св. Тихон Задонский. Письма келейные
Просишь ты, чтобы я тебе предложил во первых: что учинилося при плотском рождении Сына Божия. Я тебе из Евангелия Его святого о том предлагаю, яко и все житие и дела Его преславные оно нам повествует. Слыши убо:
1) Родился Христос Бог наш в вертепе и во яслех положен от Пресвятой Матери Своей; и глаголет Писание: зане не бе им места во обители (Лк. 2:7). Примечай зде, любезне: не было места во обители Тому, Которого есть вселенная и исполнение ее; и в вертепе родился, и в яслех возлег, Которого престол небо и земля подножие. В самом рождении показует чудный Младенец, что от мира сего несть, и странен и пришлец в мире сем, и нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8:9). От сего учимся мы богатство и славу мира сего презирать, и как странники и пришельцы в мире сем быть, и не иметь зде пребывающего града, но грядущего искать (Евр. 13:14): не строить себе богатых домов, но довольствоваться такими, какие могут нас упокоить, и от воздушной бури и дождя защитить. Видим, где родился и возлег Царь небесный: вертеп вместо дома, и ясли скотские вместо одра были Ему. Да постыдится гордость человеческая, видя Царя небесного в таком смирении и нищете.-
2) Только что родился чудный сей Младенец, воспели хвалу и славу Божию ангели Божии: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2:14); воспели благость Божию, яко помиловал нас, и нашему сорадовался спасению, яко родися нам Спас, иже есть Христос Господь во граде Давидове (Лк. 2:11). От сего учимся мы радоватися не о злате, сребре, чести, славе, и о прочем сокровище мира сего, о чем сыны века сего радуются, но радоватися о Бозе, Спасе нашем, якоже Пресвятая Матерь Божия о Себе сказала: возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1:47),- и в радости духа благодарити и пети Бога нашего за великое сие Его дело и прочая благодеяния, да будет согласная музыка между земною и небесною, воинствующею и торжествующею церковию. Тако будет и от небесных и от земных жителей Бог славитися.-
3) Явилася чудная звезда на востоке, которая тамо подвигла волхвов, и привела во Иерусалим, и оттуду в Вифлеем, где Христос Господь родился, и ставши вверху над тем местом, где был рожденный Младенец, показала им Того, Которому они, падше со смирением и благоговением, поклонилися, и дары свои – злато, ливан и смирну – поднесли. Смотри величество Младенца рожденного: никто не родится царем, но о сем Младенце вопрошали волхвы, пришедше во Иерусалим: где есть рождейся царь Иудейский? (Мф. 2:3). И хотя в убогом месте и нищете увидели Его, однакож, как великого царя, благоговейным поклонением и дарами, царской чести достойными, почтили. Поклонимся и мы Ему, последуя оным благочестивым мужам, поклонимся не в пеленах лежащему, но одесную Бога, во славе Отчей царствующему, и принесем дары: веру, смирение, любовь и благодарение, каковых даров Он от нас требует, яко Царь и Господь наш.-
4) Потом, в осмый день по рождении Своем, был обрезан, по закону Моисееву. Иудеом бо повелено было от Бога обрезовать младенцев в осмый день по рождении. Сей закон исполняя, Христос в осмый день обрезался; вместо чего нам установлено от Него святое крещение. Примечай, возлюбленне: закону неподлежащий Господь и закона Творец – закон исполнил, и обрезание претерпел безгрешный Младенец, да нас от клятвы законной искупит. Обрежем и мы сердца наша от негодных похотей и страстей, да тако закон Божий исполним.-
5) При сем наречено имя Ему Иисус, которое еще прежде рождения Его дано было Ему от ангела. Иисус имя еврейское, и значит Спасителя. Почему при наречении имене и сказано от ангела: Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1:21). Смотри зде: нареклся именем Той, Которого имя чудно, и Господь имя Ему (Пс. 67:5). Ради нас нареклся, тако человеколюбивый Бог и самым именем показует, что Он есть Спаситель наш, что Он пришел в мир грешники спасти. Сладко нам грешным имя сие – Иисус. Напишем имя сие на сердцах наших, и всегда тое с любовию да поминаем; и тем, яко щитом крепким, да ополчаемся противу врагов душ наших, и защищаем себе и прогоняем их от себе. Трепещет бо имене сего все их темное полчище. Узнали они, что то – Иисус. О, Иисусе, надеждо и хвало Израилева, помози нам и спаси нас! Буди имя сие благословенно во веки!-
6) Как сорок дней исполнилося по рождении, принесен Материю Своею святою во храм Господень, такожде по закону Господню, как о том написано во Евангелии; тут Его сретил, и на руки свои принял, благоговейно и радостно, святый и престарелый муж Симеон, которому обещано было от Бога не видети смерти, пока не увидит Христа Господня. Увидевши убо Его, узнал, что Сей есть Христос Господь, и на руки взявши, воскликнул к Нему с радостию: ныне отпущаеши раба Твоею, Владыко, по глаголу Твоему, с миром и проч. (Лк. 2:29). Примечай зде, возлюбленный брате, величество и власть Младенца Того. Видит, и на руках держит богодухновенный старец Младенца, но от Него, как от Господа своего, отпущения просит к оному животу, как церковь поет и в лице Христовом глаголет: не старец держит Мене, но Аз держу его. Той бо от Мене отпущения просит (Стих. на празд. Сретения Господня). Аще бо и Младенца видел, но познал Бога и Господа своего, во плоти явившегося и младенчествующего. О, блаженнии тии руки, которые Бога воплотившегося объяли и осязали! Какая тогда радость была в старчем сердце, когда Бога, вся держащего, на объятиях своих держал! Очистим и мы, возлюбленне, сердца наша от всякой скверны плоти и духа, да приимем в них Христа Господня, яко Они хощет приити и посетити нас, и толкает в двери: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною (Откр. 3:20). О, благости Иисуса, Который обходит, и ищет, и хощет в домы сердец наших внити! О, блаженное тое сердце, которое сего сладчайшего Гостя приняти удостоится! Тамо будет такая вечеря, каковой око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходит. Упокоим убо имы, о возлюбленне, сего сладкого и великого Гостя в домах наших, да и нам подаст Он покой в вечном Своем царствии; приимем Его зде, да и Он нас тамо приимет; потщимся принять дражайший сей залог вечного живота ныне, да с радостию и доброю надеждою отидем на оный век, когда Он от сего многобеднаго жития нас позовет.
Спасайся.