св. Тихон Задонский. Письма келейные
Напоследок представляю тебе, что Бог наш есть бестелесный и невещественный, и потому есть Дух наичистейший. Тако о Нем свидетельствует Писание святое: Бог есть Дух (Ин. 4:24).
Что святое Писание приписует уды тела, то не собственно Ему приписует, но по снисхождению к немощи и слабости понятия нашего, понеже мы иначе не можем понять действий Его, силою Его бываемых. Тако руки, Ему приписуемые, значат всемогущую силу Его, очи – всеведение Его, уши – всего слышание, яко от Него ни слово, ни дело, ни помышление наше сердечное не утаится,- и как всех людей, так всякого человека, что делал, говорил, мыслил, и на какий конец делал тое, и что делает, говорит и мыслит, и на какий конец, и что будет делать, говорить, мыслить, и на какий конец,- все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все единым хотением и манием делает, что хочет; не имеет очей, но все и в сокровенных местах, и во глубине сердца делаемое назирает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, глас, пение худое и доброе слышит. Рассуждай сие, и берегись делать, говорить и мыслить того, что Ему противно. От познания духовного Божия существа последует, что человек будет Его почитать не веществом, не златом, не сребром, ни другими материалами, не разбором пищи и одеяния, и видимыми церемониями едиными; но духом: то есть, страхом, любовию, смирением, терпением, покорением воля своей воли Его, и прочиими делами, от Него заповеданными. Таковыми бо жертвами благоугождается Бог. Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество не приятно, без внутреннего духа. Сего ради глаголет Господь: истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:23-24). Почтим убо Бога, яко Духа, духом; сотворим волю Его и заповеди Его; за грехи наша дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно принесем. Жертва бо Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Все тщание христианину надобно о том полагать, чтобы душу свою исправить. Бог бо к души нашей глаголет, а не к телу. Тело есть орудие души, чрез которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают, что душа замышляет и хощет. Аще убо душа исправна будет, то и дела внешняя будут исправны. Без душевного изволения уды телесные не действуют. Исправим убо душу нашу, яко дух, в покорение и послушание Богу: тогда и внешняя дела наша исправны будут, и тако будем Бога нашего духом и истиною почитать.
Спасайся.
Один ответ
Дух духом почитается.
Каким образом?
Св. Тихон объясняет, являя противоядие современному “органическому богословию”:
“покорением воли своей воли Его, и прочиими делами, от Него заповеданными. Таковыми бо жертвами благоугождается Бог”.
Модернисты же учат – и это в наши дни сделалось общим местом всех “введений в литургическое предание” – что человек служит Богу в силу природной потребности. По аналогии с почитанием земного начальства, которому “несет цветы и дарит конфеты” – испытывает человек, якобы, органическую необходимость и в Богослужении, в культе. Этим и объясняется необходимость Богослужения в модернистской литургике.
Нет!
Не потому мы служим Богу, что это – наша потребность и мы ее “удовлетворяем”. В таком случае наше служение – плоть и кровь человеческие, реализация себя самих.
Мы служим Богу по единственной причине: это Ему угодно.
Откуда мы это знаем? Из Откровения Божественного, которому верим.
Он сказал: Господу Богу твоему покланяйся и Тому Единому служи – и мы служим.Не в силу экзестенциальной необходимости, не по настроению, не по потребности – но вере и послушанию Сказавшему.
Это и означает “покорением воли своей воли Его, и прочиими делами, от Него заповеданными” служить Богу духом и истиною, по вере, а не “от опыта”.
Таковыми бо жертвами благоугождается Бог.
Этим же мотивируют Православные и соблюдение постов.
Из послушания Богу. Богу это угодно.
Модернисткие миссионеры почему-то считают и велят всем считать, что сказать в ответ на “зачем поститься”: это Богу угодно! Это Бог заповедал! – неправильно, не по-миссионерски.
Как раз это только и правильно, это только и по – миссионерски, без кавычек.
Ибо Дух есть Бог.
Миссия же не в том, чтобы апеллировать к плоти и крови, но к духу человека.
Миссионер не должен “доказывать” и “обосновывать” “правильность”, “убедительность” и “знакомость” Хритианства в глазах мира. Нет, но лишь призывать языки, “да понеже осяжут Его и обрящут, яко не далече от единого коегождо нас суща” (Деян 17:, 26-28) Веру же дает не миссионер, но Бог Дух Святый.
Вот этой безумной веры в Духа Святого и смирения перед Ним и нет в лжемиссионерстве.
Отсюда и стремление “обосновать” Богослужение, пост, молитву, исполнение Заповедей, само Сверхъестественное Откровение – “внутренней очевидностью”.