св. Тихон Задонский. Письма келейные
Что-де крещению Господню воспоследовало? спрашиваешь.-
Ответ: читаем во Евангелии, что Он тотчас возведен был духом в пустыню, и тамо искушался сатаною. И абие дух изведе Его в пустыню, и бе ту в пустыни дней четыредесят, искушаем сатаною (Мк. 1:12-13). Примечай зде, возлюбленне:
1) Ради нас пришедший в мир Сын Божий Господь наш все ради нас творил. Попустил духу лукавому и злому приступить и искушать Себе так, что не токмо слышал от него: аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут,- но и взявши Его во святой град и поставивши Его на криле церковном, сказал Ему: аще Сын еси Божий, верзися низу,- и на гору высокую зело возведши и показавши Ему вся царствия мира, и славу их, сказал Ему: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишися ми (Мф. 4:9). Видишь бесстудство и злость пронырливого духа. Приступил к Тому, о Котором свидетельствовал Отец с небесе: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17); и к Нему дерзнул с козньми своими приближитися. Видишь и смирение Господне: манием единым могл его отогнати, но однакож попустил. Нас ради тако смирил Себе Господь наш. Рассуждай сие.-
2) Господь наш по крещении искушался сатаною. Отсюду видим, что всякому, отрожденному водою и Духом, следует искушение от диавола. Аще бо главу Христа Господа искушал, како оставит без искушения уды Его – христианы?-
3) Видишь, что искушающийся и борющийся с диаволом находится в милости и благодати Божией. Разбойник на голого не нападает: тако и сей враг не касается того, кого видит нища; но нападает на того, кого видит в благополучии духовном, и завидит Ему. Тако напал на Адама в раи, видя Его в благополучии; напал на Иова, и хотел обнажити его.-
4) В пустыне и на уединении живущим как большее тщание о благочестии, так большее и искушение бывает от искусителя; и чим кто более тщится Богу угождать, тем более искушения тому искуситель наносит. Довольно о сем нас уверяет церковная история; но и сами на себе узнают, которые противу сего врага подвизаются, и пекутся о своем спасении.-
5) Искушение от диавола попущением Божиим бывает на добрый конец. Первое: да тако смирится человек искушающийся. Второе: да познается вера наша. Искушение подобно огню, который золото, сребро и медь показует, и от прочиих металлов отличает: в искушении показуется, кто золото, кто серебро, и кто олово, кто сено и дрова. Золото и серебро цело остается в огне, и чистейшее делается; железо ржавчину отлагает, и цело остается; олово скоро растопляется; сено и дрова совсем сгорают. Тако в искушении познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его, и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно; искушением убо познаются истинные и верные раби Божии и лицемеры; искушение все явно творит.-
Третие: да познается любовь, кого мы более любим, себе ли и мир, или Бога; кому угождаем, себе ли и миру, или Богу; чию волю более почитаем, свою ли, или Божию, и проч.: все сие открывает искушение.-
Четвертое: да познаем врагов наших, и научимся противу их подвизаться. Брань бо научает воина подвигу и крепчайшим делает: без брани воин ослабевает и портится.-
Пятое: да познаем немощь нашу, опасность, и познавше к Богу с молитвою прибегаем. Как малое отроча к матери бежит, и у ней ищет защищения, видя беду свою: тако верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем.-
Шестое: да искуситель посрамится, а претерпевший искушение венец приимет от Подвигоположника: блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1:2). Не знает искуситель, что искушению его последует: он искушает на зло, но искушение его претерпевающему обращается на добро, и тако посрамляется, и как бы своею стрелою уязвляется.-
6) Видим, что он различные искушения нам наносит: иногда единым не удается ему искусить, то другое и третие, и более покушается нанести.
7) Паки видим, что хотя на время и отступает от нас, однакож всегда надобно его ожидать. Ради его всегда нам должно быть осторожными. Рассуждай сие, и берегись, и о мне недостойном поминай.
Спасайся.