Search

Письмо двадцать шестое

св. Тихон Задонский. Письма келейные.

св. Тихон Задонский. Письма келейные

св. Тихон Задонский

Отзываешься ты: я бы-де хотел от сует отстать, но не могу.- Нет, отвещаю тебе: не не можешь, но не хочешь. Хотящему действительно все возможно. По водам ходить, по воздуху летать и проч. нам невозможно, а от любви мира отвратиться с помощию Божиею возможно. Бог бо, который повелевает изыти от мира, той и помогает хотящим и тщащимся.

Прочии люди такие же, как и ты, земные и плотяные были, и презрели мир, и ныне многие презирают. Им возможно было: убо и тебе, который единого с ними естества и немощи еси. Понуди себе, когда не хощешь; размышление беды наступающей и несумненная обещанного блаженства надежда понудит и унылое сердце. Знаешь, что делают люди в пожарном случае, или в нашествии иноплеменников: все бросают, чтобы живот свой спасти, хотя и жалеют о доме и имении своем. Видишь, что страх временного бедствия и смерти делает, как и выше писал я тебе: ты им последуй в деле вечного спасения. Они ради временной беды и смерти оставляют все: ты ради вечного бедствия и смерти оставь мир, да не с миром погибнеши. Попадают люди в руки иноплеменнические, и умирают, или в плен горчайшей смерти отводятся, которые, нехотячи оставить имения, в доме остаются, и часто сгорают, люди, которые в домы, пламенем объемшиися, возвращаются, чтобы оттуду имение восхитить, и тако люди, хотячи имение соблюсти, и сами погибают. Тако делают многие христиане, которые много собирают, а о души небрегут; но тоежде страдают. Имение остается чужим, а сами на оный век отходят без надежды спасения.- Знаешь паки, что делают воины, как подвизаются, и в смертные случаи вдаются; ради чего? Чтобы славу и ранг заслужить. Их надежда временной славы так поощряет, хотя часто и обманываются: как нас надежда вечной славы не подвигает к подвигу? Поверь, друже, истину тебе пишу: ежели бы ты увидел будущую сынов Божиих славу, то и царскую диадиму, и всю мира славу, и все сокровище его, радуяся, повергл бы, и о том едином тщался, как бы оную получить: ничто бы тебе от того не воспятило, не токмо прелесть мира, но и самое тяжкое мучение. Недостойни бо страсти нынешнего времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). Такожде, ежели бы тебе показал Бог адское мучение, то бы честь, слава, богатство и все угодие мира сего единым горьким пелынем было тебе; неутешно бы плакал и рыдал ты, чтобы на тое место не приитить. Но то бедность наша и слепота, что мы, чего не видим, того и не желаем, и которого бедствия не чувствуем, того не ужасаемся, а слова Божия не рассуждаем, или не верим тому, хотя и все к спасению нашему открыто в нем, и тако всяк своею волею погибает. Возьми в рассуждение воплощение Сына Божия, и вольное Его страдание. Ради кого Он пришел в мир и пострадал? ради человека. О, человек, человек! дивное дело Божие, и дивный о нем промысл Божий! ради чего пострадал Христос? ради человека; не иная причина, как что сжалился над погибшим человеком, и дабы страданием Своим его от вечной муки избавить и в вечную жизнь ввести. О, великое воистину и непостижимое зло – вечная мука, от которой хотя искупити человека, и крови Своей не пощадел Господь, и великое и непостижимое блаженство вечное имать быти, которое ценою бесконечною куплено, или паче возвращено нам, которое мы грехами нашими потеряли-было!.. Воистину, единого человека душа и спасение ее дороже Христу, нежели весь свет, небо и земля, яко весь свет словом единым создал: рече и быша,- а ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. О, человеколюбия Господня! О, достоинства души, ради которой Сам Бог во плоти явился! и не токмо явился во плоти, но и пострадал и умер ради души… Благослови, душе моя, Господа! Тако ли благородную душу восхощем миру нечувственному порабощать, и, возлюбленную от Царя небесного и кровию Его святою омовенную, скверною мира любовию осквернять, и духовно прелюбодействовать, и, как драгоценный бисер, в кал тинный повергать?.. Пропади мир со всеми прелестьми своими; пусть ищут его и любуются тем непознавшии Христа. Нам, о христиане, един Христос – красота, всех красот краснейшая, премудрость, вся премудрости сокровища содержащая, сладость, вся сладости превосходящая, слава, честь и похвала истинная довлеет. Он да будет нам украшение, богатство, слава, честь, премудрость, утешение, радость, веселие и все блаженство, ныне в тайне сердца нашего сокровенное, но в день Его явитися имеющее: тогда, то есть, в откровении сынов Божиих, явится неоцененное все христиан сокровище, которое они ныне в скудельных сосудах носят, и как злато закопченое, презираеми, и как маргарита, в грязи валяющаяся, попираеми, и как плоды вне не красны, но внутрь сладки и благовонны, отвергаемы суть от злого и лукавого мира. Веришь ли сему? Когда веришь, то отвратись от сокровища видимого только, но прелестного, которым мир любителей своих прельщает, и обратись ко Христу, и сего сокровища истинного ищи у Него. А когда ныне не веришь, то тогда уже увидишь очами твоими, но поздно, но без пользы, но с жалением, воздыханием, сокрушением и теснотою сердца,- тогда, глаголю, когда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их (Мф. 13:43). А понеже в отвращении сердца от мира сего почти вся сила христианского благочестия состоит, то возьмем в рассуждение некие к тому способы, и те в сердце нашем сокрыем и углубим, да во время искушения и напасти оттуду, как из влагалища, орудия те возьмем и станем в день лют,- станем препоясани чресла наша истиною.

