Search

Письмо семьдесят девятое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Что-де крещению Господню воспоследовало? спрашиваешь.-

Ответ: читаем во Евангелии, что Он тотчас возведен был духом в пустыню, и тамо искушался сатаною. И абие дух изведе Его в пустыню, и бе ту в пустыни дней четыредесят, искушаем сатаною (Мк. 1:12-13). Примечай зде, возлюбленне:

1) Ради нас пришедший в мир Сын Божий Господь наш все ради нас творил. Попустил духу лукавому и злому приступить и искушать Себе так, что не токмо слышал от него: аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут,- но и взявши Его во святой град и поставивши Его на криле церковном, сказал Ему: аще Сын еси Божий, верзися низу,- и на гору высокую зело возведши и показавши Ему вся царствия мира, и славу их, сказал Ему: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишися ми (Мф. 4:9). Видишь бесстудство и злость пронырливого духа. Приступил к Тому, о Котором свидетельствовал Отец с небесе: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф. 3:17); и к Нему дерзнул с козньми своими приближитися. Видишь и смирение Господне: манием единым могл его отогнати, но однакож попустил. Нас ради тако смирил Себе Господь наш. Рассуждай сие.-

2) Господь наш по крещении искушался сатаною. Отсюду видим, что всякому, отрожденному водою и Духом, следует искушение от диавола. Аще бо главу Христа Господа искушал, како оставит без искушения уды Его – христианы?-

3) Видишь, что искушающийся и борющийся с диаволом находится в милости и благодати Божией. Разбойник на голого не нападает: тако и сей враг не касается того, кого видит нища; но нападает на того, кого видит в благополучии духовном, и завидит Ему. Тако напал на Адама в раи, видя Его в благополучии; напал на Иова, и хотел обнажити его.-

4) В пустыне и на уединении живущим как большее тщание о благочестии, так большее и искушение бывает от искусителя; и чим кто более тщится Богу угождать, тем более искушения тому искуситель наносит. Довольно о сем нас уверяет церковная история; но и сами на себе узнают, которые противу сего врага подвизаются, и пекутся о своем спасении.-

5) Искушение от диавола попущением Божиим бывает на добрый конец. Первое: да тако смирится человек искушающийся. Второе: да познается вера наша. Искушение подобно огню, который золото, сребро и медь показует, и от прочиих металлов отличает: в искушении показуется, кто золото, кто серебро, и кто олово, кто сено и дрова. Золото и серебро цело остается в огне, и чистейшее делается; железо ржавчину отлагает, и цело остается; олово скоро растопляется; сено и дрова совсем сгорают. Тако в искушении познается, кто истинно отстал от сатаны и злых дел его, и прилепился Богу, кто истинно работает Богу и кто лицемерно; искушением убо познаются истинные и верные раби Божии и лицемеры; искушение все явно творит.-

Третие: да познается любовь, кого мы более любим, себе ли и мир, или Бога; кому угождаем, себе ли и миру, или Богу; чию волю более почитаем, свою ли, или Божию, и проч.: все сие открывает искушение.-

Четвертое: да познаем врагов наших, и научимся противу их подвизаться. Брань бо научает воина подвигу и крепчайшим делает: без брани воин ослабевает и портится.-

Пятое: да познаем немощь нашу, опасность, и познавше к Богу с молитвою прибегаем. Как малое отроча к матери бежит, и у ней ищет защищения, видя беду свою: тако верная душа к Богу простирает руки в бедствии своем.-

Шестое: да искуситель посрамится, а претерпевший искушение венец приимет от Подвигоположника: блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1:2). Не знает искуситель, что искушению его последует: он искушает на зло, но искушение его претерпевающему обращается на добро, и тако посрамляется, и как бы своею стрелою уязвляется.-

6) Видим, что он различные искушения нам наносит: иногда единым не удается ему искусить, то другое и третие, и более покушается нанести.

7) Паки видим, что хотя на время и отступает от нас, однакож всегда надобно его ожидать. Ради его всегда нам должно быть осторожными. Рассуждай сие, и берегись, и о мне недостойном поминай.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Против иудеев. Слово пятое

Нашею целью было доказать, что делаемое теперь иудеями есть беззаконие и нечестие, брань и война людей против Бога: это и доказано, при помощи Божией, со всею точностью.

Слово в неделю двадесять четвертую

св. Филарет Московский И рече Иисус: кто есть коснувыйся Мне? Лк. 8:45. Евангелие повествует, что некогда Иисус Христос, идя посреди множества народа, получил некое прикосновение, которое заставило его спросить, кто

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.