св. Тихон Задонский. Письма келейные
Как-де поступили иудеи со Иисусом, Господом нашим, Которого, пришедшего спасти их, не приняли?-
Ответ: Господь, как пришел в мир грешников спасти, так не гнушался грешниками, но с ними человеколюбно и милостивно обращался, и их приимал, и с мытарями и прочиими грешниками ял, хотя их призвати на покаяние, якоже Сам сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13). Книжники и фарисее, которые наипаче противилися Ему, роптали и укоряли Господа, глаголюще: яко Сей грешники приемлет, и с ними яст (Лк. 15:2); и паки: яко ко грешну мужу вниде витати (Лк. 19:7). И паки учеником Его глаголаху: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? и проч. Но Господь им кротко ответствовал: не требуют здравии врача, но болящии. Шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:11-13).-
Видим мы зде:
1) Как ради нас пришел в мир Господь наш, так ради нас роптание и укорение претерпел от врагов Своих. Нас совесть наша и враги наши демоны, яко преступников закона Божия, укоряли. Христос Господь наш претерпел укорение неправедное, да нас избавит от оного укорения. Слава милосердию Его и долготерпению!-
2) Истинные пастыри, которые, последуя Христу, Начальнику пастырей, не гнушаются явными грешниками, но с ними обходятся человеколюбно, и тщатся их обратити к покаянию, подлежат укорению и поношению злых людей. На сих бо наипаче восставляет сатана гонение, и злобных людей научает бесчестити их, яко они словом Божиим разрушают мрачное царство его,- о чем многии истории свидетельствуют. Ты берегись худое что говорити о пастырях и слуха злого о них не приемли, да не с фарисеями осудишися.-
3) Господь наш укоряем был, но Сам не укорял: тем учит нас кротко и терпеливо со врагами нашими обходиться, укоряющих не укорять, и злословящих не злословить, но или молчать, или без гнева и с кротостию праведное ответствовать. Аще Господь наш, и безгрешный, укоряемый не укорял, кольми паче мы, раби Его и грешники, тое делать и Господу нашему подражать должны.-
4) Видим, как, благосклонен был Господь наш ко грешникам: обращался между грешниками един праведный, и видел всех совести, и что у кого в сердце было, и какие грехи имел: яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:25). Однакож никого не посрамил, ни обличил, ни осудил. Мы, хотя сами грешные и всяким грехам подлежим, однакож часто укоряем и обличаем, и судим: ты такой-то и такой. Господь не сотворил того, хотя и безгрешен был. Не пришел бо судити и обличати, но спасти нас, и на явную грешницу, приведенную к Нему и обличенную, не хотел суда произнести, но сказал только ей: ни Аз тебе осуждаю: иди, и отселе ктому не согрешай (Ин. 8:11).-
5) От словес Христовых: не требуют здравии врача, но болящии, видим, кого Христос Господь врачует, то есть, болящего. Вси люди болезнуют душею, но не вси признают болезнь свою; не ищут исцеления, чего ради и не исцеляются. Таковы были книжники и фарисеи, которые себе здоровыми мнели и называли, хотя паче прочиих немощнейшии были; сего ради и остались в своей прежней болезни, паче же горшей. Ибо болезнь не исцеленная, чим более продолжается, тем горшая и лютейшая бывает. Сего ради, когда хощем исцелити душу нашу, то надобно нам узнать и признать болезнь ее, и у Христа-врача просить исцеления. Тело исцеляют и лекари-человеки, но души никто не может исцелить, кроме Христа: Он един может исцелити, и исцеляет души. Того ради к Нему единому прибегать, и Ему объявлять болезнь, и просить у Него исцеления должно. Нет же такой болезни, которой бы не могл и не хотел исцелить Он, Который и мертвых воскрешает, и прокаженных очищает, и от природы слепым очи подает. На то бо и пришел в мир, чтобы души наши исцелить.-
6) Из приведенного слова Божия: милости хощу, а не жертвы, видим, что Богу наипаче приятно, то есть, милость ближнему, от нас показуемая. Не отвергает Бог и жертвы, но жертве всякой предпочитает милость, ближнему творимую, яко Сам милостив есть. Сего ради, кто творит милость ближнему, тот подражает Ему, и тако лучшую паче всякой жертвы приносит Ему жертву. Ничто бо так Богу не приятно, как кто подражает Ему. Сего ради апостол увещавает нас: благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр. 13:6). И Христос глаголет: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36). Лучше убо Бог услышит и приимет милостыню творимую, нежели молитву, песнь и хвалу приносимую. Что бо молитва без милостыни? Как глас без силы. Милостыня сама собою молится более, нежели вси человеки. Без милости нашей к ближнему, вси наши неключимы дела, как древо без плодов. Нет же большей милости, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Сего ради Христос, Господь наш, ради нас и в мир пришел, и обращался со грешниками, чтобы их обратить на путь истинный; и нас примером Своим научает, что, хотя вси христиане, но наипаче пастыри, которые на тое и избираются, должны делать, да будут единого духа и мысли со Христом: сие да мудрствуется в них, еже и во Христе Иисусе (Фил. 2:5). Рассуждай сие, возлюбленне, и тщись таков быти к ближнему твоему, какого Бога к тебе хощешь иметь. Буди милостив брату твоему, когда Бога хощешь к тебе милостива иметь; отпущай ему грехи его, когда хощешь от Бога отпущение грехов твоих получить; пекись о спасении его так, как о своем печешися. Сей есть христианский дух. Сие есть истинного христианина знамение – делать ближнему своему то, чего себе хощешь. Сего закон, пророцы и апостоли, и Сам закона, пророков и апостолов Господь научает.-