1) Все, что ни есть в мире сем, человек при смерти оставляет, как и самый мир; наг входит в мир, наг и исходит от мира; никто не рождается богатым, благородным, почтенным, славным, но вси равными, убогими и нагими рождаются; такожде и от мира равными отходят: никто с собою ничего не выносит, ни богатый богатства, ни славный славы, ни почтенный чести, ни благородный благородия, но вси все зде оставляют; и тогда всяк праведно о сих мира сего сокровищах рассуждает, но уже поздно. Почто же за тем гоняться, что сегодня или утро оставим? А вместо того уязвленную и трепещущую суда Божия совесть относим; едина добродетель с нами отходит отсюду, и спутствует нам, и клеветникам нашим заграждает уста, и приводит нас к Богу. Рассуждай о сих так ныне, как люди при смерти рассуждают, и тогда отстанешь от суеты.-

2) Смерть за человеком ходит невидимою стезею; кончина его тамо постигает, где не чает, и тогда постигает, когда не надеется, и так постигает, как не чает. Буди убо всегда таков, каков при кончине быть желаешь; рассуждай сие, и внимай себе, и не захочешь в мире ни чести, ни славы, ни богатства, ни прочего угодия. Думай, что сегодня или утро скончаешися, и тогда вся суета от сердца твоего исчезнет. Что бо в чести, в славе, богатстве и прочем угодии при кончине находящемуся? Хотя царство, или золотые горы предлагай и обещай ему, небрежет о том. Едина у него мысль, как бы блаженно скончаться. Буди убо ныне таков ты, и всякий день полагай себе последний, и ожидай, когда Господь твой позовет тебе к Себе, и ничто тебе не будет мило в мире, и когда на сей стражи будешь бдеть и стоять, блаженно скончаешися.-

3) Смертию, как вратами, всяк входит в вечность: тут начинает человек быть или вечно блаженным, или вечно бедным и окаянным; тут часто, и по большей части, богатый делается вечно нищим, славный и почтенный вечно бесчестным, господин вечно подлейшим раба своего, князи и вельможи хуждшими подданных своих, и прочие, по мнению мира великие, вечно убогими и уничиженными во веки начинают быть, и будут. Тут от всякого отступает утеха, которою кратко, как во сне, наслаждался, и наступает лютая горесть, которую во веки без конца будет вкушать. Тут кончится и терпение убогих; и нищий начинает быть вечно богатым, отверженный вечно избранным, презренный и поруганный вечно славным, страждущий вечно утешенным, скорбный и печальный вечно радостным и веселым. Словом, всяк приемлет свой жребий вечно. Блаженные одни, и паки реку, блаженные, яко вечно будут блаженные: окаянные другие, яко вечно будут окаянные. Рассуждай сие, и сия людей перемена изменит тебе, и сделаешися иным, как прежде был. Вечности бо рассуждение сильно есть подвигнуть и переменить сердце человеческое.-

