Search

Письмо двадцать девятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Ныне тебе по ряду на все вышеписанное отвещаю.

Первое: когда подается тебе богатство, то поступай следующим образом:

1) Благодари Богу, Который подает тебе недостойному.

2) Не прилагай к нему сердца твоего, по увещанию пророка: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61:11), но Богу единому прилепляйся и люби, с пророком глаголя: мне же прилеплятися Богови благо есть. Ибо должно любить благодетеля, а не благодеяние, и дателя, а не дарование, и создателя, а не создание.-

3) Употребляй богатства не на прихоти мирские и плотские, не на богатые трапезы, домы, кареты, сосуды, одеяния и прочая, как обычай есть миролюбцам и плотолюбцам, но со страхом и смирением, яко не свое, но Божие добро, умеренно и воздержно, на нужды, а не на плотоугодие; помни, что за расход его ответ Богу отдати имеешь: расходчик еси, а не хозяин, строитель, а не господин. Един бо Господь есть Господь имений наших, как и всего мира: пред Тем следует нам явитися и ответ за все отдать.-

4) Снабдевай тем нищих, убогих, храмы святые и служащих в них, училища, богадельни. Дается тебе богатство, чтобы и ты давал. Бог дает тое: отдавай и ты Божие во славу Божию; буди как рука, которая приемлет и отдает; буди строитель, а не хранитель и расточитель богатства.-

5) Не гордись, ни возносись богатством, понеже не твое; на время оно тебе дано, на твою и ближнего пользу, и со временем отъидет от тебе. Держи, что ты нищ и убог еси, как и прочии человеки. Вси бо наги рождаемся в мир, наги и отходим от мира.-

Второе: когда честь али сан дается тебе, внимай себе:

1) Сан или честь христианину есть иго наложенное, которое должно носить во славу имене Божия и пользу ближнего. Надобно разумным и мудрым быть, кто хощет человеками управлять, и лучшим паче других быть, кто должен многим образ доброго жития себе представлять,- что все от сановитого требуется. Овца овец не пасет, но человек, разумом одаренный; и тьма тьму не просвещает, но свет; и слепец слепца не ведет, но видящий. Несмысленный и неисправный человек, приемлющий начальство, есть как бесноватый, вземший нож, которым и себе и других уязвляет и закалает. Такому случается истинная притча: слепец когда слепца ведет, оба в яму впадутся. Надобно убо научиться прежде себе управлять, а потом других в правление принимать. Рассуждай сие.-

2) Ежели тебе необходимо нужно быть на чести, то на чести ищи Божией чести, а не своей, и ближних твоих пользы, а не своей корысти. Буди слуга рабам Божиим, а не господин; ищи их пользы, а не господствуй над ними; искореняй неправду и насаждай правду; что приказуешь им, тое сам прежде исполняй. К наказанию, когда нужно тое, или словом, или делом приступай, как благоразумные лекари к лечению, которые или жилу секут, или уд какий отсекают, или лекарство дают ради того, чтобы человека излечить, а не замучить. Наказуй и ты подкомандного, а не гнев и ярость свою совершай; наказуя, жалей о нем, как о подобной тебе плоти, а не гневайся на него, и Божию честь, а не свою защищай, и его пользы смотри, а не свою обиду отмщевай; но притом всегда внутрь себе думай и держи, что ничим лучший ты того, которого наказуешь, или словом, или делом. Вси бо есмы человеки, всяким немощам и грехам подлежим, или падаем, или претыкаемся, и всегда будем падать, когда десница Божия не удержит нас.-

3) Всегда памятуй, что тебе следует ответ дать Судии и Царю Христу о тебе самом и о подчиненных тебе, как ты сам жил и с ними поступал. Вси христиане истязаны будут в день суда, но начальники наипаче: ибо не токмо о себе, но и о подчиненных своих воздадят ответ. Писано же есть тако: суд жесточайший преимущим бывает. Ибо малый достоин есть милости: сильнии же (начальники) сильно истязани будут (Прем. Сол. 6:5-6). Рассуждай сие, и сохранишися в страхе Божии и смирении.-

4) Честь твоя да смиряет тебе паче, а не возвышает, якоже многим случается, яко ты такой же человек, как и подкомандные твои, а может быть, что многии и лучшии суть паче тебе, как и бывает; но тебе десница Вышнего поставила над ними. Сходи часто умом ко гробам умерших, и они научат тебе, что ты такой же человек, как и подчиненнии твои. Тамо увидишь, что люди вси, начальники и подначальнии, равны суть, и где лежит раб, где господин его, где властелин, и где подвластный; знать неможно: вси в равном истлении. А когда тамо равнии, то и зде на земли живущии вси равны суть. Тыежде бо люди кроме душ тамо лежат, которые по земли ходили. Помни сие, и смирен будеши, и благодать Божия поможет тебе. Смиренным бо дается благодать (1 Петр. 5:5).-

5) Когда тако на чести будешь поступать, то честь твоя большую на небеси исходатайствует честь.-

Третие: Когда тя люди славят и хвалят, то чини следующее:

1) Помышляй, что ты ее недостоин, яко грешник. Никтоже благ, токмо един Бог, по словеси Спасителя нашего, Который един всякой похвалы и славы достоин.-

2) Вменяй ее как ветр, который приходит и отходит: люди часто, которого ныне хвалят и славят, того после хулят и ругают. Видишь, что людская слава суетна, и как дым исчезает. Буди убо подобный мертвому, который ни хулению, ни хвалению не внимает; подобен древу, которое плоды подает, но молчит; подобен кладезю, который источает воду, и от хуления не оскудевает, и от похваления не изобилует.-

3) Что похвальное делаешь, тое восписуй все Богу единому, Который действует в нас и хотение и делание доброе (Фил. 2:13), яко без Него не можем ничесоже творити (Ин. 15:5). Тому убо единому да будет похвала и слава, от Которого все доброе происходит; да будет всегда в памяти и устах наших слово псаломское: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей (Пс. 113:9).-

4) Ищи славы на небеси, которую обещал Бог любящим Его. Тая истинная есть слава, и единожды сысканная, никогда не отходит.-

Вот тебе отвещал я о богатстве, чести и славе, подаемой человеку. Ты рассуждай о том, и не сообразуйся сынам века сего, которые о том все тщание полагают, чтобы зде обогатитися и прославитися. У таковых ни малейшей искры христианства нет, хотя и христианами называются. У истинных христиан вси замыслы, тщания, начинания и попечения о вечной жизни. Они тамо себе наследия, богатства, чести и славы ожидают, яко путники, странники и пришельцы в мире сем. Ибо тамо их и отечество, к которому воздыхают, и ум и сердце и желание свое возводят.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Неверующие толкуют Евангелие

Если у человека просто так забирают осла, ведь он на это не согласится! Он скажет: «Мне он тоже нужен! Это мой осел!»

Это означает, что, скорее всего, владелец осла предупрежден заранее.

Обновленческая теория Таинства священства

Последователь радикального модерниста о. Петра (Мещеринова) теоретизирует на страницах бульварной газеты: Примерно к V, VI веку тема христианских общин и их глубинной связи с священнослужителями начала ослабевать… Произошло формирование, как

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.