св. Тихон Задонский. Письма келейные
Какие-де знаки смирения?– хощешь знать.-
Ответ. Я тебе некие знамения того, по силе моей, покажу: ты испытуй сердце свое, понеже смирение, как и всякая добродетель, должно быть на сердце. Свойство смирения есть, что человек всего себе недостойным быть судит: пищи, одеяния, света солнечного, покоя богатого, служения от человек, и прочего благодеяния, зная, что грешник есть; напротив того судит себе достойным быть всякого бедствия, поношения и наказания. Сей есть знак истинного смирения, которое на сердце есть. Почему? Потому что таковой человек видит свои грехи, которыми благодетеля Своего, Бога, прогневал, Которого должен был бояться, любить и почитать; и сие рассуждая, видит свое недостоинство во всем; напротив, всего наказания достойным себе мнит. Подобно, как бы человек человека, благодетеля своего, обесчестил и прогневал, и за тое, узнав свое погрешение и грубость к нему, судит себе недостойным быть благодеяния его; и хотя и паки от него получает благодеяние, однакож, памятуя свой грех, которым к нему согрешил, признает себе недостойна быть благодеяния его: тако всякая душа, памятуя свои грехи к Богу почитает себе недостойною благодеяний Его,- однакож милости Его, яко благого и милосердого Отца, не отчаявается, веруя несумненно милостивому Его обещанию. И отсюду видишь, как сильна есть обуздати гордость и поощрити к смирению память грехов, и рассуждение своего недостоинства. И воистину, чего человек сам в себе достоин, яко грешник, как только казни? Все, что ни получает от Бога человек, пищу, одеяние, и прочее благое туне, не по достоинству своему, но по единой милости Его получает. Отсюду должен человек терпеть, когда Бог не подает Ему благих Своих, понеже Бог не обидит Его. Подает ли нам Бог благое, Свое подает, туне; отнимает ли благое от нас, Свое отнимает, и отнимает праведно, и в нашу пользу, да познаем благое Его и Его – Благодетеля от благих Его. Тогда бо познаем благое, когда лишаемся благих: коль великое добро хлеб, во время глада, коль добро знатное здравие, во время болезни видим. Беда нашедшая открывает нам глаза, и тогда познаваем драгость благополучия. И отсюду видим, коль великий свет делает в душах наших крест и терпение бед, напастей и искушений. Истину сию признают, которые в том искусилися. Видишь, возлюбленне, свойство смирения: оно всего недостойным себе быть судит. Аще убо такое недостоинство в себе признаешь, не захочешь славы, чести и богатства, и похвалы в мире искать, не захочешь богатых домов, карет, коней заводить, богатых трапез строить, и богатыми одеждами одеваться, и много слуг иметь, и проч. Малого недостойным себе признает человек: многого ли достойным признает? Гордыня житейская всего оного убора научает людей, как бы в мире прославитися, которые и укруха хлеба недостойными себе достойно признать должны; а которые признают себе достойными всего, тии ничего поистине недостойни, и когда ныне не узнают и не признают своего недостоинства, то тогда узнают, когда и жизни, и всех благих временных лишившеся, будут вкушать смерти вечной, и горестей ее. Сюды бо приводит гордость и нераскаянный нрав тех, которые благих Божиих обильно насыщаются, но Бога, благих Дателя, почитать не хотят. Рассуждай сие, и смирению, как пристанищу спасения, прилепляйся.
Спасайся.