4) Что в мире сем делается, и какое видим благополучие или злополучие зде, тое тень некая есть будущих благих и злых истинных. Видим, как боится человек суда человеческого и убегает от него: как несравненно более бояться суда Божия подобает! Со стыдом и страхом идет человек на суд человеческий: какой стыд, страх и ужас объимет человека, когда позовется на суд Божий! Стоит человек на суде человеческом окован железами, стыдом покрыт, страхом содержим, обличается от свидетелей, слышит выговор, видит дела свои беззаконные, в познание многим изнесенные, означается законопреступником и бесчестным человеком, отлучается от числа добрых и осуждается по законам в наказание правильное. Сей суд, сей стыд и страх и бесчестие тень некая есть оного суда, стыда, страха и бесчестия. Тамо истинный стыд, яко всемирный, тамо истинный страх и ужас, яко Судия – Бог, и суд – Божий; тамо станет человек не пред человеком, но пред Богом Судиею, Который и тайны сердечные знает; станет страхом, как железом, связан, и грехами обременен. Увидит Судию в страшной и Божией славе, окружаема бесчисленным множеством ангел и архангел; тамо открыется ему книга совести, и представятся дела ему, словом, делом и помышлением, явно и тайно от него соделанные, и всему миру, ангелам и человекам в явление приидут; увидит Судии Бога праведный гнев, Того, Который ради его в мир пришел, хотя его спасти, и за его пострадал и умер, но от него неблагодарно и бесстыдно отвержен и уничижен; тут объимет сокрушение, теснота, ужас и трепет бедного грешника, вострепещет весь, как лист от ветра, услышит выговор от Судии за неблагодарность, означится достойным осуждения и вечного наказания, отвержется от лица Божия, и отлучится от числа праведных на веки; причислится к духам злобным, и с ними заключится в темнице вечного мучения, и будет пить горькую вечного гнева Божия чашу. Понимай и воображай во уме праведный и страшный суд оный, и отыдет от тебе любовь суетного мира. Поверь, что память всегдашняя и размышление оного суда отвратит тебе от сего суетного желания, и подвигнет тебе к истинному покаянию, молитве, и к тому единому тщанию, дабы тамо не посрамиться. Аще бо к суду человеческому люди так тщательно приуготовляются, как сам знаешь: как не подвигнет к тщанию и приготовлению память суда Божия и верное того рассуждение? Суду бо человеческому временное и легкое, суду же оному вечное и тяжкое последует бедствие. Временное все, хотя и продолжительное, минуется; вечное никогда не престает, всегда пребывает и никогда не кончится. В каком состоянии грешник тогда будет, когда весь свет вострепещет и поколеблется от страха разгневанного Судии, и увидит пред очима своима огненную реку, в которую имеет быть ввержен, а во веки в ней гореть, и не сгореть, смерти вкушать, и не умирать?.. Когда цари и вельможи, и богатии и тысящники, и сильнии, и всяк раб и свободный, пожелают скрытися в пещерах и камении горстем, и возглаголют горам и камению: падите на нас, и покрыйте нас от лица Седящего на престоле, и от гнева Агнча, яко прииде день великий гнева Его, и кто может стати (Откр. 6:16-17)?!.. Что ты тогда будешь думать, ты, который зде в мире не Богу, но мамоне работал, не заповедем Божиим внимал, но о суете единой замышлял, не Богу, но миру угождал, не Создателя своего, но себе и создание почитал, не Благодетеля своего любил, но Его создание, не чести Божией и славы, но своей чести и славы искал?!.. Земля и пепел! помышляй сия и исправится сердце твое, да слышится всегда в ушах души твоей слово пророческое: Господь во век пребывает, уготова на суд престол Свой. и Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте (Пс. 9:8-9). Готов Судия на суд, готов престол Его, готовы ангели вострубити и собрати на суд всех; готово царствие небесное благословенным, готова и геенна нераскаянным грешникам; но ожидает нашего покаяния: не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят, но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Петр. 3:9).-

