Письмо двадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Вижду я, что тебе и тое не очень понятно, что есть переменить внутреннее состояние. Сего ради я тебе, по силе моей, и тое изъясню.

Случилось мне в единой книге читать, что некий юноша жил с блудницею, скверною любовию с нею связан; потом, хотя от того скверного дела отстать, удалился от нее на время, и несколько в удалении промедлил: но когда почувствовал в себе угасшую к ней любовь, возвратился в дом, и, по случаю сретившись с нею, молча мимо прошел, и когда на другой день, сретившися с нею, такожде ничего не говоря ей, мимо прошел, она ему сказала: “что ты не узнал мене? ведь-де я тая-то”. На что ей он отвещал: “но я не тот”. Видишь перемену внутреннего состояния в юноше. Не тот сделался, который прежде был, из любодея стался целомудренным. Надобно и всякому грешнику не тем сделаться, каковым прежде был, когда хочет истинно покаяться; надобно умереть греху, когда хочет жить Богу; не работать миру, когда хочет работать Христу. Ибо и греху и Богу жить, и миру и Христу работать невозможно. В человеческом сердце злонравие крыется, то есть, гордость, ненависть, зависть, гнев, злоба, нечистота, сребролюбие, или любостяжание, славолюбие, любочестие и всякое зло, от первородного греха прибывшее: все сие делает человека злым и нечистым пред очами Божиими. Все сие надобно человеку умерщвлять и не попущать, дабы в действие происходило, и как возрастающие отрасли на древе отрезывает садовник, так человек должен отсекать бесчинные и богопротивные оные движения; и так с помощию Иисуса, Потребителя греха и всей силы вражией, очищать сердце свое; а чим тщательнее от вышереченных скверн очищать себе будет, тем лучшая перемена состояния внутреннего будет. Якоже чим более очищается источник, тем чистейшая вода будет; чим более моется и отирается тело, тем белейшее бывает; чим более обрезывается древо от вредительных отраслей, тем множайшие и лучшие плоды приносит: тако и внутреннее состояние тем лучшее бывает, чим усерднее его человек тщится переменить на лучшее. Но, чтобы человеку переменить себе на лучшее, надобно во-первых познать бедное сердца состояние, якоже хотящему исцелитися от болезни надобно прежде познать болезнь. К сему познанию нужно чтение Божия слова и прочиих христианских книг, которые показуют и открывают бедность и окаянство сердечного нашего состояния, и научают, како тое исцелять и переменять. Нужно размышление о действиях и движениях, от сердца происходящих, которое само в себе не иное что, как смрадный бесчиния и злонравия запах издает, а паче всего нужно есть внутреннее и внешнее искушение: оно бо, как рвотное лекарство, показует крыющиеся худые соки в желудке, и извергает, так искушение показует, что у кого крыется в сердце; и как веред, хотя и болит и тяжек всегда, но когда прикасается и ударяется, тогда наипаче познается его болезнь и тяжесть: так и человек, хотя и знает, что крыется у него в сердце, но в нашедшем искушении более и лучше тое узнает. Искушение все тайное и сокровенное открывает, и человеку самого себе пред глазами поставляет. Видим сию истину при случаях. Скажи, когда гнев, крыющийся в сердце нашем, познаем? Не тогда ли, когда нас обидит кто? Зависть когда показывает себе, разве при похвале и благополучии другого? Похоть нечистая от видимой или виденной доброты личной наипаче разжигается; негодование и роптание в несчастии и нашедшей беде является. Многие в счастии дерзают и великодушными себе оказывают, но в беде пришедшей упадают, малодушествуют и от боязни отчаяваются; многие мнятся в благополучии на Бога надежду иметь, но в нашедшей буре показуется, что не на Бога, но на человека, сребро и злато надеются, когда от тех помощи ищут в печали. Видишь, как искушение открывает, что в сердце нашем содержится, а отсюду видно, коль полезно есть искушение к познанию внутреннего состояния. А познавшему немощи свои надобно их целить истинным покаянием, жалением и призыванием Иисуса Христа, Врача душ и телес -, якоже немощный телом не пренебрегает о себе, но лекаря призывает и просит от него исцеления: тако наипаче нам, христианам, видя в себе, то есть, в душах наших, многоразличные недуги, которыми души наши расслабляются и к вечной смерти клонятся, не должно коснеть и медлить и нерадеть, но призывать Иисуса Сына Божия, и от Него исцеления просить. Един бо Он сии недуги как ведает совершенно, так и исцеляет, не былием, но словом единым. Требуется же и от нашей стороны труд, тщание, подвиг и неусыпное старание. Тело немощное тщимся целить, хотя и знаем, что в землю обратится: кольми паче о исцелении души тщаться должно, которая есть бессмертна. Что убо пользует тело здравое иметь, а душу немощную? Лучше телом гнить, а душою здравствовать, нежели телом быть здравому, а душою немощному. Лечи или не лечи тело, однакож согниет: а когда душа здрава будет, то и тело, в воскресение общее соединившися с душою, оздоровеет и в бессмертие облечется, и в прекрасный вид одеется.- Видишь, что есть изменить состояние внутреннее. К пременению внутреннего состояния надлежит и мира сего презрение, то есть, не иметь в мире сем чести, славы, богатства и угодия, но обратить ум и сердце свое к вечности; о том едином помышлять, как бы, благодатию Божиею, избежать неблагополучной вечности и получить благополучную. О том у всякого христианина тщание неусыпное должно быть. Преходит бо образ мира сего (1 Кор. 7:31). Сегодня человек живет, а утро умирает и оставляет мир, и с миром все, честь, славу, богатство и всякое угодие, и богатый бывает как нищий, и славный как подлый, и благородный как худородный, и господин как раб. Тако, когда переменится сердце, или внутреннее состояние, тогда от премененного сердца последуют начинания, дела, слова и все житие подобное тому: тако от источника очищенного чистая вода течет, от доброго древа добрые плоды рождаются, и проч. И к сему много труда, тщания и подвига требуется; глубоко бо сердце человеческое растленно и поврежденно ядом первородного греха, и трудно и мало от кого познавается, разве от тех, которые в том поучаются и в различных искушениях бывают: искушение бо, как выше сказано, открывает, что в сердце нашем сокровенно есть.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Модернисты, люди, обезьяны…

Биологически человек не шибко отличается от обезьяны. Если сравнить признаки, по которым он отличается, и признаки, по которым схож, последних окажется намного больше. Но вопрос в другом: что есть человек?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.