св. Тихон Задонский. Письма келейные
Послышим уже, возлюбленне, что о Царе небесном ангел Его, плотию обложенный, свидетельствовал. Святой Иоанн евангелист глаголет: во утрии же виде Иоанн Иисуса грядуща к себе, и глагола: ее Агнец Божий, вземляй грехи мира, и проч. (Ин. 1:29). Видиши:
1) нарицает Его не Судиею, судящим миру, хотя и есть Судия, но Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира; то есть, свидетельствует людям, что Он пришел в мир не судити грешники за грехи, но взяти их грехи; как и Сам о Себе сказал Сын Божий: не посла Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3:17). Сему согласно и апостол Его написал: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1 Тим. 1:15). Отсюду почерпнем утешение себе, грешники, что Царь небесный пришел к нам на землю, как Агнец взяти грехи наши, а не как Судия, судити нас за грехи. Благодарим Ему о сем человеколюбии Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивы: да молчим пред хулящими нас и обиждающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на рамена Своя, как Пастырь, и принесет ко Отцу Своему.-
2) Видим, что един Он вземлет грехи всего мира, но вземлет тех, которые каются истинно, и престают грехи ко грехом прилагать, и к Нему с верою прибегают, и просят отпущения грехов,- тем Он отпущает грехи. Покаемся убо и мы, престанем грехи собирать, и теми, как долгами, себе обременять, и приступим к Агнцу Сему, да и наше бремя возьмет, и облегчит нас, да свободившеся от того, удобно благодатию Его внидем в отечество небесное.-
3) Надобно нам и оное Предтечи слово помнить, которое о Христе сказал: Ему же лопата в руку Его, и отребит гумно Свое; и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем неугасающим (Лк. 3:17). И паки: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. 3:10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взяти грехи: но во втором приидет, как Судия, судити за грехи непокаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатою пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небесное царствие соберет, и проч. (Мф. 25:34), грешных же, как плевелы негодные, сожжет огнем неугасающим и проч. (Мф. 25:41; 13:42).-
4) Напишем убо и углубим в памяти нашей, возлюбленный брате, что Иисус ныне ко грешникам, обращающимся к Нему, и кающимся с сокрушенною мыслию, и просящим у Него прощения, есть как Агнец незлобивый, отъемлющий грехи их,- но тогда, то есть в день суда, будет как Судия, воздающий всем по делам их. Ныне, как Агнец Божий, заглаждает кровию Своею грехи кающимся: но тогда Тойжде будет как Судия и мститель грешникам непокаявшимся.
Спасайся.