Письмо шестьдесят осьмое

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Просишь, чтобы предложил тебе еще о Спасителе нашем. Хорошо: и мне тое полезно, и тебе сообщаю о том.-

Читаем в Евангелии, что, когда Сын Божий был двунадесяти лет, и когда по обычаю Матерь Его святая с Ним и со Иосифом пришла во Иерусалим на праздник Пасхи, и, скончавши дни, возвратилася ити в дом свой, и на пути усмотревши, что возлюбленного Сына Ее не имеется с ними, поискавше Его между сродников и знаемых, и не обретше, возвратлася во Иерусалим взыскати Его. Где же Его сыскали? слыши, глаголет евангелист: и бысть по триех днех, обретоста Его в церкви, седящего посреде учителей, и послушающего их, и вопрошающего их. Ужасахуся же вси послушающии Его, о разуме и о ответех Его (Лк. 2:46-47).-

Примечай зде, брате:

1) Где Спаситель наш Господь обретен от святой Матери Своей? не на торжище, ни на ином подобном месте, но в церкви, где закон Божий толковался; тамо Его сыскала, сидящего посреде учителей, и послушающего их, и вопрошающего их. Тако и ныне в тех сердцах Он обретается, которые в законе Господни день и нощь поучаются. В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвещает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Свои, и во удивление приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, запаляет любовь, и научает смирения и кротости. А удаляется от тех, которые суету, ложь и беззакония замышляют, и в тех поучаются. Рассуждай сие, и поучайся в законе Господни. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля ею, и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1:1-2).-

2) Премудрость и разум и ответы Его, отроческому веку необычные, показывали, что Он есть Ипостасное Слово Божие, Отчая премудрость и сила, во плоти явившаяся, и между человеками живущая. Ужасахуся бо вси послушающии Его, о разуме и о ответех Его.-

3) Сын Божий, Ипостасная Божия премудрость, не гнушался слушать человеков – законоучителей, кольми паче нам, хотя мнимся быти мудрыми, слушать должно всякого, и подлого и простого и неученого, когда полезное что говорит; не смотреть на лице, но на слово, и не того, кто говорит, но тое, что говорит, рассуждать. Часто бо простой и алфавита незнающий лучше скажет, нежели мудрец. Рассуждай сие.-

4) Христос Сын Божий, в церкви Отрок обретенный, и сидящий посреде учителей, научает нас Своим примером, что от юности должно нам учиться закону Божию, и в церковь Божию ходить на молитву и слышание Божия слова. Блажен тот, кто лета юности своей в том провождает. Как семя, посеянное в свежей земли, лучше растет, нежели на другой; так семя слова Божия лучше и удобнее прозябает в юном сердце, нежели застарелом и мирскою любовию упоенном. Удобнейшее бо к приятию слова Божия юное сердце, яко свежее, и суетами еще мирскими не наполненное, нежели окалявшееся теми суетами. В праздный сосуд все удобно вливаем, а наполненный сосуд надобно прежде испразднить, и потом, что потребно, вливать. Сего ради детей своих прежде всего научай закону Божию и прочему христианскому благочестию; не последуй тем родителям, которые детей малых иностранных языков, красноречия и танцев научить тщатся, а закон Божий оставляют. Ни малейшей христианства искры не имеют таковые родители, и детей своих в тойжде ров влекут, яко слепии. Они детей своих на временную жизнь рождают, но своим нерадением и примером вечную жизнь отнимают у них. Тщись убо на юном сердце сеять доброе семя, да в совершенном возрасте принесет добрый плод. От доброго бо семени доброго и плода ожидаем, как от злого злой плод рождается.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.