св. Тихон Задонский. Письма келейные
Два вопроса ты задал мне: 1) что есть жить греху, и что жить Богу? 2) ради чего мир презреть, яко он ради нас создан?– на которые я тебе по силе моей отвещаю.
1) Знаешь ты, что мертвый человек не слышит, что ему ни говорится и приказуется: так и духовно мертвый не слушает и не внимает, что Ему Бог в слове Своем глаголет, но делает только тое, что похотливое сердце его хощет. Таковой человек Богу мертв, яко не живет Ему, но своей злой воли, понеже не тое делает, что Бог хощет и велит, но что страстная плоть; живет же греху, потому что греха, который в сердце живет, слушает, и ему повинуется. Якоже раб тому господину живет, которого слушает, и которому повинуется, и которого волю исполняет: тако и человек Богу живет, когда Богу повинуется, и волю Его творит; греху живет, когда греху повинуется и творит его. И тако всякий человек или Богу живет, или греху: кто в истинном покаянии находится, и заповеди Божии, в которых воля Божия изображена, исполняет, тот Богу живет; кто в нераскаянии имеется, и грех творит, тот не Богу, но греху живет. Сего ради, Богу живущий называется рабом Божиим, яко работает Ему творением воли и заповедей Его; а живущий греху рабом греха называется, яко делает тое, что грех хощет, по писанному: всяк творяй грех раб есть греха (Ин. 8:34). А что невозможно и греху и Богу жить, то сие отсюду бывает, яко Бог запрещает тое, что грех или похоть греховная хощет и советует. Бог запрещает гневаться, злобиться, отмщевать, блудодействовать, красть, злословить, и проч., но к тому похоть влечет; и так невозможно и похоть слушать и Бога, и похоти жить и Богу. Никто бо может двум господинам работать (Мф. 6:24).-
На второй пункт отвещаю:
1) Что ни есть в мире сем, или драгое, или красное и приятное людям, то есть, богатство, злато, сребро, убор, камение драгое, украшение строений, домов, коней, карет, платья, лиц, честь, слава, власть, и прочее, что очесам и прочиим чувствам и похоти приятно, все тое минуется и отходит от нас, как и сам мир, как апостол учит: мир преходит, и похоть его (1 Ин. 2:17). Во время бо смерти все оставляем, и не токмо тое, что имеем, но и самый мир, и самое тело оставляем; а отходим токмо душами отсюду, ничего с собою не относим. На что ж о том стараться, что сегодня или утро оставим?-
2) Всяк человек, живущий на земли, есть путник. На путь жития сего всходит, когда рождается; оканчивает путь сей, когда умирает. Почтож ему искать многого и обременять себе излишним попечением? а естество малым довольствуется. Естество наше пищи, одеяния, пития, дома и прочиих нужных требует, а не украшения и сласти. Похоть ищет богатства, украшения и сласти, а естество нужными только, пищею и одеянием довольствуется, как учит апостол: ничтоже внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем (1 Тим. 6:7-8). Видишь, чему учит апостол: и в мир ничего не вносим, и из мира ничего не выносим; и самое дело показует тое. А нам пища и одеяние нужно только, что Бог подает всякому от Своей благости. Почто же путнику себе отягощать? почто искать тое, что с собою из мира не вынесет? Видишь, что прельщаются от мира, которые много ищут в мире; которые прелесть сию познают, когда умирают, но уже поздно. Надобно убо ныне всякому, пока живет, познавать прелесть сию, и ничего в мире сем за дорогое не иметь, следственно и не гоняться ни за чим, и не прилеплятися ни к чему. Все бо в мире сем подобно есть пузырю, на воде являющемуся и исчезающему, или сновидению, или тени, и проч. Едино твердое, постоянное, непоколебимое и никогда от нас не отступающее есть,- что вечное есть: – того должно тщательно и неусыпно искать, а все временное как ничто иметь. Сию истину из вышеписанных видишь, и лучше познаешь, когда будешь умирать. Только от сердца желаю, чтобы ты ныне познал.-
3) Из вышеписанного видишь, что мы рождаемся, и святым крещением обновляемся, не ради мира сего,- иначе бы неисходно должны в мире сем пребывать,- но рождаемся и обновляемся ради перехождения к будущей жизни. Погрешают убо и заблуждают тии, которые зде ищут чести, богатства и славы. Ибо тем своим попечением показывают, что они мир сей за отечество имеют, и аки во веки хотят зде жити; они подобно тем людям делают, которые, на малое некое время отъехавше на чужую сторону, заводят тамо недвижимые вещи, напр. домы, сады, пруды, и прочая, которое все, возвращаяся в отечество свое, принуждены бывают оставлять, и без всего того в дом возвращаться: так и мы на малое некое время в мир сей входим, как в чужую сторону, и исходим из него всяк в свое место: благочестивые в вечную жизнь, нечестивые в вечную муку.-
