Search

Письмо девятнадцатое

Сего ради отвещаю тебе из святого Писания, которое всякому греху отпущение и всякому грешнику, истинно кающемуся, прощение и милость Божию обещает.

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Правильно ты и о сем вопрошаешь: всякому ли греху отпущение бывает, когда человек, оставив грехи, с сокрушением сердца кается; ибо едина от козней диавольских сия есть, что он обратившегося грешника и кающегося, часто злыми и отчаятельными помыслами смущает, и так хощет его во отчаяние о милосердии Божии и отпущении грехов вринуть, представляя ему Божие правосудие, и глаголя в помыслех: толикая и толикая злая ты соделал; Бог праведен есть, Он всем воздает по делам: Той воздаст и тебе по делам твоим злым. Чегож тебе более надеяться, как суда Божия и осуждения?- престань убо веровать, и проч.

Сего ради отвещаю тебе из святого Писания, которое всякому греху отпущение и всякому грешнику, истинно кающемуся, прощение и милость Божию обещает. Ты внимай следующим. Святый Иоанн апостол глаголет: кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7). Примечай, что кровь Христова очищает грешника от всякого греха. Апостол Павел глаголет: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1 Тим. 1:15). И Сам Христос глаголет: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13). Видишь, что нет различия между грешниками, но всех призвати на покаяние, всех спасти пришел Христос. Не сказано, что таких-то и таких призвати на покаяние и спасти грешников пришел Христос, но всяких грешников, какие бы они ни были. Паки Христос глаголет: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Лк. 19:10). Видишь, что не сказано: “прииде того и того погибшего спасти”, но всякого погибшего, кто бы он ни был. Понеже, как вси согрешили, так вси и погибли: того ради и Христос пришел всех погибших взыскати и спасти, которые ни покаются и приимут Его за своего Спасителя. Апостол Павел глаголет: Христос за вся умре (2 Кор. 5:15). Видишь, что несть разнствия и зде, но за всех и всякого грешника, какой бы он ни был, умре Христос. Сего ради всякий грешник, когда истинно покается, спасается смертию Христовою. Истинно сие есть, что тяжко согрешает человек, когда, крещением святым омовен, уклоняется на путь нечестия и бесстрашно разоряет Божий закон. Тако бо он нарушает свои обеты, которые учинил Богу и Создателю своему, отстает от Бога, и пристает паки к сатане, которого и дел его злых тогда отреклся; погубляет всю тую благодать, которой от Бога тогда сподобился; делается паки сыном тьмы, который благодатию сделался-было сыном света, и, вместо наследия вечного живота, повинен бывает вечной муке. Такому случися истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния омывшися в кал тинный (2 Петр. 2:22). Но когда тойжде грешник паки к Богу обращается с истинным покаянием, тогда Бог с милостию Своею к нему обращается, и приемлет его, яко блудного сына, и подает ему одежду оправдания, которую на крещении принял-было и потерял нерадением, и делает его паки участником святой Своей фамилии, то-есть верных Своих; тогда ему паки крещение святое полезно бывает, которое ему, пока в грехах жил, бесполезно было. Ибо обеты, которые он не сохранил, паки возобновил, и, признав свою винность, просит у Бога милости, и обещается исправно и по-христиански жить, и Богу работать, почему и Бог, яко милостив, паки в Свою милость его приемлет. Иоанн святой апостол к верным и крещением святым омовенным, пишет: аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа Праведника: и Той очищение есть о гресех наших: не о наших же точию, но и о всего мира (1 Ин. 2:1-2). Видишь, что не сказано “легко согрешит”, но, как ни согрешит, ходатайство Христово согрешившему обещается, ради которого согрешивший от греха очищается. Аще бо Господь нам друг другу повелевает прощать согрешения на всякий день, не токмо седмь крат, но и седмьдесят крат седмерицею (Мф. 18:22), нам, глаголю, которые жестокосердечны, немилостивы: кольми паче Сам Бог, естеством благ и милостив, учинит сие. Не сократишася бо щедроты Его, и якоже величество Его, тако и милость Его; велик грех великой и милости Божия требует. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, молится Давид (Пс. 50:3). Многие и тяжкие грехи множества и щедрот Божиих требуют, якоже тойжде Давид просит: по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Сего ради великий грех соделавшему – к великому Божию милосердию, и множество грехов сотворшему – к множеству щедрот Божиих прибегать должно, и тако, идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5:20). Бог бо, яко милосердый, и хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2:4), всех и всякого грешника призывает к покаянию, да вси покаявшеся спасутся, как из всего Писания видно: како убо не приимет всякого грешника, какой бы ни был? и како всякого греха не отпустит кающемуся, Который всякого грешника к покаянию призывает? Божии бо слова не суть тщетны, праздны и суетны, но истинны. Что обещает, тое непременно будет, и чим грозит, тое последует нераскаянным и ожесточенным. На тое бо и суд страшный в Писании Своем объявил, дабы люди каялися и, покаявшеся, убежали страшного изречения; на тое геенну и прочие казни объявил, да покаемся и не впадем в геенну. Так и к покаянию всякого грешника, малого и великого, призывает, да вси покаются и получат от Него милость. У кого великие и многие грехи, на того кающегося великую Свою милость и множество щедрот Своих изливает, яко у Господа милость, и многое у Него избавление (Пс. 129:6). На сие имеем много примеров: кто был Манассия? великий грешник; Петр отреклся трижды Христа; Давид тяжко согрешил прелюбодеянием и убийством: но, покаявшеся, получили у Господа милость. Такожде читаем и в церковной истории, что многие блудницы, разбойники и прочие тяжкие грешники покаялися и получили у Господа милость. Кто подражал им во грехах, да подражает им и в покаянии, и тако получит милость. На тое бо и примеры сии написаны, да подражаем их покаянию и с ними помилованы будем. Бог бо на лица не смотрит, но всех равно милует кающихся. Не величество убо, ни множество грехов погубляет грешника, но нераскаянное житие. Многие и великие и тяжкие грехи соделавший спасется, когда истинно покается: но хотя кто и меньшие грехи делает, и нераскаянный пребывает – погибнет. Бог бо судит не согрешивших, но согрешивших и непокаявшихся, и не смотрит на тое, как кто жил, но как ныне живет и кается, и какое усердие, и какое расположение сердца имеет; не смотрит, что делал, мыслил и начинал, но смотрит, что делает, мыслит и начинает, то есть, требует пременения и исправления внутреннего и обновления сердечного; и судит человеку не по тому, что делал прежде, но что делает, и в чем кончина его постигнет. Тако и правда праведника не помянется, когда совратится: и беззакония беззаконника не погубят, когда беззакония оставит и чистосердечно покается. В чем кончина человека застанет, с тем и пред судом Божиим явится. Сего ради никому, ни малому, ни великому грешнику, не должно отчаяватися и ожесточатися, но должно всякому чистосердечно обратитися к Богу, и просить, и несумненно ожидать от Него милости, и, пременивше состояние внутреннее на лучшее, от чего и внешние дела добрые будут, стоять в том начатом добром деле, и противу всякого греха подвизаться, и не попущать никакому греху над собою царствовать, чего истинное обращение и покаяние требует. Рассуждай сия, и всякое сумнение и уныние, яко бесовское дело, оттрясши, кайся и стой в том до конца, и спасешися: чего, как себе, так и тебе от сердца желаю.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.