св. Тихон Задонский. Письма келейные
От чего-де грех узнается? вопрошаешь.-
Ответ: от закона и рассмотрения совести. Закон глаголет: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не злослови, не оклеветай, не гневайся, и проч. Но когда человек сия слышит, или читает, то в совесть смотрит, и рассуждает, и рассматривает, не делал ли, или не делает ли того, что закон запрещает,- и так узнает грех. Совесть бо согласна закону Божию; что обличает закон, тое и совесть, и когда совесть в чем не обличает человека, то и закон его в том не обличает. Поставь убо совесть твою противу закона, как ставишь лице противу зеркала, и так рассуждай закон, и совесть рассматривай; например, закон говорит: не обижай ближнего: видишь, что закон тебе повелевает. На сие запрещение смотря, посмотри в совесть твою, не делал ли, или не делаешь ли ты того, что запрещает закон; и когда видишь тое в совести, то и узнаешь, что ты согрешил противу Божия закона. Тако от закона и рассмотрения совести узнаешь грех; тако и о прочиих грехах разумей. Совесть бо солгать не может: тое свидетельствует, что в ней есть. Нарушенный закон и от грешника слышанный, или чтомый, ударяет в совесть согрешившего; а совесть, закона преступлением раздраженная, обличает человека за грех, и так закон и совесть в познание греха приводит согрешившего. В совести бо всякий грех записывается, как в книге, и хотя бы сокрыть хотел человек грех, от совести сокрыти не может. Прочитай убо заповеди Божия, и смотри в совесть, и увидишь, в чем ты согрешил, и тако в познание грехов будешь приходить; а от познания грехов последует покаяние, а оттуду последует страх суда, ибо закон нарушенный грешнику гнев Божий возвещает,- последует стыд, что сам себе стыдиться будет в том, что он, земля и пепел, Бога, Царя и Господа не слушал; последует печаль и болезнь сердца, что Создателя своего и Благодетеля, Которого паче всего должен почитать, непослушанием и своевольством не почитал. Все сие от рассуждения закона разоренного и грехом раздраженной совести и рассмотрения, последует. Аще бо, согрешивше противу земного царя, и узнавше грех, боимся суда его, и стыдимся и печалимся, что так худо сделали, и величество его оскорбили: кольми паче последует тое, когда узнаем грех наш, противу Царя небесного соделанный. Всякий бо царь земной, хотя и высок и велик честию есть, однакож пред Богом как ничто, ибо такой же человек, как и мы. Всякий же грех бывает противу Бога, яко тем закон Его святой нарушается; бывает же или беспосредственно, или посредственно. Беспосредственно, когда противу Его Самого грешим, то есть, или не верим Ему, или имене Его не почитаем, и проч. Посредственно, когда противу ближнего грешим, или словом, или делом: Бог бо и сие запретил. Видишь убо, от чего грех познавается. Познаем убо грехи наши. Се бо есть начало покаяния.
Спасайся.