5) В веке сем бывает, что земледельцы, которые делают землю, трудятся и сеют, с радостию плоды трудов своих собирают; но ленивые и гуляки на них смотря и не имея чим довольствоваться, скорбят и окаявают себе: тако будет и во он день. Боголюбцы веры и благочестия плоды с радостию пожнут, и получат благая, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2:9). Но миролюбцы, видя то, и себе лишенных таковых благ и отверженных узнав, восплачут и возрыдают, и будут бесполезно себе окаевать. Еже бо сеет человек, тожде и пожнет; яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет тление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6:7-8). И паки глаголет Господь: се работающии Ми ясти будут: вы же (беззаконные) взалчете; се работающии Ми пити будут: вы же вжаждете; се работающии Ми возрадуются: вы же посрамитеся; се работающии Ми возвеселятся в веселии сердца: вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачетеся (Ис. 65:13-14). Жалостно и горестно, и скорбь и болезнь умножает, видеть иных в благополучии, себе же не в благополучии, видеть иных в свободе, себе же в неволе; видеть иных в славе, себе же в бесславии и бесчестии; видеть иных в радости, себе же в скорби; видеть иных в богатстве, себе же в нищете; видеть иных ядущих, пиющих и веселящихся, себе в алчбе, жажде и печали. И сие бывает в мире, и я по человеку зде и по мудрованию человеческому говорю: как несравненно жалостно и горестно будет, и беду и болезнь умножит разлучение в день он праведных от грешных, когда грешнии увидят праведных в славе, в радости и веселии, в царствии, в торжестве и в вечном и несказанном блаженстве со Христом, которые тогожде естества, немощи и тоюжде плотию обложени были, как и они, но в такую славу подвигами с помощию Божиею достигли: а себе увидят в крайнем окаянстве, бедствии, бесчестии, и отверженных от Источника жизни на веки, и познают, что от того бедствия могли избавиться и оную жизнь и блаженство получити благодатию Христовою, но не хотели, но вместо истины за тению гонялися! Сие видение и познание весьма умножит им скорбь, болезнь, раскаяние и тоску, но уже не возвратят, что нерадением потеряли. И сие-то есть, что Господь глаголет: ту будет плач и скрежет зубом: егда узрите Авраама и Исаака и Иакова, и вся пророки во царствии Божии, вас же изгонимых вон (Лк. 13:28). А паче, когда тех увидят в славе, и между сынами Божиими, которых зде презирали, злословили, ругали, за злодеев имели и за подножие, и как сметье вменяли; якоже о том описалося раскаяние и воздыхание поздное их в книге Премудр. Соломон. (Прем. Сол. гл. 5).-

6) Умножит страдание в осужденных и сильно отяготит, и нестерпимую тоску, страх и ужас некий соделает отчаяние милости Божия вечное; то есть, что от того страшного бедствия и страдания, в которое нерадением попалися, никогда не свободятся, но во веки в нем страдати будут. Зде в мире сем, коль тяжкое бы и продолжительное ни было страдание, однакож оканчивается или прежде смерти, или неотменно смертию: тамо никогда не окончится. О, вечность злополучная, коль горька и память твоя и страшна! Вечность- начало без конца. Помышляй сия, и не захочешь в мире сем веселиться.-

