Search

Письмо семнадцатое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

По желанию твоему ответствую, и знаки истинного покаяния описываю, которые примечаются из святого Писания и церковной истории, и на нынешних людях, истинно кающихся, и в книгах святых отец и церковных учителей изъясняются. Ты примечай и рассуждай себе, имеются ли они в сердце своем. Без истинного бо покаяния Евангелие и Христос, во Евангелии проповедуемый, ничего нам не пользует. Пластырь к ране прилагается, и лекарь к больному, признающему немощь свою, приходит: так и утешение евангельское сердцу сокрушенному подается.

1) Переменение сердца в лучшее, и исправление жития греховного. Кающийся бо истинно как от прежних отстает грехов, и мерзеет и гнушается ими, так и других бережется.

2) Плоть распинает со страстьми и похотьми, то есть, славу, честь, угодие мира сего за ничто имеет; страсти своя, гнев, злопомнение, похоть, ненависть, зависть, сребролюбие, и прочая, усмиряет и укрочает.-

3) Пищи, пития, одежды, и прочиих вещей посредственных, ради нужды, а не ради угодия похотного употребляет, то есть, только одежды требует ради прикрытия и согретия, а не красной одежды; пищи и пития ради подкрепления немощи плотской, а не ради услаждения употребляет. В дому ему равно жить, как в богатом, так и в убогом, только чтобы покой был.-

4) Поминая прежнее свое беззаконное житие, ужасается Божия суда, яко тем не иное что заслужил, как осуждение и ад, и усердно молится и падает пред Богом милосердым, дабы помиловал его, но приводя на память примеры согрешивших, и покаянием получивших милость у Господа, и сам тояжде надеется милости Божия, и так надеждою милости утешается. И сей страха и ужаса удар бывает человеку в самом начале покаяния его, так что и к отчаянию его преклоняет. Чего ради таковому грешнику кающемуся нужно прочитывать и памятовать утешительные Писания места, и примеры покаявшихся грешников, и милость получивших, дабы не впал в пагубу всеконечного отчаяния.-

5) Рассуждая величество Божие и свою подлость, яко Бога, Создателя, Искупителя и высочайшего Благодетеля своего, Которого должен любить и почитать, раздражал и прогневлял, и Которого ангели и вси святии со страхом поют и хвалят, он, земля и пепел, не боялся Его, и от Которого бытие свое, душу и тело и весь состав свой имеет, и что живет, и движется и есть, от Него имеет, и что питается, напаяется, одевается и прочиими благими снабдевается, Божие есть,- такого Благодетеля не любил, но всегда оскорблял, и к Нему неблагодарен был, и Его величеству не отдавал достойного почтения, какового Создатель от создания требует,- сия, глаголю, и прочая рассуждая, окаявает себе, гневается сам на себе, укоряет самого себе, печалится и сокрушается сердцем, а часто и плачется и рыдает; и желает, чтобы того не было, что грешил, но уже что было, того не возвратить. И сия печаль от любви происходит, и есть истинная, христианская печаль,-печалиться не ради пагубы своей, но ради того, что Бога, Создателя и Искупителя своего прогневал. Таковую печаль имеющий будет печалитися, хотя бы и муки и царствия небесного не было. Ему вместо муки то едино есть, что он Бога, Который есть едина благость, любовь, правда, святость, милосердие и бесконечное добро, оскорбил и прогневал. Сия печаль есть жертва, Богу благоприятная. Тако печалился Петр апостол, от страха отрекшися любимого Иисуса Христа, и изшед вон, плакася горько (Мф. 26:75). И сия печаль вселяется в сердце кающееся от размышления Божиих благодеяний, от грешника презренных, и не скоро по обращении, но по немалом времени,- каковую всем христианам должно имети.-

6) Истинно кающийся сам себе уничижает как пред Богом, так и пред человеками, рассуждая, что в себе ничего не находит, кроме грехов, растления и немощи: душу имеет, но помраченную грехами, и тело, но растленное темижде грехами; и вменяет себе как град или дом опустошенный и разграбленный от разбойников, или как путника, впадшего в разбойники, которые, совлекше его, и язвы возложше, отъидоша, оставивше еле жива суща (Лк. 10:30). Чего ради признает от сердца свое недостоинство, и, подражая блудному сыну, исповедается пред небесным Отцем, глаголя: Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих (4Лк. 15:18-19). И утешается милостию благоутробного небесного Отца, всем кающимся, и ему, яко единому от всех, отверстою.-

7) Рассуждая свое недостоинство, признает себе недостойным пищи, пития, одежды, света, и прочиих благих, от Бога человекам поданных, яко благих Источника и Подателя прогневлял и раздражал, и к Которому должен быть благодарен за благодеяния, Тому неблагодарен был, и тако себе недостойным сотворил; но паче достойным себе судит быть всякого наказания, не токмо временного, но и вечного, яко вечного и бесконечного Бога раздражал; однакож утешается Божиею благодатию, во Христе Иисусе обещанною. Сие истинное есть смирение, которое Божию благодать к себе привлекает. Смиренным бо Бог дает благодать (Иак. 4:6). И сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).-

8) Прешедшее время, яко во грехах и беззакониях прожитое, оплакивает, и желал бы возвратить тое, но уже что прошло, того не возвратить.-

9) Обиду всякую, нанесенную себе, оставляет, и, видя ближнего согрешающего, не осуждает, но соболезнует ему, поминая, что и сам в такомжде бедствии был.-

10) Ум и сердце свое от времени и мирских вещей отвращает, и обращает к вечности и блаженной, и неблагополучной; и усердно тщится и молится, дабы блаженную получить, а от неблагополучной избавитися, и проч. Сии суть знаки истинного покаяния, которого, как себе, так и тебе усердно желаю.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Тьма во тьме

С.Л. Франк. Свет во тьме. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2011. С. 832

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.