом? Если обратимся к житиям святых, то увидим, что они шли к одной цели самыми разнообразными путями. Одни спасались в миру, другие в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованы. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией.

“Говорят, слышал я, – говорит преп. Никита Стифат, – будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убежания в пустыню, и удивлялся, как вздумалось им неопределимое определять местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первобытное благородство и сочетание воедино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования; а это не совне привходит в нас, как нечто вводное, а прирождено нам от сотворения, и чрез это входим мы в Царствие Небесное, которое внутрь нас есть, по слову Господа, то пустынь излишня, когда мы и без нее входим в Царствие чрез покаяние и всякое хранение заповедей, что возможно на всяком месте владычества Божия, как поет божественный Давид: “Благослови, душе моя, Господа, на всяком месте владычества Его ” (Пс. 102:22). (Первая сотница, п. 72; Добротолюбие, т. V, с, 109). – Поэтому возможно быть монахом и в миру, по словам того же преп. Никиты Стифата.

“Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира , но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (то есть в бесстрастие). Если великому оному (Авве Арсению) и сказано: бегай людей, и спасешься, то сказано в этом именно смысле. Ибо видим, что он и после того, как убежал из мира, водворялся среди людей, проходил по населенным местам и живал с учениками. Но при этом старательно соблюдая внутреннее бегство при чувственном общении, никакому вреду не подвергался он от сопребывания с людьми . Это же и другой некто из великих (преп. Макарий) воззвал, выходя из собрания: бегайте, братие, и указал на уста , когда спросили его, от чего бегать” (Первая сотница, п. 76; Добротолюбие, т. V, с. 111).

“Во всяком образе жизни преблаженна жизнь, во всех делах и деяниях ведомая для Бога и по Богу”, – говорит св. Симеон Новый Богослов (Главы, п. 100; Добротолюбие, т. V, с. 37).

Таким образом, с принципиальной точки зрения, по учению Святых отцов, не нужно смущаться, если по условиям своей жизни мы вынуждены спасаться, даже в монашеском чине, в миру. Но как практически осуществить это, напишу особо.

Искренно преданный Вам,

Арх. Феофан.

1927. VIII. 14

София.

20. О разных путях в монашеской жизни и о изучении богословских наук

Дорогой о Христе брат!

Я написал Вам на основании Святых отцов, что и в миру можно не только спасаться, но и быть монахом. Конечно, многие желающие спасаться уходят в монастырь. Но ученые иноки имеют послушание от высшей церковной власти спасаться в миру. И не только церковная власть так установила, но и старцы благословляют этот путь. Помню по себе, как я стремился, по окончании курса в Академии, уйти в монастырь. Но все великие прозорливые старцы, у которых я был (Алексий, Варнава и Исидор), в то время не благословляли меня это сделать. Они сказали, что нет на это воли Божией, а что в свое время я в монастыре буду, если пожелаю. И Вам, друг, можно сказать, что сейчас Вам нельзя уходить в монастырь. В монастыре Вы не найдете для себя здесь того, что ищете. Не найдете надлежащего руководства, а подвергнетесь большим искушениям. В монастыре заставят Вас производить тяжелые физические работы, что при Вашем слабом здоровье будет для Вас не под силу. Вместо этого, смотрите на занятия богословскими науками как на послушание. Это послушание будет не бесполезно для Вас. Оно избавит Вас от многих искушений, а, будучи разумно направляемо, подготовит основу и для духовной жизни. Вам представится возможность изучить Св. Писание и св. Отцов. В заграничных монастырях сделать этого невозможно. Там библиотек или нет, или они очень плохи. Да и времени для келейных занятий очень мало. Но, разумеется, и при занятиях богословскими науками нужно известное руководство – и научное, и духовное. Знаю, что условия жизни в студенческом общежитии тяжелы для Вас. Но как-нибудь и эту сторону дела можно, в конце концов, смягчить. Господь дал Вам способности и, если Вы усердно, в меру своих способностей, будете заниматься богословскими науками, то в этом будет только правильное употребление способностей, Конечно, помыслы тщеславия нужно отсекать, но само по себе напряжение способностей с желанием хорошо усвоить предмет не есть тщеславие. Нужно опасаться и другой крайности – расслабления духа, которое бывает от лукавого.

Арх. Феофан.

1927. VIII. 15

София.

Продолжение

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

9 Responses

  1. Вечная память р.Б. архиепископу Феофану!

    1. Святителю отче Феофане моли Бога о нас!

  2. 76. “Новый календарь церковный может ввести только Вселенский собор…”

    Как Вселенский собор (возможность проведения которого вообще не подтверждается Преданием Церкви), может ввести то, за что предыдущие соборы наложили анафему?

      1. Признаёте ли Вы подлинными слова Преподобного Кукши Одесского?: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это и будет тот самый „восьмой собор“, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится».

        1. Повестка дня будущего собора сегодня хорошо известна. Я и говорю, что подлинно Православный Восьмой вселенский собор не может изменить Пасхалию.

      2. А сместить остальные, в том числе двунадесятые праздники, не говоря о памяти Святых может?
        Подлинны ли слова Преподобного Кукши?

        1. Архиеп. Феофан считал, что новый стиль может ввести Вселенский собор. Что касается слов преп. Кукши, то и смену Пасхалии тоже называют новым стилем.

    1. Архиепископ Феофан Полтавский писал также: «Могу сказать только словами св. Феодора Студита: “Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине”. Истинно Вселенский Собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить православно. Если же отступит от Истины, он не будет Вселенским, хотя бы и назвал себя именем Вселенского. Знаменитый “разбойничий собор” был в свое время многочисленнее многих Вселенских Соборов, и, тем не менее, не был признан Вселенским, а получил название “разбойничьего собора”».