7) В мире случающееся неблагополучие есть тень некая и образ будущего и вечного неблагополучия. Тяжко зде царский гнев терпеть временно, но далеко тяжчае будет терпеть гнев Божий вечно; тяжко от царского лица и милости его отвержену быть, и в заточение послатися, но далеко тяжчае будет от лица Божия и милости Его отвержену быть, и отослатися в заточение вечно; тяжко зде лишитися дружбы добрых людей, и от них оставлену быть, но далеко тяжчае будет лишитися пресладкой дружбы ангел Божиих и всех святых вечно; тяжко зде вмененным быти между злодеями и злым людям и бесчестным причислитися, но далеко тяжчае будет причтенным быть диаволу и злым аггелам его, и с ними за едино вменятися вечно: тяжко зде у мучителя некоего под властию быть, и от него ругатися, посмеватися, и всякое насилие и озлобление терпети; но далеко тяжчае будет у сатаны, противника Божия, быть во власти, и от него ругание, посмеяние и озлобление терпеть вечно; тяжко зде биение, страдание, болезнь, огневицу, лихорадку, зубную болезнь и расслабление тела терпеть,- всякому то известно, кто искусился; но далеко тяжчае будет терпеть вечно жжение огня геенского, болезнь лютую и несносную, скрежет зубов, червь неусыпающий, и душею и телом в том страдать; тяжко зде в темнице сидеть, лишаться света, и никакого не чувствовать утешения; но далеко тяжчае будет сидеть в адской темнице, и никогда света не видеть, и всего лишиться утешения вечно; тяжко зде жажду терпеть и желать, но не иметь прохлаждения, но тяжчае будет вечно. Словом, тяжко есть всякое страдание временное, или на души, или на теле бываемое, всяк тое знает; но несравненно тяжчайшее вечное, и ради величества, и ради продолжения, яко бесконечное, которое и душею и телом будут терпеть осужденнии. Тень есть временное страдание вечного страдания; но сколько тень разнствует от истины, столько временное страдание от вечного. Тень есть ничто в сравнении с истиною: и временное страдание ничто противу вечного. Временное всякое страдание не без утешения, но вечное никакого утешения не имеет Познавай убо вечное страдание от временного, и берегись, да не впадеши в тое; ныне сходи умом во ад, да не потом душею и телом снидеши. Огневицы и лихорадки, в которой неумеренное движение крове бывает, и зубной болезни, и темницы, и уз, и биения, и прочиих временных бедствий терпеть не можеши: како стерпишь огнь жгущий, но не сожигающий, червь грызущий, но не поядающий, скрежет зубов, тьму кромешную, скаредный вид демонов, и плач и стенание и рыдание, и прочая злая како стерпиши? Помышляй сия, и соравняй временное с вечным страданием, и проженется сим размышлением,- как бичом, суета от сердца твоего. Воистинну на ум не приидет тебе ни честь, ни слава, ни богатство, ни угодие мира сего: хлебом и одеянием и хижиною доволен будеши, но все тщание и попечение твое будет о том, как бы от оного бедствия избавитися. Предостерегаешь себе от болезни и другого бедствия временного, яко видишь тое: како не будешь стараться, чтобы в вечную беду не попасть, когда память и страх того в сердце твое вселится? Возьми в рассуждение оное Спасителево слово: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит, или что даст человек измену за душу свою (Мф. 16:26)? И соравняй время с вечностию, и мир приобретенный с погибшею душею. Нет никакой пользы, где души нет спасения. Что тебе во всем мире, когда душа погибает? Души убо твоей спасение дороже тебе должно быть паче всех мира сего сокровищ, паче неба и земли, и паче всей славы от всего мира во едино собранной. Душа бо без всего того на оный век отъидет, и ничего с собою не возьмет, как и в мир ничего не внесла; а относит отсюду только или спасение, или погибель.-

8) Обратим ныне очи наши сердечные к вечному животу, и от мира сего и в мире сем случающихся, как от тени истину, будущее оное блаженство познавати научимся,- к чему вера наша христианская да руководствует нас; без веры бо ни поняти, ни говорити о будущих и невидимых не можем ничего. Веры же основание твердое и непоколебимое есть Божие слово, и милостивое Его обещание о Христе Иисусе Господе нашем. Знаешь сам, с каким ликованием и торжеством воини, победивше неприятеля, возвращаются в отечество свое, и всяк по заслуге своей приемлет честь от царя своего: с коль большим несравненно торжеством душа, которая зде подвизалася противу мира, плоти и диавола, победивши тех врагов, восходит в отечество свое – небо, и приемлет почесть тамо от Царя небесного Христа? Радуется воин, победою и честию от царя прославлен: как несравненно возрадуется душа, когда от Царя небесного за подвиг и победу прославится?-

Паки, когда сын к отцу своему из дальней страны возвратится, с коликою радостию отцу является, и видит лице его, и от отца сретается и приемлется! С коликою радостию и веселием благочестивая душа от мира сего, дальней страны и странствования и плачевной юдоли, возвратится к небесному Отцу, и увидит святейшее лице Его, и поклонится престолу славы Его и от Него святейшими объимется объятиями! Тогда радость будет на небеси о таковой души: возрадуются ангели Божии и вси святии о таковой души, и воспоют благодарственную песнь: слава в вышних Богу!

