св. Тихон Задонский. Письма келейные
Правильно ты спрашиваешь: что есть вера во Христа Иисуса? Ибо не вси веру сию имеют, которые имя Его святое исповедают: много между христианами таких есть, которые отрицаются Его, хотя и зовут Его: Господи, Господи! Сам бо глаголет таковым: что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? (Лк. 6:46) Я, по силе моей, с помощию Его отвещаю тебе. Ты прилежно рассуждай о сем важном деле, понеже в сем начало и конец спасения нашего есть. Иисус бо Алфа и Омега, начало и конец нашего спасения: без истинной и живой в Него веры нет никому спасения, и потому в сей вере надобно христианину прилежно поучатися. Я писал тебе, что Бог, милосердый Создатель наш, яко нелицеприятельный, ради всех нас погибших послал Сына Своего, да спасет нас. Христос убо ради всех и всякого, ради мене, тебе и другого в мир пришел, родился, пострадал и умер: един за всех умре (2 Кор. 5:14), учит Павел. От сего можешь уразуметь, что есть истинно и сердечно веровать во Христа, а именно:
1) Признать Его за истинного Бога, второе лице Святой Троицы, воплотившегося от Святыя Богородицы неискусобрачныя.
2) Признать Его за истинного Мессию, праотцем и отцем ветхозаконным обещанного, пророками проповеданного, от мира ожиданного, и от Бога Отца на спасение мира посланного.
3) Признавать и иметь Его всякому верующему за Своего Искупителя и Спасителя, что Он как прочиих, так и его искупил от клятвы законной; как за прочиих, так и за него Себе предал; как за прочиих, так и за него страдал и умер,- и кроме Его иного посредствия к получению вечного спасения не признавать, но в Нем едином начало и конец спасения своего полагать; любовь Его и благодеяния, всему миру показанные, всякому верному себе присвоять, то есть, я и ты, когда от сердца веруем в Него, должны от сердца говорить: Иисус Сын Божий мой Искупитель, мой Спаситель, мой Помощник, мой Заступник, мой живот и прочая, ради мене пришел в мир, пострадал, умер, и Своею смертию мене от смерти избавил,- и почувствовать тое в сердце своем, а не токмо устами говорить. Сие бо есть свойство истинной, сердечной и живой веры – Бога своим Богом от сердца нарицать. Тако апостол Павел глаголет: верою живу Сына Божия, возлюбившего мене, и предавшего Себе по мне (Гал. 2:20). Сын Божий всех возлюбил и за всех Себе предал, но Павлова верная душа себе тое присвояет. Тако и Фома к Нему глаголет: Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28), хотя Он и всех Господь и Бог есть. Сие свойство веры на многих Писания местах показуется, а наипаче во псалмах, где псаломник Бога своим Богом, царем, заступником, помощником, прибежищем, защитителем, и проч. называет, показуя веру свою в Него. Тако Сам Бог называет Себе Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова, ради веры их в Него, хотя Бог всех есть Бог. Тако к Нему Дамаскин святой поет: пою Тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо идеши, мене ища заблуждшаго, и проч. (гласа 2-го песнь 4). И на другом месте: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, и проч. (Гласа 8-го песнь 4). Как бо дети отца всяк своим отцем называют, той говорит: отец мой; и другий такожде говорит: отец мой; тое ж и прочии, хотя отец и всех их есть отец; а когда вообще говорят о нем, то его обще называют отцем своим глаголя: отец наш тое и тое делает, или сказал нам, или приказал, и прочая. Так и вернии, общую веру в Бога показуя, называют Его Богом и Отцем своим, глаголя: Бог и Отец наш, и молятся Ему: Отче наш, и проч. А когда всяк свою веру особенно хощет показать, глаголет: Бог мой, Создатель мой, Заступник мой, Господь мой, Царь мой, Спаситель мой, и проч. Вера бо сердечная есть как малое детище, к матери своей прилепляющееся, и при ней быть всегда хотящее, и во всяких нуждах к ней руку простирающее: тако вера, все создание оставивши, к Богу, от Которого произошла, всегда прилепляется и в нуждах к Нему единому прибегает и помощи просит и