Письмо семнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

По желанию твоему ответствую, и знаки истинного покаяния описываю, которые примечаются из святого Писания и церковной истории, и на нынешних людях, истинно кающихся, и в книгах святых отец и церковных учителей изъясняются. Ты примечай и рассуждай себе, имеются ли они в сердце своем. Без истинного бо покаяния Евангелие и Христос, во Евангелии проповедуемый, ничего нам не пользует. Пластырь к ране прилагается, и лекарь к больному, признающему немощь свою, приходит: так и утешение евангельское сердцу сокрушенному подается.

1) Переменение сердца в лучшее, и исправление жития греховного. Кающийся бо истинно как от прежних отстает грехов, и мерзеет и гнушается ими, так и других бережется.

2) Плоть распинает со страстьми и похотьми, то есть, славу, честь, угодие мира сего за ничто имеет; страсти своя, гнев, злопомнение, похоть, ненависть, зависть, сребролюбие, и прочая, усмиряет и укрочает.-

3) Пищи, пития, одежды, и прочиих вещей посредственных, ради нужды, а не ради угодия похотного употребляет, то есть, только одежды требует ради прикрытия и согретия, а не красной одежды; пищи и пития ради подкрепления немощи плотской, а не ради услаждения употребляет. В дому ему равно жить, как в богатом, так и в убогом, только чтобы покой был.-

4) Поминая прежнее свое беззаконное житие, ужасается Божия суда, яко тем не иное что заслужил, как осуждение и ад, и усердно молится и падает пред Богом милосердым, дабы помиловал его, но приводя на память примеры согрешивших, и покаянием получивших милость у Господа, и сам тояжде надеется милости Божия, и так надеждою милости утешается. И сей страха и ужаса удар бывает человеку в самом начале покаяния его, так что и к отчаянию его преклоняет. Чего ради таковому грешнику кающемуся нужно прочитывать и памятовать утешительные Писания места, и примеры покаявшихся грешников, и милость получивших, дабы не впал в пагубу всеконечного отчаяния.-

5) Рассуждая величество Божие и свою подлость, яко Бога, Создателя, Искупителя и высочайшего Благодетеля своего, Которого должен любить и почитать, раздражал и прогневлял, и Которого ангели и вси святии со страхом поют и хвалят, он, земля и пепел, не боялся Его, и от Которого бытие свое, душу и тело и весь состав свой имеет, и что живет, и движется и есть, от Него имеет, и что питается, напаяется, одевается и прочиими благими снабдевается, Божие есть,- такого Благодетеля не любил, но всегда оскорблял, и к Нему неблагодарен был, и Его величеству не отдавал достойного почтения, какового Создатель от создания требует,- сия, глаголю, и прочая рассуждая, окаявает себе, гневается сам на себе, укоряет самого себе, печалится и сокрушается сердцем, а часто и плачется и рыдает; и желает, чтобы того не было, что грешил, но уже что было, того не возвратить. И сия печаль от любви происходит, и есть истинная, христианская печаль,-печалиться не ради пагубы своей, но ради того, что Бога, Создателя и Искупителя своего прогневал. Таковую печаль имеющий будет печалитися, хотя бы и муки и царствия небесного не было. Ему вместо муки то едино есть, что он Бога, Который есть едина благость, любовь, правда, святость, милосердие и бесконечное добро, оскорбил и прогневал. Сия печаль есть жертва, Богу благоприятная. Тако печалился Петр апостол, от страха отрекшися любимого Иисуса Христа, и изшед вон, плакася горько (Мф. 26:75). И сия печаль вселяется в сердце кающееся от размышления Божиих благодеяний, от грешника презренных, и не скоро по обращении, но по немалом времени,- каковую всем христианам должно имети.-

6) Истинно кающийся сам себе уничижает как пред Богом, так и пред человеками, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи: душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное темижде грехами; и вменяет себе как град или дом опустошенный и разграбленный от разбойников, или как путника, впадшего в разбойники, которые, совлекше его, и язвы возложше, отъидоша, оставивше еле жива суща (Лк. 10:30). Чего ради признает от сердца свое недостоинство, и, подражая блудному сыну, исповедается пред небесным Отцем, глаголя: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих (4Лк. 15:18-19). И утешается милостию благоутробного небесного Отца, всем кающимся, и ему, яко единому от всех, отверстою.-

7) Рассуждая свое недостоинство, признает себе недостойным пищи, пития, одежды, света, и прочиих благих, от Бога человекам поданных, яко благих Источника и Подателя прогневлял и раздражал, и к Которому должен быть благодарен за благодеяния, Тому неблагодарен был, и тако себе недостойным сотворил; но паче достойным себе судит быть всякого наказания, не токмо временного, но и вечного, яко вечного и бесконечного Бога раздражал; однакож утешается Божиею благодатию, во Христе Иисусе обещанною. Сие истинное есть смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. Смиренным бо Бог дает благодать (Иак. 4:6). И сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).-

8) Прешедшее время, яко во грехах и беззакониях прожитое, оплакивает, и желал бы возвратить тое, но уже что прошло, того не возвратить.-

9) Обиду всякую, нанесенную себе, оставляет, и, видя ближнего согрешающего, не осуждает, но соболезнует ему, поминая, что и сам в такомжде бедствии был.-

10) Ум и сердце свое от времени и мирских вещей отвращает, и обращает к вечности и блаженной, и неблагополучной; и усердно тщится и молится, дабы блаженную получить, а от неблагополучной избавитися, и проч. Сии суть знаки истинного покаяния, которого, как себе, так и тебе усердно желаю.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Слово на Вознесение Господне

Се грядет со облаки, и узрит Его всяко око (Откр. 1:7). Блажен, кто может от всего сердца сказать: Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь.

Светски савет цркава

Светски савет цркава је највећа организација која тежи остварењу једне од глобалистичких утопија XX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.