Паки видим зде, коль сладко и приятно человек упокоевается по трудах; тогда забывает всю свою скорбь и болезнь, в трудах подъятую: коль сладко и мирно упокоится душа святая в вечном животе, которая зде трудилася, боролася и подвизалася в деле благочестия, умножала таланты Господа своего, работала Господу своему со страхом, и ближнему своему с любовию! Тогда внидет в радость Господа своего (Мф. 25:21); тогда, вшедши в покой оный, забудет вси свои здешнии труды, беспокойствия, скорби, печали и болезни (Евр. 4:10). Откуду вечный живот в Писании святом покоем называется (Откр. 14:13). Зде бо, в мире сем, есть место торга, в котором таланты наши трудами умножать должны мы, а тамо место упокоения; зде путь и странствование, а тамо отечество и дом наш.-

Паки видим, что зде всяк желает и ищет во граде добре устроенном, красном, богатом и славном жить и в доме пребывать такожде богатом и красном: в вечном животе будет град красный, пребогатый и славный, град Божий, вышний Иерусалим, егоже художник и содетель Бог. Кто может сказать красоту его? Ибо око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова (тамо) Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Град оный от злата чиста, подобен стеклу чисту, и основание стены града всяким драгим камением украшено: и стогны града злато чисто, яко стекло пресветло и проч. (Откр. 21:19-21). Тамо дом небесного Отца, в котором обители многи суть (Ин. 14:2). В оном граде, прекрасном и преславном, и тех пресладких обителех водворятся избраннии Божии, будут в жилищах покоя, и в храминах безопасных, и в покоищах премирных.-

Видим паки зде, как приятно людям, любовь между собою имеющим и собравшимся во едино, обедати, вечеряти, ясти, пити и веселитися; видим сие в мире сем: тамо избраннии Божии возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом (Мф. 8:11), и ясти и пити будут на трапезе Христовой во царствии Его (Лк. 22:30). Тогда упиются от тука дому Господня, и потоком сладости Его напоятся (Ис. 65:13-14; Пс. 35:9), яко тамо источник живота.-

Видим паки зде, яко любят люди одеваться в одежды красные и светлые: тамо избраннии Божии одеются в виссон чистый, в ризу спасения и одежду веселия (Откр. 19:8). Тогда преобразится тело смирения святых (Фил. 3:21), яко быти сему сообразну телу славы Христовы. Тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их (Мф. 13:43).-

Паки видим зде, что всяк, желает во дворе царском жити и слыти придворным его слугою: тамо избраннии Божии и святии будут жити в дому Божии, во дворе небесного Царя. Блажени живущии в дому Твоем (Господи), в веки веков восхвалят Тя (Пс. 83:5).-

Паки примечается зде, что всяк слышати сладкое пение хощет, и коль сладко утешается тем, сказать невозможно: тамо услышится сладкое пение ангелов святых и избранных. Во граде оном по всем стогнам поют пресладкую песнь: аллилуиа, яко воцарися Господь Бог Вседержитель. Радуимся и веселимся, и дадим славу Ему, яко прииде брак Агнчий, и жена Ею уготовила есть себе (Откр. 19:6-7).-

Паки видим и слышим зде, коль приятно и радостно торжествуют люди над побежденными врагами своими, от которых много напасти и бедствия претерпели: тамо будут избраннии Божии во веки торжествовать над врагами своими, смертию и адом, пети победную песнь, и в радости духа восклицати: тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? Богу благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом (1 Кор. 15:54-55, 57).-

