св. Тихон Задонский. Письма келейные
Просишь ты сего слова – покайтеся – изъяснения. Я тебе некогда по силе моей писал о том, однакож еще ныне о том же вкратце повторяю.-
Знаешь, что люди говорят, когда узнают, что худо что-нибудь сделали или сказали? ведь они так говорят, узнавше погрешность свою: ах, как я худо тое и тое сделал, или худо тое и тое сказал!.. Видишь, что они жалеют о содеянном зле, или сказанном худом слове; а когда жалеют, то впредь и берегутся того делать, или говорить. Тоежде и в христианском покаянии примечается. Истинно кающиися, узнавше грех, жалеют, что его творили, и берегутся его вперед так, как кто, принявши от чего язву или вред какий, уже впредь бережется того. Ибо и согрешающии христиане язву приемлют не на теле, но на души: но кто истинно сию язву узнает, тот уже уязвляется печалию, и жалеет, что тую язву принял, и впредь от того бережется, от чего уязвился на души; и сей такожде себе осуждает и укоряет: напрасно-де тое и тое делал я. Грех бо, узнанный в совести, делает в человеке страх, стыд, печаль и болезнь, что его впредь и не допущает до греха. Видишь, что покаяние делает. Человек познает грех; познанному греху последует: страх суда Божия, стыд, что бесстыдно пред Богом поступал, и закон Его святый нарушал,- печаль и болезнь, что благого Бога, Которого должен был любить и бояться, прогневлял бесстрашием. Тако человек, узнавши грех, узнает и язву на души, а узнавши язву, печалию уязвляется за грех, и тако язвою печали исцеляется от язвы греховной. Берегись убо греха, как змия, да не уязвит тебе. Лучше на теле, нежели на души язву принять.
Спасайся.