Письмо двадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Вижду я, что тебе и тое не очень понятно, что есть переменить внутреннее состояние. Сего ради я тебе, по силе моей, и тое изъясню.

Случилось мне в единой книге читать, что некий юноша жил с блудницею, скверною любовию с нею связан; потом, хотя от того скверного дела отстать, удалился от нее на время, и несколько в удалении промедлил: но когда почувствовал в себе угасшую к ней любовь, возвратился в дом, и, по случаю сретившись с нею, молча мимо прошел, и когда на другой день, сретившися с нею, такожде ничего не говоря ей, мимо прошел, она ему сказала: “что ты не узнал мене? ведь-де я тая-то”. На что ей он отвещал: “но я не тот”. Видишь перемену внутреннего состояния в юноше. Не тот сделался, который прежде был, из любодея стался целомудренным. Надобно и всякому грешнику не тем сделаться, каковым прежде был, когда хочет истинно покаяться; надобно умереть греху, когда хочет жить Богу; не работать миру, когда хочет работать Христу. Ибо и греху и Богу жить, и миру и Христу работать невозможно. В человеческом сердце злонравие крыется, то есть, гордость, ненависть, зависть, гнев, злоба, нечистота, сребролюбие, или любостяжание, славолюбие, любочестие и всякое зло, от первородного греха прибывшее: все сие делает человека злым и нечистым пред очами Божиими. Все сие надобно человеку умерщвлять и не попущать, дабы в действие происходило, и как возрастающие отрасли на древе отрезывает садовник, так человек должен отсекать бесчинные и богопротивные оные движения; и так с помощию Иисуса, Потребителя греха и всей силы вражией, очищать сердце свое; а чим тщательнее от вышереченных скверн очищать себе будет, тем лучшая перемена состояния внутреннего будет. Якоже чим более очищается источник, тем чистейшая вода будет; чим более моется и отирается тело, тем белейшее бывает; чим более обрезывается древо от вредительных отраслей, тем множайшие и лучшие плоды приносит: тако и внутреннее состояние тем лучшее бывает, чим усерднее его человек тщится переменить на лучшее. Но, чтобы человеку переменить себе на лучшее, надобно во-первых познать бедное сердца состояние, якоже хотящему исцелитися от болезни надобно прежде познать болезнь. К сему познанию нужно чтение Божия слова и прочиих христианских книг, которые показуют и открывают бедность и окаянство сердечного нашего состояния, и научают, како тое исцелять и переменять. Нужно размышление о действиях и движениях, от сердца происходящих, которое само в себе не иное что, как смрадный бесчиния и злонравия запах издает, а паче всего нужно есть внутреннее и внешнее искушение: оно бо, как рвотное лекарство, показует крыющиеся худые соки в желудке, и извергает, так искушение показует, что у кого крыется в сердце; и как веред, хотя и болит и тяжек всегда, но когда прикасается и ударяется, тогда наипаче познается его болезнь и тяжесть: так и человек, хотя и знает, что крыется у него в сердце, но в нашедшем искушении более и лучше тое узнает. Искушение все тайное и сокровенное открывает, и человеку самого себе пред глазами поставляет. Видим сию истину при случаях. Скажи, когда гнев, крыющийся в сердце нашем, познаем? Не тогда ли, когда нас обидит кто? Зависть когда показывает себе, разве при похвале и благополучии другого? Похоть нечистая от видимой или виденной доброты личной наипаче разжигается; негодование и роптание в несчастии и нашедшей беде является. Многие в счастии дерзают и великодушными себе оказывают, но в беде пришедшей упадают, малодушествуют и от боязни отчаяваются; многие мнятся в благополучии на Бога надежду иметь, но в нашедшей буре показуется, что не на Бога, но на человека, сребро и злато надеются, когда от тех помощи ищут в печали. Видишь, как искушение открывает, что в сердце нашем содержится, а отсюду видно, коль полезно есть искушение к познанию внутреннего состояния. А познавшему немощи свои надобно их целить истинным покаянием, жалением и призыванием Иисуса Христа, Врача душ и телес -, якоже немощный телом не пренебрегает о себе, но лекаря призывает и просит от него исцеления: тако наипаче нам, христианам, видя в себе, то есть, в душах наших, многоразличные недуги, которыми души наши расслабляются и к вечной смерти клонятся, не должно коснеть и медлить и нерадеть, но призывать Иисуса Сына Божия, и от Него исцеления просить. Един бо Он сии недуги как ведает совершенно, так и исцеляет, не былием, но словом единым. Требуется же и от нашей стороны труд, тщание, подвиг и неусыпное старание. Тело немощное тщимся целить, хотя и знаем, что в землю обратится: кольми паче о исцелении души тщаться должно, которая есть бессмертна. Что убо пользует тело здравое иметь, а душу немощную? Лучше телом гнить, а душою здравствовать, нежели телом быть здравому, а душою немощному. Лечи или не лечи тело, однакож согниет: а когда душа здрава будет, то и тело, в воскресение общее соединившися с душою, оздоровеет и в бессмертие облечется, и в прекрасный вид одеется.- Видишь, что есть изменить состояние внутреннее. К пременению внутреннего состояния надлежит и мира сего презрение, то есть, не иметь в мире сем чести, славы, богатства и угодия, но обратить ум и сердце свое к вечности; о том едином помышлять, как бы, благодатию Божиею, избежать неблагополучной вечности и получить благополучную. О том у всякого христианина тщание неусыпное должно быть. Преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7:31). Сегодня человек живет, а утро умирает и оставляет мир, и с миром все, честь, славу, богатство и всякое угодие, и богатый бывает как нищий, и славный как подлый, и благородный как худородный, и господин как раб. Тако, когда переменится сердце, или внутреннее состояние, тогда от премененного сердца последуют начинания, дела, слова и все житие подобное тому: тако от источника очищенного чистая вода течет, от доброго древа добрые плоды рождаются, и проч. И к сему много труда, тщания и подвига требуется; глубоко бо сердце человеческое растленно и поврежденно ядом первородного греха, и трудно и мало от кого познавается, разве от тех, которые в том поучаются и в различных искушениях бывают: искушение бо, как выше сказано, открывает, что в сердце нашем сокровенно есть.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Кулачные бои при храме

19 января, в праздник Крещения Господня, в Москве при храме Покрова Божией Матери в Покровском-Стрешневе состоятся «Крещенские кулачки». В числе забав “при храме”: лапта, перетяжки, клёк, чиж, сигучки, кила, хороводные игры, кулачный бой «один-на-один» и «стенка-на-стенку».

Книга модернистских комментариев к Пятокнижию

Книга модернистских комментариев к Пятокнижию вышла в свет в издательстве Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (ВГБИЛ). Автор книги «Пятикнижие: дорога к свободе» – известный модернист о. Георгий Чистяков (1953-2007).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.