Ничто так зде людям не приятно, как согласие, мир и любовь между собою имети. Бесспорна сия истина у всех, не токмо у христиан, но и у язычников; вси того желают и ищут. Тамо будет между избранными Божиими совершенный мир, согласие и любовь, понеже будут вси совершенно друг друга любить, и вси единого хотеть, чего един Отец небесный хощет, и не хотеть, чего Он не хощет. Тогда исполнится совершенно воля небесного Отца. Всяк знает, как ныне радуется человек, сыскавши себе другов честных, постоянных и почтенных: тамо будет избранных Божиих дружество со святыми ангелами; тогда будет едина церковь, едино стадо ангелов и человеков, и едиными устнама и единым сердцем будут хвалить и петь Пресвятую Троицу, Бога и Создателя своего. О, любезное и вожделенное дружество, в котором ангели с человеками, и человеки как ангели соединятся с ангелами! Будет бо беззазорное, безлицемерное, истинное и святое дружество.-

Паки, как приятно и любезно людям зде жить в безопасности, в тишине, никакого страха не бояться, от всех наветов вражиих свободным быть. Тамо будет совершенная безопасность и тишина; всякий тамо страх места имети не будет, понеже всякая вражда и злоба оттуду удалена: враги и наветники в своем месте заключены будут, и между теми и сими утвердится пропасть велика (Лк. 16:26).-

Како зде утешается всяк славою и честию, кто любит ее, всякому известно, хотя и знает, что она как цвет увядает, или как тень исчезает, или как сновидение отходит: тамо будет слава и честь истинная, постоянная, вечная, великолепная; тогда открыются сынове Божии, и явится слава их. Возлюбленнии, ныне сынове Божии есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем (1 Ин. 3:2). Тогда святии Божии, которые единородному Сыну Божию зде были сообразни в страдании, сообразни будут и в славе. Понеже с Ним страждем, глаголет апостол, да и с Ним прославимся. Непщую бо, яко недостойни страсти нынешнего времене к хотящей славе явитися в нас. Чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает (Рим. 8:17-19).-

Коль за великое блаженство почитает человек премудрость. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Тамо открываются блаженным вси премудрости Божия сокровища, познают ясно Бога с Его божественными свойствами, и в Бозе увидят таинства, ныне сокровенные, ибо разум будет просвещен божественным светом; как бо ныне воздух солнцем, светло и ясно сияющим, просвещается, и чист, ясен и светел бывает, тако тогда души избранных Божиих просветятся светом вечного и незаходимого солнца – Бога, и сами яко солнце просветятся во царствии Отца их (Мф. 13:42). Тогда тое пророческое исполнится совершенно слово: во свете Твоем (Господи!) узрим свет (Пс. 35:10).-

