св. Тихон Задонский. Письма келейные
Ныне тебе по ряду на все вышеписанное отвещаю.
Первое: когда подается тебе богатство, то поступай следующим образом:
1) Благодари Богу, Который подает тебе недостойному.
2) Не прилагай к нему сердца твоего, по увещанию пророка: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11), но Богу единому прилепляйся и люби, с пророком глаголя: мне же прилеплятися Богови благо есть. Ибо должно любить благодетеля, а не благодеяние, и дателя, а не дарование, и создателя, а не создание.-
3) Употребляй богатства не на прихоти мирские и плотские, не на богатые трапезы, домы, кареты, сосуды, одеяния и прочая, как обычай есть миролюбцам и плотолюбцам, но со страхом и смирением, яко не свое, но Божие добро, умеренно и воздержно, на нужды, а не на плотоугодие; помни, что за расход его ответ Богу отдати имеешь: расходчик еси, а не хозяин, строитель, а не господин. Един бо Господь есть Господь имений наших, как и всего мира: пред Тем следует нам явитися и ответ за все отдать.-
4) Снабдевай тем нищих, убогих, храмы святые и служащих в них, училища, богадельни. Дается тебе богатство, чтобы и ты давал. Бог дает тое: отдавай и ты Божие во славу Божию; буди как рука, которая приемлет и отдает; буди строитель, а не хранитель и расточитель богатства.-
5) Не гордись, ни возносись богатством, понеже не твое; на время оно тебе дано, на твою и ближнего пользу, и со временем отъидет от тебе. Держи, что ты нищ и убог еси, как и прочии человеки. Вси бо наги рождаемся в мир, наги и отходим от мира.-
Второе: когда честь али сан дается тебе, внимай себе:
1) Сан или честь христианину есть иго наложенное, которое должно носить во славу имене Божия и пользу ближнего. Надобно разумным и мудрым быть, кто хощет человеками управлять, и лучшим паче других быть, кто должен многим образ доброго жития себе представлять,- что все от сановитого требуется. Овца овец не пасет, но человек, разумом одаренный; и тьма тьму не просвещает, но свет; и слепец слепца не ведет, но видящий. Несмысленный и неисправный человек, приемлющий начальство, есть как бесноватый, вземший нож, которым и себе и других уязвляет и закалает. Такому случается истинная притча: слепец когда слепца ведет, оба в яму впадутся. Надобно убо научиться прежде себе управлять, а потом других в правление принимать. Рассуждай сие.-
2) Ежели тебе необходимо нужно быть на чести, то на чести ищи Божией чести, а не своей, и ближних твоих пользы, а не своей корысти. Буди слуга рабам Божиим, а не господин; ищи их пользы, а не господствуй над ними; искореняй неправду и насаждай правду; что приказуешь им, тое сам прежде исполняй. К наказанию, когда нужно тое, или словом, или делом приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или уд какий отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить, а не замучить. Наказуй и ты подкомандного, а не гнев и ярость свою совершай; наказуя, жалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневайся на него, и Божию честь, а не свою защищай, и его пользы смотри, а не свою обиду отмщевай; но притом всегда внутрь себе думай и держи, что ничим лучший ты того, которого наказуешь, или словом, или делом. Вси бо есмы человеки, всяким немощам и грехам подлежим, или падаем, или претыкаемся, и всегда будем падать, когда десница Божия не удержит нас.-
3) Всегда памятуй, что тебе следует ответ дать Судии и Царю Христу о тебе самом и о подчиненных тебе, как ты сам жил и с ними поступал. Вси христиане истязаны будут в день суда, но начальники наипаче: ибо не токмо о себе, но и о подчиненных своих воздадят ответ. Писано же есть тако: суд жесточайший преимущим бывает. Ибо малый достоин есть милости: сильнии же (начальники) сильно истязани будут (Прем. Сол. 6:5-6). Рассуждай сие, и сохранишися в страхе Божии и смирении.-
4) Честь твоя да смиряет тебе паче, а не возвышает, якоже многим случается, яко ты такой же человек, как и подкомандные твои, а может быть, что многии и лучшии суть паче тебе, как и бывает; но тебе десница Вышнего поставила над ними. Сходи часто умом ко гробам умерших, и они научат тебе, что ты такой же человек, как и подчиненнии твои. Тамо увидишь, что люди вси, начальники и подначальнии, равны суть, и где лежит раб, где господин его, где властелин, и где подвластный; знать неможно: вси в равном истлении. А когда тамо равнии, то и зде на земли живущии вси равны суть. Тыежде бо люди кроме душ тамо лежат, которые по земли ходили. Помни сие, и смирен будеши, и благодать Божия поможет тебе. Смиренным бо дается благодать (1 Петр. 5:5).-
5) Когда тако на чести будешь поступать, то честь твоя большую на небеси исходатайствует честь.-
Третие: Когда тя люди славят и хвалят, то чини следующее:
1) Помышляй, что ты ее недостоин, яко грешник. Никтоже благ, токмо един Бог, по словеси Спасителя нашего, Который един всякой похвалы и славы достоин.-
2) Вменяй ее как ветр, который приходит и отходит: люди часто, которого ныне хвалят и славят, того после хулят и ругают. Видишь, что людская слава суетна, и как дым исчезает. Буди убо подобный мертвому, который ни хулению, ни хвалению не внимает; подобен древу, которое плоды подает, но молчит; подобен кладезю, который источает воду, и от хуления не оскудевает, и от похваления не изобилует.-
3) Что похвальное делаешь, тое восписуй все Богу единому, Который действует в нас и хотение и делание доброе (Фил. 2:13), яко без Него не можем ничесоже творити (Ин. 15:5). Тому убо единому да будет похвала и слава, от Которого все доброе происходит; да будет всегда в памяти и устах наших слово псаломское: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей (Пс. 113:9).-
4) Ищи славы на небеси, которую обещал Бог любящим Его. Тая истинная есть слава, и единожды сысканная, никогда не отходит.-
Вот тебе отвещал я о богатстве, чести и славе, подаемой человеку. Ты рассуждай о том, и не сообразуйся сынам века сего, которые о том все тщание полагают, чтобы зде обогатитися и прославитися. У таковых ни малейшей искры христианства нет, хотя и христианами называются. У истинных христиан вси замыслы, тщания, начинания и попечения о вечной жизни. Они тамо себе наследия, богатства, чести и славы ожидают, яко путники, странники и пришельцы в мире сем. Ибо тамо их и отечество, к которому воздыхают, и ум и сердце и желание свое возводят.
Спасайся.