защищения, и на Него, яко Бога своего всесильного, премудрого, истинного, солгати немогущего, милосердого и благоутробного Отца, в Котором все свое блаженство полагает, и Которого отлучиться за крайнее бедствие поставляет, якоже отроча малое при матери быть за безопасность и блаженство свое, и отлучиться от ней за бедствие свое поставляет; тако, глаголю, вера всю свою надежду на Бога, Создателя и Отца своего, полагает, и Его крепко держится, яко Защитника и Помощника своего, уповая на всесильную Его помощь, милость и неложное обещание: не имам Тебе оставити, ниже имам от Тебе отступити (Евр. 13:5). Что бо верным вообще обещается от Бога, тое всякая верная душа себе присвояет особенно, и которое благодеяние от Бога всему миру показано, тое она себе привлекает. Павел святый о всех верных вообще глаголет: Христос бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1 Кор. 1:30),- то все верная душа себе присвояет, глаголя: Христос есть моя премудрость, правда, освящение и избавление; ведает бо совершенно верная душа, что без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Верою бо во Христа всяк умудряется, оправдается, освящается и избавляется. Всяк мудрец без Христа безумен, всяк праведник – грешник, всяк чистый – нечистый есть, и всяк кроме Его погибает. О Христе бо как благословление, так и блаженство всякое духовное всем и всякому верному от Бога обещано, и в Писании святом написано, и верою просящим и надеющимся подается. Словом, всякому верному должно Христа со всеми Его благодеяниями, всему миру явленными, себе присвоять. И воистину тако есть. Аще бо Христос всех возлюбил, и Себе за всех предал, то и мене и тебе возлюбил, и за мене и тебе Себе предал, понеже и я и ты един от всех. Аще за всех пострадал и умер, то и за мене и тебе, понеже и я и ты един от всех, и проч. Ибо Бог лицеприятия не имеет, и Христос равно за всех умер, хотя смерть Его тем только пользует, которые истинною верою Его приемлют, и благодарное сердце Ему оказывают. Аще Христос всех грехи на Себе взял, и за них пострадал и умер, то и за мои и твои, ибо и я и ты един от всех, и проч.- Видишь, что есть вера во Христа. Можешь отсюду видеть и тое, что, кто такую веру имеет, тот не захочет грешить, но всяким грехом будет гнушаться, ведая, что Христос, Искупитель его, горькую страдания чашу пил за грехи,- и ничего ради такого и толикого Искупителя своего не пощадит, в знак благодарности Ему; и не токмо деньги, когда просит кто ради Христа, но и душу свою, в случае нужды, ради славы и чести Его даст, и ко всякому страданию и терпению готовым себе покажет ради любви Его, а не ради заслуги какой, ведая, что Христос все ему заслужил страданием и смертию Своею от любви, как ко всем, так и к нему. И воистинну всякому верному должно тое делать ради единой любви и благодарности к Искупителю своему, Который нас не сребром и златом, но честною Своею кровию искупил. Что бо ни делаем, и что ни страждем ради имени Его, должное отдаем Ему, яко Той первее нас возлюбил, и предал Себе по нас, так что, хотя бы мы чрез все житие наше на всякий день страдали ради Его, то и так ничего не можем Ему воздать. Что бо воздадим Господеви нашему о всех, яже воздаде нам? (Пс. 115:3).- Словом: всегда должники находимся пред Ним, что ни делаем ради Его, яко ничим и никак не можем Ему возблагодарить. Ибо заслуги Его, ради нас учиненные, суть беконечные, как и Сам бесконечный, яко Бог, и мы – создание Его, душа и тело наше – Его, и весь состав наш – Его, и что живем и движемся, Его милость есть, и живот временный и вечный наш Ему приписать должно. Его хлебом питаемся, Его питием прохлаждаемся, Его одеждою одеваемся, Его светом просвещаемся, Его огнем согреваемся, в Его покоях живем, и проч., и что хочем и делаем Ему угодное, Его благодати приписать должно, яко без Него не можем творити ничесоже (Ин. 15:5). Что наше собственное?- Немощь, растление, тьма, злость, грехи… Слава Его милосердию!
Спасайся.