4) Адам, праотец наш, в раи был поселен от Бога, и тогда был между Богом и созданием, между небом и землею. И когда по совету лукавого духа обратился к созданию, и вкусил от заповеданного древа, тогда отступил от Создателя своего; которую любовь к Создателю своему должен был иметь, тую к созданию Его обратил, и так тяжко согрешил, и погибл: тако христианин, банею святого крещения омовенный и обновленный, поселен в церкви святой, и пребывает между Богом и созданием, между небом и землею. Бог глаголет всем христианам: не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем (1 Ин. 2:15). Христианин, когда обращается к миру и земным, отвращается от Бога и неба, и когда любит создания, отступает любовию от Создателя, и так сердцем своим отступает от Бога и прилепляется к созданию, и, как Адам, всегда руку свою простирает к заповеданному древу. Мир бо сей нам есть, как Адаму древо заповеданное, ко искушению нашему положен: к чему мы обратим сердце наше, к Богу или к миру. Когда к Богу обратим, от мира отвратим; и когда к миру обращаемся, от Бога отвращаемся. Мир бо и Бога любити невозможно, как выше сказано: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Как бо Адаму не велел Бог вкушать от древа оного, так и нам ныне глаголет: не любите мира, ни яже в мире. Видишь убо, ради чего должны мы презреть мир, то есть, да Бога нашего почтим; мир не любить, да Бога возлюбим; создание оставить, да Бога обрящем; от создания отвратиться, да к Богу обратимся. Как бо не можем и к востоку и к западу, и к небу и к земли купно смотреть, так и к миру и к Богу прилепляться сердцем; и когда очи наши обращаем к земли, отвращаем от неба; и когда обращаемся к западу, отвращаемся от востока: так точно отвращаемся от Бога сердцем, когда любим мир; и когда к Богу сердечно обращаемся, тогда от мира отвращаемся. Едино из двух надобно всякому избрать. Никто бо не может двум господинам работать: любо единого возлюбит, а другого возненавидит, или единого держится, о друзем же нерадети начнет (Мф. 6:24).-
5) Душа наша по образу Божию создана, и падшая кровию Христовою искуплена, и святым крещением обновлена!.. О, коль великое благородие, достоинство и красота души! кровь Христова за нее дана, и образ Божий носит в себе… Честнее неба и земли и всей твари едина душа человеческая. О, любезная, бессмертная и великолепная красота, благородие, честь и достоинство души! низшая Бога, яко создание Его, и высшая всей твари, яко образ Божий имеет в себе. Так благородную и высокопочтенную душу (о, горе нам, о, бедности и слепоты нашей!) порабощаем бесчувственному и подлейшему созданию, когда сердцем нашим и любовию к нему обращаемся. Должно было, чтобы создание нам работало, на что и создано от Бога: но напротив того делается. Мы созданию, низшему себе, работаем, когда к нему сердцем обращаемся. Видишь, как неприлично и худо делает человек, когда мир любит.-
6) Человек, когда от Создателя к созданию обращается любовию,- отпадает от своего истинного блаженства, и впадает в истинное окаянство и бедность; и как тот, который, оставивши царя своего, любовию и дружеством к рабам его, низшим себе, прилепляется, делает сам себе бесчестным и бедным: так грешник в бесчестие и окаянство себе предает, который, оставивши Бога, к твари прилепляется. О таковом поется, или паче с сожалением и плачем глаголется: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:13). Хотя бо и всякое создание добро, и весьма добро (Быт. 1), однакож всякая доброта созданий от Бога, как от источника, происходит, как и сами создания; и которая доброта во всех созданиях есть, тая несравненным, лучшим и превосходным образом в Создателе имеется; создания вся, как и самый человек, ничто пред Богом. От Бога бо, как бытие, так силу свою и доброту свою, как тень от древа, имеют, а дотоль пребывают и сохраняются, доколь воля Божия хощет, и всемогущая Его сила сохраняет их. Сего ради, когда человек от Бога к созданию обращается,- избирает вместо совершенного добра, как ничто, и так избирает вместо совершенного блаженства совершенное окаянство и злополучие свое, и сам себе бедным и окаянным делает.-
7) Душа человеческая есть дух. Сего ради ничим иным, как токмо единым Богом, яко образ Божий первообразным своим, удовольствоваться не может. От Бога произошла: Богом и довольствуется. Нет таковой вещи, которою бы удовольствоваться могла, кроме Бога. Всякая вещь в своем месте упокоевается: тело на земли, яко от земли взятое; воздух к воздуху идет; огнь в высоту стремится; птица на древе, рыба в воде упокоение себе имеет: душа, яко дух, в своем первообразном Боге. Солнце, луна, звезды и все небо добро и красно, но тело увеселяет; земля со всеми плодами и украшением своим добра, но тело довольствует; вода добра, но тело прохлаждает; сладкое пение птиц, но телу сладкое; приятна музыка, но телу приятна; пища и питие хорошо, но тое и другое тело насыщает и прохлаждает. Так