7) Из слов Господних: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние, видим, какий конец пришествия Христова в мир, то есть, призвати нас на покаяние. Вси мы заблудили от пути истины: пленил нас враг наш сатана, и отвел нас от Бога истинного, и в беспутие вринул, и уязвил нас, как разбойник; и лежали на пути еле живы, и не могл нас ни закон, ни левиты, ни пророцы исцелити. Вси мы, как един человек, от востока до запада, лежали уязвлены от врага оного, и ни от кого исцеления получить не могли, ни от закона, ни от священников, ни от левитов; вси они, видя нашу язву неисцельну, вси мимо прошли, и оставили нас, и ни в чем не помогли нам. Сам убо пророков и закона и левитов Господь, Сын Божий, Царь и Царев Сын, возлюбленный Иисус, не от Самарии, но от Марии Девы происшедший, пришел к нам и, видев нас, милосердова о нас; и предложил нам врачевство, покаяние, глаголя: покайтеся. Я вас пришел взыскати и спасти. Оставите прежнее ваше житие, обратитеся, перемените себе, и врачевство у Мене вам готово: измыйтеся, и чисти будете; отымите лукавство от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших; научитеся добро творити, и проч. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1:16-18). Видишь, ради чего Христос пришел: призвати нас на покаяние, и кающихся исцелити; а не кающимся ничего не пользует. Отсюду видим, что все христианское житие на земли не иное что есть, как покаяние, которое и достойные покаяния дела включает: Христос бо пришел призвати нас на покаяние. Примечай гораздо слово сие: приидох призвати на покаяние. Не веселие, не трапезы, не гуляния, не пирования, не лики, и прочая, но покаяние, но плач, но слезы, но рыдание и крест предлагает нам зде Господь наш. Видишь, что есть христианское зде житие. Читай Евангелие Христово, и увидишь. Имеют и христиане веселие зде, но духовное. Они радуются не о злате, сребре, пищи, питии, чести и славе, но о Боге Спасе своем, о благости и милости Его к ним, о надежде вечного живота, и проч. Отсюду видишь, что заблуждают христиане, которые в веселостях мира сего дни свои провождают, проезжаться в каретах, банкеты строить, в гости ездить, и гостей принимать, танцы производить, и прочие веселия строить любят, оставляя долг Богопочитания и должность к отечеству. Нет в них покаяния, и потому напрасно зовут ко Христу: Господи, Господи! ибо не творят, что Христос глаголет: покайтеся. Рассуждай сие, и бегай от таких дел, как Содома и Гоморра, да не с ними погибнеши. Христос Господь всех зовет на покаяние; но кто не кается, и не творит дел покаяния, знамение есть, что он Христа не послушал, и на покаяние от Него позванный, не повинулся Ему; почему и Христос и Евангелие Его такому ничего не пользует. Не находится в покаянии, кто греховного жития не оставляет; не обновляется умом и сердцем, но в ветхом и плотском житии пребывает; не умерщвляет плоти со страстьми и похотьми; ищет в мире сем, как отечестве своем, чести, славы и богатства, а не как странник и пришлец живет, и не старается о том, как бы не лишиться вечного живота. Сей подлинный знак есть некающегося человека. Истинное бо покаяние обновляет человека, и от мира отводит, и поощряет к подвигу противу греха, и ум и сердце его к вечности привязует. Помни и рассуждай сие.-
8) Поминай Господа Иисуса Христос, Который от языков человеческих укорен был, явится во славе Своей в последний день, и Который со грешниками обращался, Тот приидет со всеми чистыми ангелами Своими, и Который со грешниками возлежал, Тот сядет на престоле славы Своея, и Который призвал грешников на покаяние, Той призовет на суд всех грешников. Близ же день той, и уже ближае сегодня, нежели вчера был: Господь во век пребывает. Уготова на суд престол Свой (Пс. 9:8).-
9) От сих слов: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние, грешникам кающимся утешение проистекает. Христос не ради праведников, но ради грешников пришел – призвати их на покаяние. Когда во грехах каемся, и на пути покаяния находимся, то да поминаем и тое, что апостол утешительно написал: верно слово, и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1 Тим. 1:15). И Сам Сын Божий сказал: прииде, Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Лк. 19:10). Стой убо, крепися, мужайся, и да крепится сердце твое, яко и тебе Он пришел призвати на покаяние, пришел взыскати и спасти, понеже и ты един от погибших и грешников, которых пришел взыскати и спасти. И Он лицеприятия не имеет; Он всех милует и спасает кающихся, на то бо и пришел.
Спасайся.