За велико почитают люди зде царю всегда предстоять, и смотреть на лице его,- от всех таковые ублажаются,- а паче, когда царь будет благочестивый, праведный, милостивый и мудрый: предстоящии бо царю и славы царской приобщаются. Тамо избраннии Божии предстанут Христу, Царю небесному, и увидят Его в божественной славе, и во веки веков будут с Ним, якоже Сам Спаситель о сем молил небесного Отца Своего: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне (Ин. 17:24). О, как возрадуются тогда люди Божии святии, когда станут пред Царем славы, и сами славы Его причастники будут, яко с Ним страждут, да и с Ним прославятся (Рим. 8:17); и Которого ныне не сумнятся и не стыдятся веровати и исповедовати быти Бога своего, аще и родился от Девы, и яко человек на земли пожил, пострадал и умер, Того уже не верою, но лицем к лицу в божественней Его славе увидят,- и ради Которого ныне поношение, бесчестие, гонение и страдание терпят, ради Того и с Ним, яко уды с главою, и яко меньшая братия и сынове Божии, с единородным Сыном прославятся, вознесутся, возвеличатся и увенчаются!.. Его же не видевше любят, и на Него же ныне не зряще, верующе же, радуются радостию неизглаголанною и препрославленною (1 Петр. 1:8). Тогда в явление славы Его возрадуются веселящеся (1 Петр. 4:13). Коль ненасытно желают люди Бога видети, люди, которых сердце любовию Его уязвилося, которые с пророком поют Ему: имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому (Пс. 41:2-3). Тогда сию люди алчбу свою утолят, и жажду свою прохладят ненасытным видением прелюбезного Божества. Видим ныне, глаголет Павел, боголюбивая душа, яко же зерцалом в гадании, тогда лицем к лицу (1 Кор. 13:12). Ныне живуще в теле, отходим от Господа. Верою бо ходим, а не видением (2 Кор. 5:6-7). Тогда увидим Его лицем к лицу. Ныне создание Его видим, и от создания Создателя познаем, но Создателя не видим: тогда самого Создателя лицем к лицу увидим. Ныне благодеяниями Его снабдеваемся, насыщаемся и утешаемся, но Благодетеля не видим: тогда самого Благодетеля увидим. Ныне слышим святое слово Его, пророками и апостолами Его объявленное, но Глаголавшего не видим: тогда Самого Его увидим. Ныне дарования Его, от Него, как ручьи от источника, на нас щедро изливаются, но Дарователя не видим: тогда Его увидим, и от Него Самого, как источника приснотекущего, почерпати будем преизобильно, непрестанно, без сытости и без конца. Ныне посещающего нас, и толкающего в двери сердец наших, наказующего и утешающего, яко Отца, опечаляющего и увеселяющего Его чувствуем, но Самого не видим: тогда самое лице Его святейшее, яко Отца дети, увидим, и возрадуется сердце наше, и радости нашея никто-же возмет от нас. Ныне в молитве, пении, славословии и хвалении стоим пред Ним и молимся Ему, призываем Его, покланяемся Ему, поем Ему и хвалим Его, но Самого, Ему же молимся, покланяемся и поем, не видим, верою бо ходим, а не видением: тогда Самого лицем к лицу увидим, и будем видеть во веки, и покланяться; будем петь и хвалить без труда, и видеть без сытости, и узрим Его, якоже есть (1 Ин. 3:2); тогда приидем и явимся лицу Божию (Пс. 41:3). Тогда насытимся, егда явится нам слава Его (Пс. 16:15). Тогда исполнится слово оное: яко же мати утешает дитя свое, тако Аз утешу вас; узрите, и возвеселится сердце ваше (Ис. 66:13-14). Тогда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28).-

Ублажают люди зде того, кто имеет тело здоровое, легкое, благоцветущее, красное, и прочиими естественными дарованиями украшенное: тогда в избранных Божиих будут телеса нетленные, здоровые, благоцветущие, красные, славные, легкие, духовные, светлые и бессмертние. Ибо сеется в тлении, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15:43-44). О, прекрасная и вожделенная весна, которая таковые прорастит цветы на земли новой! Нова бо небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет (2 Петр. 3:13). Не будет убо тогда ни стара, ни немощна, ни прокаженна, ни расслабленна, ни слепа, ни хрома, ни печальна, ни уныла, но вси в благоцветущем и совершенном здравии будут, и будут во веки. К блаженству избранных Божиих и сие присовокупится: что они так уверены будут о непрестающем и вечном своем блаженстве, как уверены будут, что Бог, с Которым будут, и Которого видеть будут, есть вечный и бесконечный и царствию Его не будет конца, и сами не захотят того лишиться, что получили. Сам убо рассуди, какая радость, веселие и восклицание будет в сердцах их, когда в таком блаженстве будут, какого язык сказать, и ум вообразить, и сердце понять, и глаз видеть, и ухо слышать зде не может, и будут во веки без конца в том. Утешатся избраннии Божии блаженством оным, но паче и паче утешатся тем, что без конца тое, что имеют, имети будут. Без конца видети Бога будут, без конца в славе будут, без конца, яко солнце, в царствии Отца их сияти будут, без конца в радости и веселии несказанном и непрестанном будут. Видишь убо тень, видишь и истину: познавай от тени истину. Тень – временное, истина вечное блаженство: остави тень, и емлися за истину, да постигнеши истину. Помни Спасителево слово: много званных, но мало избранных. Мы благодатию Божиею позваны к вечной жизни: потщимся не токмо между званными, но и между избранными быти. Помышляй о сем прилежно и часто, и омерзеет тебе мир с своими прелестьми и похотьми.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.