и о прочиих созданиях разумей. Но души никакое создание удовольствовать, насытить, прохладить, утешить и возвеселить не может. Есть иной покой, которым упокоевается, есть пища, которою питается, есть питие, которым прохлаждается, есть свет, которым просвещается, есть красота, которою увеселяется, есть центр, к которому стремится, и, достигши того, ничего более не ищет. Бог и божественная Его благодать – душе все покой, пища, питие, свет, слава, честь, богатство, утешение, радость, веселие и все блаженство, которым тогда удоволится, когда сыщет Его. И чим более ныне ищет Его, тем более желает Его; и дотоль будет желать, и желаемого искать, доколь лицем к лицу увидит; и тогда чим более будет пить от сего живого и приснотекущего Источника, тем более будет жаждать Его, без болезни и сытости, чрез всю вечность. Бог бо чим более видится, тем более желается. Отсюду-то бывает, что души духовно печальной ничто не может утешить, кроме Бога и святого слова Его. А что миром сим душа удоволитися не может, отсюду тое можно познать, что миролюбцы, чим более ищут зде сокровищ своих, тем более желают их, и насытитися не могут. Сребролюбцу никакое недовольно богатство: чим более собирает его, тем более желает; желающии чести, чим более возвышаются, тем высше подняться хотят, так что многии, не довольствуяся высоким царским титулом, богами себе называть повелевали, как читаем в историях о царях-язычниках. Роскошники и сластолюбцы сколько выдумывают угодий к удовольствию своему, сколько брашен и питий приятных и прочего, известно всякому, но удовольствовать себе и души своей не могут. Причина сему сия есть, что хотят душу свою удовольствовать тем, чим она не удоволяется. Дух бо есть бессмертный, и потому не тленным и смертным веществом, но живым и бессмертным Божеством удоволяется. Тако бедный человек, потерявши живой воды Источник, Бога, копает мутные кладези в созданиях, и от них ищет своей души прохлаждения! Но копай, копай сколько хочешь, бедная душа, кладезей сих, жажды твоей от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать. Знаешь ли, где сыскать живую воду? слыши, вот призывает к Себе живой Источник: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет (Ин. 7:37), и паки: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущей в живот вечный (Ин. 4:14). От сего Источника почерпает душа и прохлаждается, напаяется и увеселяется так, что не вжаждется во веки.-
8) Известно то, что мир ради человека сотворен, но все в мире вещи суть как следы Божии, и свидетельствуют человеку о Боге; и суть как ручьи, которые ведут человека к оному живому и живота Источнику, и показуют Его, и от Него почерпать и прохлаждать души наши научают: кто бы похотел от ручьев пить, видя самый источник живой? Добры суть создания, и добры зело, но несравненно лучший есть Создатель, Который их добрыми сотворил. Создания убо благость и любовь Божию к нам показуют нам, и научают нас Бога любить, хвалить и благодарить, яко Создателя и Благодетеля своего, а не себе к люблению представляют; как бы тако к нам оне ответствовали: мы к пользе вашей и употреблению сотворены от Создателя: Того убо любите, Который нас ради вас сотворил, а не нас, которые вас любити не можем, и, нас к пользе своей употребляя, благодарите Тому, Который нас вам подал. Он любит вас, и, ради любви Своей к вам, нас ради вас создал: любите убо Возлюбившего вас и Сотворившаго нас для вас. Благодетеля убо должно любить, а не благодеяние, и дателя, а не дарование; благодеяния помнить и, помня, благодарить благодетелю.-
9) Человек, как выше сказано, раждается не ради мира сего, но ради перехождения на оный век, и потому в мире сем есть странник и путник: того ради всего в мире сем употреблять должен к нужде, а не похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не похоть. Почему и написано: плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13:14). Пища, одеяние, покой или дом довлеет ему, яко страннику и путнику; а когда ищет богатитися, почитатися, прославлятися, веселитися, и наслаждатися в мире сем, сие есть похоти, а не нужды дело; и ничего в мире не любить, как выше сказано, кроме Бога, Создателя и Благодетеля своего, и ради Бога подобного себе человека, и всегда к небесному отечеству, к которому создан и позван, ум и сердце свое возводить, так как странствующий к отечеству и дому своему, и путник к центру своему. Тако идеже сокровище его, тамо и сердце его будет (Мф. 6:21). Когда в сей мысли всегда находиться будет, неотменно не пожелает ничего в мире сем, кроме Бога и вечного живота, который во Христе сокровен и в слове Божии обещан.-
10) Надобно душе, как произошла от Бога, так и возвратиться к Богу без любви мира сего. Примечай сие, берегись мира, и изыди от него, как Лот из Содома.
Спасайся.