св. Тихон Задонский. Письма келейные
Вопрошаешь ты: како-де есть духовное отступление от Бога, когда человек славы от дел добрых ищет?–
Ответ. 1) Бог не на внешние дела смотрит, но на сердце человеческое, от какого сердца, и на какой конец дела творятся, и так по тому и судит.-
2) Бог начало и источник всякому добру, и потому Ему единому подобает слава и хвала за добро; но когда человек за добро славы и похвалы себе желает и ищет, то на том месте, где бы подобало Богу быти и почитатися и славитися, себе, как идола, поставляет, и хощет хвалитися и прославлятися. Сего ради отступает от Бога сердцем своим, и себе боготворит, хотя того и не примечает. Чим бо человеку хвалитися, который кроме грехов и немощи ничего не имеет? разве грехами? Но какая се похвала?! Сие не похвала, но поношение есть. Видишь, какой яд сатанинский в тщеславии сокровен есть. Вси, какие ни творит дела человек, как море вси втекающие реки в сланость, так оно в едину мерзость и запустение обращает. Сия есть скверна духа, которая нас пред Богом мерзкими творит. И столько сокровен есть порок сей. сколько мерзок есть. От идолов чувственных, и от прочиих. грехов удобно можем берещися, яко видим их; но от сего идола, который в сердце нашем гнездится, с великою неудобностию оберегается человек. Так он сокровенно имеется в сердце человеческом. Потщимся осматривать себе и в добрых делах наших, да не неключимы будут пред Богом, и мы с ними непотребни явимся; все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближнего нашего. Доброе дело от конца познается, а не от самого дела. Когда конец добрый есть доброго дела, то и дело добро; когда конец злой, то и дело порочится, хотя бы и доброе казалося. Но надобно сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближнего; и тогда от правого сердца, как доброго древа добрые плоды, добрые дела происходить будут. Иисус, зерцало всех добродетелей и Помощник всем, воздыхающим к Нему, да поможет нам.
Спасайся.