Search

Письмо пятьдесят пятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Вкратце предложил тебе, по разуму моему, о свойствах Божиих, и о последующих от познания их: видишь, что есть познати Бога! Свойства Божия познанные, сколько можем их познать, приводят нас в познание Его; но приводят с помощию Его и просвещением, как и свойства познаем светом Его просвещаеми.

Вси христиане хвалятся знанием Бога; но, по апостольскому учению, мало кто знает Его, но только тот, кто заповеди Его соблюдает: о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложъ есть и в сем истины несть (1 Ин. 2:3-4). Многии и проповедуют Бога, и учат о Бозе, но нравами и житием иное показуют. Божие истинное познание вводит с собою неотменно исправление внутреннего состояния, и от того внешнее непорочное житие. Кто, ощутивши сердцем Божие всемогущество, которое все из ничего творит, не убоится Его, и не смирится пред Ним? Кто, познавши Божие вездесущие, не отдаст Ему, яко вездесущему, достойного почтения, и дерзнет пред Ним грешить? Пред царем – человеком не дерзает бесчинствовать: пред Богом ли, Царем всемогущим и страшным дерзнет? Никак; будет трепетать неотменно, и, как гвоздьми пригвожден, будет неподвижим ко всякому злу. Кто всеведение Его и правду Его зная, не убоится суда Его праведного, и не подвигнется к истинному покаянию? Возьми и прочие Его свойства в рассуждение, и увидишь, что от познания их истинное последует покаяние, благочестие и Богопочитание. Бог познатися и не почитатися не может. Бога знать и не почитать Его от сердца – противоречие включает: так сие истинно и достоверно есть, как тое истинно есть, что, познавши высочайшее добро, не можно его не любить. Вси бо от природы стремятся к добру, и желают и любят добро; и хотя многии любят зло, но под видом добра любят. Зло, яко зло, любитися не может, но всяк от того убегает. И сколько более человек Бога познает, тем более почитает Его; и тем более познает, чим более рассуждает о Божественных Его свойствах, и в святом слове Его поучается. Однакож всегда должно сие держать и помнить, что Бога без Бога познать не можем. Сего ради надобно Ему молиться, чтобы Сам нас просветил Своим познанием; чего и себе и тебе усердно желаю.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.