Search

Письмо девяносто девятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Как-де поступили иудеи со Иисусом, Господом нашим, Которого, пришедшего спасти их, не приняли?-

Ответ: Господь, как пришел в мир грешников спасти, так не гнушался грешниками, но с ними человеколюбно и милостивно обращался, и их приимал, и с мытарями и прочиими грешниками ял, хотя их призвати на покаяние, якоже Сам сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13). Книжники и фарисее, которые наипаче противилися Ему, роптали и укоряли Господа, глаголюще: яко Сей грешники приемлет, и с ними яст (Лк. 15:2); и паки: яко ко грешну мужу вниде витати (Лк. 19:7). И паки учеником Его глаголаху: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? и проч. Но Господь им кротко ответствовал: не требуют здравии врача, но болящии. Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:11-13).-

Видим мы зде:

1) Как ради нас пришел в мир Господь наш, так ради нас роптание и укорение претерпел от врагов Своих. Нас совесть наша и враги наши демоны, яко преступников закона Божия, укоряли. Христос Господь наш претерпел укорение неправедное, да нас избавит от оного укорения. Слава милосердию Его и долготерпению!-

2) Истинные пастыри, которые, последуя Христу, Начальнику пастырей, не гнушаются явными грешниками, но с ними обходятся человеколюбно, и тщатся их обратити к покаянию, подлежат укорению и поношению злых людей. На сих бо наипаче восставляет сатана гонение, и злобных людей научает бесчестити их, яко они словом Божиим разрушают мрачное царство его,- о чем многии истории свидетельствуют. Ты берегись худое что говорити о пастырях и слуха злого о них не приемли, да не с фарисеями осудишися.-

3) Господь наш укоряем был, но Сам не укорял: тем учит нас кротко и терпеливо со врагами нашими обходиться, укоряющих не укорять, и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостию праведное ответствовать. Аще Господь наш, и безгрешный, укоряемый не укорял, кольми паче мы, раби Его и грешники, тое делать и Господу нашему подражать должны.-

4) Видим, как, благосклонен был Господь наш ко грешникам: обращался между грешниками един праведный, и видел всех совести, и что у кого в сердце было, и какие грехи имел: яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:25). Однакож никого не посрамил, ни обличил, ни осудил. Мы, хотя сами грешные и всяким грехам подлежим, однакож часто укоряем и обличаем, и судим: ты такой-то и такой. Господь не сотворил того, хотя и безгрешен был. Не пришел бо судити и обличати, но спасти нас, и на явную грешницу, приведенную к Нему и обличенную, не хотел суда произнести, но сказал только ей: ни Аз тебе осуждаю: иди, и отселе ктому не согрешай (Ин. 8:11).-

5) От словес Христовых: не требуют здравии врача, но болящии, видим, кого Христос Господь врачует, то есть, болящего. Вси люди болезнуют душею, но не вси признают болезнь свою; не ищут исцеления, чего ради и не исцеляются. Таковы были книжники и фарисеи, которые себе здоровыми мнели и называли, хотя паче прочиих немощнейшии были; сего ради и остались в своей прежней болезни, паче же горшей. Ибо болезнь не исцеленная, чим более продолжается, тем горшая и лютейшая бывает. Сего ради, когда хощем исцелити душу нашу, то надобно нам узнать и признать болезнь ее, и у Христа-врача просить исцеления. Тело исцеляют и лекари-человеки, но души никто не может исцелить, кроме Христа: Он един может исцелити, и исцеляет души. Того ради к Нему единому прибегать, и Ему объявлять болезнь, и просить у Него исцеления должно. Нет же такой болезни, которой бы не могл и не хотел исцелить Он, Который и мертвых воскрешает, и прокаженных очищает, и от природы слепым очи подает. На то бо и пришел в мир, чтобы души наши исцелить.-

6) Из приведенного слова Божия: милости хощу, а не жертвы, видим, что Богу наипаче приятно, то есть, милость ближнему, от нас показуемая. Не отвергает Бог и жертвы, но жертве всякой предпочитает милость, ближнему творимую, яко Сам милостив есть. Сего ради, кто творит милость ближнему, тот подражает Ему, и тако лучшую паче всякой жертвы приносит Ему жертву. Ничто бо так Богу не приятно, как кто подражает Ему. Сего ради апостол увещавает нас: благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:6). И Христос глаголет: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36). Лучше убо Бог услышит и приимет милостыню творимую, нежели молитву, песнь и хвалу приносимую. Что бо молитва без милостыни? Как глас без силы. Милостыня сама собою молится более, нежели вси человеки. Без милости нашей к ближнему, вси наши неключимы дела, как древо без плодов. Нет же большей милости, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Сего ради Христос, Господь наш, ради нас и в мир пришел, и обращался со грешниками, чтобы их обратить на путь истинный; и нас примером Своим научает, что, хотя вси христиане, но наипаче пастыри, которые на тое и избираются, должны делать, да будут единого духа и мысли со Христом: сие да мудрствуется в них, еже и во Христе Иисусе (Фил. 2:5). Рассуждай сие, возлюбленне, и тщись таков быти к ближнему твоему, какого Бога к тебе хощешь иметь. Буди милостив брату твоему, когда Бога хощешь к тебе милостива иметь; отпущай ему грехи его, когда хощешь от Бога отпущение грехов твоих получить; пекись о спасении его так, как о своем печешися. Сей есть христианский дух. Сие есть истинного христианина знамение – делать ближнему своему то, чего себе хощешь. Сего закон, пророцы и апостоли, и Сам закона, пророков и апостолов Господь научает.-

