св. Тихон Задонский. Письма келейные
Ведь-де вси христиане приняли Христа, откуду и христианами называются: как убо Его приимать еще?- вопрошаешь.-
Ответ: так почти вси нынешнего века христиане думают, и ласкают себе, что довольно им исповедывать Христа: в прочем, что ни делают, не смотрят того, ни рассуждают. Вси приемлют и исповедуют Христа, но мало кто слушает Христа. Видишь, как приемлют Христа! Тако вси имеют образ благочестия, но силы Его отвергаются (2 Тим. 3:5); исповедуют Христа ведети, но делами отмещутся Его (Тит. 1:16). Тако со иудеями, хотя не устами, но делами и непослушанием отвергаются Христа: не хощем сему, да царствует над нами (Лк. 19:14). Кто бо не слушает царя, и закона Ето не хранит, тот отвергается царя. Какой то раб, который не повинуется господину своему? Раба верного не звание учтивое: господи, господи! но повиновение и послушание, не имя и титул един, но дело и исполнение воли господина показует; якоже глаголет Господь таковым христианам: что Мя зовете, Господи, Господи, а не творите, яже глаголю (Лк. 6:46)? Что и тое слово Господне значит: иже несть со Мною, на Мя есть (Лк. 11:23). Как ни толкуй и превращай, оно колет глаза нынешних христиан: оно, как зеркало, представляет им неправду их, показует им, что они, хотя и исповедуют Христа, но житием своим противятся Христу. Противник Христов не токмо тот, кто учением, но и кто житием слову Его противится. У многих христиан то и на уме, о том и мысль, попечение и тщание, как бы богатство собрать, в честь приити, славу получить, врагу отмстить, дни в веселостях провождать, ближнего обмануть, и проч. А как бы Христу, пришедшему спасти их, угодить и последовать святому житию Его, о том и мысли нет. Но Павел святой глаголет: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе (Фил. 2:5). Сие ко христианам глаголется, а не иудеям и язычникам, которые и устами отвергаются Христа. Малое есть стадо истинно приемлющих Христа. К сим глаголет Христос: не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство (Лк. 12:32). К прочиим глаголет: что Мя зовете, Господи, Господи, а не творите, яже глаголю? (Лк. 6:46), и в последний день отвещает им: николиже знах вас: отыдите от Мене делающии беззаконие (Мф. 7:23). Сего ради апостол всякому христианину глаголет: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне (2 Тим. 2:19). Принять Христа и не любить Христа, есть противоречие, и тоежде есть, что и не принять. Пришел Он не ради Себе в мир, но ради нас. Рассуждай сие, и отсюду увидишь, как высоко Он почтил нас. Ради нас пришел Господь наш. Мы раби Его непотребные, но Он не презрел нас. Видишь, что есть Христос нам: наш Господь и Спаситель. Отсюду требуется от нас к Нему любовь, чтобы возлюбить явление Его, и от любви принять Его, как Господа и Благодетеля великого, а от сего последует и послушание к Нему. Он, наш Царь, пришел к нам: с честию и смирением и любовию приимем Его. Он, наш Господь, пришел к нам: со страхом и любовию послужим Ему. Он, наш Пастырь, пришел к нам: послушаем гласа Его. Он, наш Учитель и Наставник, пришел к нам: повинемся святому слову Его и наставлению. Он, наш Любитель и Благодетель, пришел к нам: да будем благодарны Ему, и заповеди Его святые от любви сохраним. Приимем убо Его не токмо устами, но и сердцами, да вообразится в нас, то есть, в душах наших, прекрасный образ Его. Он всегда ударяет в двери сердец наших, да отверзем Ему, дабы вшедши почил в душах наших, и да омыем и отрем святые ноги Его, нас ради по земли ходившие, и обитель в нас сотворит; да не услышим и мы от Него: странен бех, и не введосте Мене: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене (Мф. 25:42-43). Пища бо и питие, дом и покой Его есть в душах наших. Нигде, как только в души человеческой, Он упокоевается. Сего ради всегда ударяет, да приидет к нам. Приимем убо Его, и впустим внутрь нас. Ибо и нам нет покоя, кроме Его. Он наша пища, питие, одежда, покой, утешение, и вечная наша жизнь. Кроме и без Него душа мертва и нага, и никакого пристанища не имеет. Украсим убо домы душ наших, да приимем Царя небесного, явившегося на земли, и пожившего нас ради. Стыдно отказать и не пустить в дом честного человека, кольми паче Царя, и Царя небесного, толкущего в двери наша. Друг другу отверзает дом, и с радостию приемлет его: Он вернейший друг наш, возлюбивый нас – врагов Своих, и душу Свою за нас положивый, и хощет нас ввести в небесные кровы Своя. Слава Его милосердию, что Он не гнушается нами. Поминай сие милосердие Его.
Спасайся.