Search

Письмо четырнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Видно, что ты не понял добре, что грешник недостоин жить на земли. Я тебе еще на то придаю изъяснение.

Знаешь ты, что земного царя бесчестие смертною казнию награждается, и обесчестивший смерти по законам предается, аще царь от единой своей милости его не простит. Рассуди же, что царь земной пред Божиим величеством? Есть как ничто, яко человек смертный, как и прочии человеки. Теперь возьми в рассуждение грех, которым грешник Бога оскорбляет и бесчестит. Ежели царю земному досадивший человек повинен смерти, кольми паче достоин смерти, не токмо временной, но и вечной, грешник, который Богу бесконечному досаждает, и, что горчае того, не престает досаждать нераскаянным житием. В той самый час достоин умереть и погибнуть грешник, в кой согрешит противу совести, а паче, когда грехи ко грехам прилагает; но благость Божия еще милует его, еще не казнит его Бог человеколюбивый, не казнит достойного казни,- которая благость на покаяние грешника ведет (Рим. 2:4). Видишь, что грешник недостоин жить, и благость Божия есть, что всякий грешник еще не погибл. Аще же жития недостоин, но смерти повинен всяк грешник, то достоин ли, чтобы на его сияло солнце, луна и звезды? достоин ли, чтобы питался и прочиими благими Божиими утешался? воистину недостоин. Но благость Божия и недостойного удостоевает: солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45). От сего учись познавать, что никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19:17). Кто бо от человек так добр, кроток и долготерпелив есть, который тако врагам своим благодетельствует? Скоро человеческая кротость пременяется. Сего, так благого, кроткого, долготерпеливого и человеколюбивого Бога оскорбляет человек, когда согрешает и нарушает Его святый Закон. Видишь, что хотя бы муки вечныя и вечного живота не было, то нам должно скорбеть, тужить, негодовать, гневаться на себе, плакать и рыдать, когда Бога нашего, толь благого и человеколюбивого нашего Отца, грехами нашими прогневляем. Бог бо Сам в Себе любви и высочайшего почитания достоин. Ежели доброго человека, от которого и благодеяния не видим, любим и почитаем за то едино, что добр, и крайне бережемся оскорбить его: кольми паче Бога, который наш есть Создатель, промыслитель, хранитель, питатель, защитник, помощник, и, да вкратце скажу, высочайший благодетель и человеколюбивый Отец, любить и почитать, сколько можем в немощной плоти, должны, и крайне берещися Его оскорбить, яко единого благого. Поверь, возлюбленне, что лучше человек изберет умереть, нежели Бога грехом оскорбить, когда войдет в правильное о Боге рассуждение, Которого благость столь велика, сколь велик Сам Он, и столько Его благодеяний нам показанных, сколько тварей созданных и сколько дел Его преславных, нас ради сотворенных от Него, и сколько дней, часов и минут от рождения нашего прошло. Ибо без Него и благих Его и минуты жить не можем. В Нем бо живем, движемся и есмы (Деян. 17:28). Видишь, что грешник недостоин жити, а что живет, то благости Божией приписать должно, которая его на покаяние ведет (Рим. 2:4). Аще жити недостоин, кольми паче благодеяний Божиих недостоин. Большия бо благости дело есть, не токмо жити грешнику дать, но и благими его, недостойного живота, снабдевать. Как?- рассуждай от следующего примера. Аще бы царь врагу своему не токмо живот даровал, но и благодеяниями своими его награждал: не всяк ли бы удивился такому делу? Воистину вси бы тому удивлялися. Тако Бог творит, Который не токмо не казнит смертию беззаконников, достойных смерти, но и благая Своя им подает, ожидая их обращения и покаяния, как выше сказано. Отсюду познаем, коль благ Бог наш есть, Которого благости и человеколюбию себе и тебе поручаю.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.