7) Из слов Господних: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние, видим, какий конец пришествия Христова в мир, то есть, призвати нас на покаяние. Вси мы заблудили от пути истины: пленил нас враг наш сатана, и отвел нас от Бога истинного, и в беспутие вринул, и уязвил нас, как разбойник; и лежали на пути еле живы, и не могл нас ни закон, ни левиты, ни пророцы исцелити. Вси мы, как един человек, от востока до запада, лежали уязвлены от врага оного, и ни от кого исцеления получить не могли, ни от закона, ни от священников, ни от левитов; вси они, видя нашу язву неисцельну, вси мимо прошли, и оставили нас, и ни в чем не помогли нам. Сам убо пророков и закона и левитов Господь, Сын Божий, Царь и Царев Сын, возлюбленный Иисус, не от Самарии, но от Марии Девы происшедший, пришел к нам и, видев нас, милосердова о нас; и предложил нам врачевство, покаяние, глаголя: покайтеся. Я вас пришел взыскати и спасти. Оставите прежнее ваше житие, обратитеся, перемените себе, и врачевство у Мене вам готово: измыйтеся, и чисти будете; отымите лукавство от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших; научитеся добро творити, и проч. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1:16-18). Видишь, ради чего Христос пришел: призвати нас на покаяние, и кающихся исцелити; а не кающимся ничего не пользует. Отсюду видим, что все христианское житие на земли не иное что есть, как покаяние, которое и достойные покаяния дела включает: Христос бо пришел призвати нас на покаяние. Примечай гораздо слово сие: приидох призвати на покаяние. Не веселие, не трапезы, не гуляния, не пирования, не лики, и прочая, но покаяние, но плач, но слезы, но рыдание и крест предлагает нам зде Господь наш. Видишь, что есть христианское зде житие. Читай Евангелие Христово, и увидишь. Имеют и христиане веселие зде, но духовное. Они радуются не о злате, сребре, пищи, питии, чести и славе, но о Боге Спасе своем, о благости и милости Его к ним, о надежде вечного живота, и проч. Отсюду видишь, что заблуждают христиане, которые в веселостях мира сего дни свои провождают, проезжаться в каретах, банкеты строить, в гости ездить, и гостей принимать, танцы производить, и прочие веселия строить любят, оставляя долг Богопочитания и должность к отечеству. Нет в них покаяния, и потому напрасно зовут ко Христу: Господи, Господи! ибо не творят, что Христос глаголет: покайтеся. Рассуждай сие, и бегай от таких дел, как Содома и Гоморра, да не с ними погибнеши. Христос Господь всех зовет на покаяние; но кто не кается, и не творит дел покаяния, знамение есть, что он Христа не послушал, и на покаяние от Него позванный, не повинулся Ему; почему и Христос и Евангелие Его такому ничего не пользует. Не находится в покаянии, кто греховного жития не оставляет; не обновляется умом и сердцем, но в ветхом и плотском житии пребывает; не умерщвляет плоти со страстьми и похотьми; ищет в мире сем, как отечестве своем, чести, славы и богатства, а не как странник и пришлец живет, и не старается о том, как бы не лишиться вечного живота. Сей подлинный знак есть некающегося человека. Истинное бо покаяние обновляет человека, и от мира отводит, и поощряет к подвигу противу греха, и ум и сердце его к вечности привязует. Помни и рассуждай сие.-

8) Поминай Господа Иисуса Христос, Который от языков человеческих укорен был, явится во славе Своей в последний день, и Который со грешниками обращался, Тот приидет со всеми чистыми ангелами Своими, и Который со грешниками возлежал, Тот сядет на престоле славы Своея, и Который призвал грешников на покаяние, Той призовет на суд всех грешников. Близ же день той, и уже ближае сегодня, нежели вчера был: Господь во век пребывает. Уготова на суд престол Свой (Пс. 9:8).-

9) От сих слов: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние, грешникам кающимся утешение проистекает. Христос не ради праведников, но ради грешников пришел – призвати их на покаяние. Когда во грехах каемся, и на пути покаяния находимся, то да поминаем и тое, что апостол утешительно написал: верно слово, и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1 Тим. 1:15). И Сам Сын Божий сказал: прииде, Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Лк. 19:10). Стой убо, крепися, мужайся, и да крепится сердце твое, яко и тебе Он пришел призвати на покаяние, пришел взыскати и спасти, понеже и ты един от погибших и грешников, которых пришел взыскати и спасти. И Он лицеприятия не имеет; Он всех милует и спасает кающихся, на то бо и пришел.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Отец Даниил Сысоев, смерть и кощунство

Воистину, смерть обнажает все. Смерть священника Даниила Сысоева обнажила тот факт, что грозившие ему убийством шахиды лжепророка Магомета не бросались словами.

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.