Письмо шестьдесят третие

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Просишь ты, чтобы я тебе предложил во первых: что учинилося при плотском рождении Сына Божия. Я тебе из Евангелия Его святого о том предлагаю, яко и все житие и дела Его преславные оно нам повествует. Слыши убо:

1) Родился Христос Бог наш в вертепе и во яслех положен от Пресвятой Матери Своей; и глаголет Писание: зане не бе им места во обители (Лк. 2:7). Примечай зде, любезне: не было места во обители Тому, Которого есть вселенная и исполнение ее; и в вертепе родился, и в яслех возлег, Которого престол небо и земля подножие. В самом рождении показует чудный Младенец, что от мира сего несть, и странен и пришлец в мире сем, и нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8:9). От сего учимся мы богатство и славу мира сего презирать, и как странники и пришельцы в мире сем быть, и не иметь зде пребывающего града, но грядущего искать (Евр. 13:14): не строить себе богатых домов, но довольствоваться такими, какие могут нас упокоить, и от воздушной бури и дождя защитить. Видим, где родился и возлег Царь небесный: вертеп вместо дома, и ясли скотские вместо одра были Ему. Да постыдится гордость человеческая, видя Царя небесного в таком смирении и нищете.-

2) Только что родился чудный сей Младенец, воспели хвалу и славу Божию ангели Божии: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2:14); воспели благость Божию, яко помиловал нас, и нашему сорадовался спасению, яко родися нам Спас, иже есть Христос Господь во граде Давидове (Лк. 2:11). От сего учимся мы радоватися не о злате, сребре, чести, славе, и о прочем сокровище мира сего, о чем сыны века сего радуются, но радоватися о Бозе, Спасе нашем, якоже Пресвятая Матерь Божия о Себе сказала: возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1:47),- и в радости духа благодарити и пети Бога нашего за великое сие Его дело и прочая благодеяния, да будет согласная музыка между земною и небесною, воинствующею и торжествующею церковию. Тако будет и от небесных и от земных жителей Бог славитися.-

3) Явилася чудная звезда на востоке, которая тамо подвигла волхвов, и привела во Иерусалим, и оттуду в Вифлеем, где Христос Господь родился, и ставши вверху над тем местом, где был рожденный Младенец, показала им Того, Которому они, падше со смирением и благоговением, поклонилися, и дары свои – злато, ливан и смирну – поднесли. Смотри величество Младенца рожденного: никто не родится царем, но о сем Младенце вопрошали волхвы, пришедше во Иерусалим: где есть рождейся царь Иудейский? (Мф. 2:3). И хотя в убогом месте и нищете увидели Его, однакож, как великого царя, благоговейным поклонением и дарами, царской чести достойными, почтили. Поклонимся и мы Ему, последуя оным благочестивым мужам, поклонимся не в пеленах лежащему, но одесную Бога, во славе Отчей царствующему, и принесем дары: веру, смирение, любовь и благодарение, каковых даров Он от нас требует, яко Царь и Господь наш.-

4) Потом, в осмый день по рождении Своем, был обрезан, по закону Моисееву. Иудеом бо повелено было от Бога обрезовать младенцев в осмый день по рождении. Сей закон исполняя, Христос в осмый день обрезался; вместо чего нам установлено от Него святое крещение. Примечай, возлюбленне: закону неподлежащий Господь и закона Творец – закон исполнил, и обрезание претерпел безгрешный Младенец, да нас от клятвы законной искупит. Обрежем и мы сердца наша от негодных похотей и страстей, да тако закон Божий исполним.-

5) При сем наречено имя Ему Иисус, которое еще прежде рождения Его дано было Ему от ангела. Иисус имя еврейское, и значит Спасителя. Почему при наречении имене и сказано от ангела: Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1:21). Смотри зде: нареклся именем Той, Которого имя чудно, и Господь имя Ему (Пс. 67:5). Ради нас нареклся, тако человеколюбивый Бог и самым именем показует, что Он есть Спаситель наш, что Он пришел в мир грешники спасти. Сладко нам грешным имя сие – Иисус. Напишем имя сие на сердцах наших, и всегда тое с любовию да поминаем; и тем, яко щитом крепким, да ополчаемся противу врагов душ наших, и защищаем себе и прогоняем их от себе. Трепещет бо имене сего все их темное полчище. Узнали они, что то – Иисус. О, Иисусе, надеждо и хвало Израилева, помози нам и спаси нас! Буди имя сие благословенно во веки!-

6) Как сорок дней исполнилося по рождении, принесен Материю Своею святою во храм Господень, такожде по закону Господню, как о том написано во Евангелии; тут Его сретил, и на руки свои принял, благоговейно и радостно, святый и престарелый муж Симеон, которому обещано было от Бога не видети смерти, пока не увидит Христа Господня. Увидевши убо Его, узнал, что Сей есть Христос Господь, и на руки взявши, воскликнул к Нему с радостию: ныне отпущаеши раба Твоею, Владыко, по глаголу Твоему, с миром и проч. (Лк. 2:29). Примечай зде, возлюбленный брате, величество и власть Младенца Того. Видит, и на руках держит богодухновенный старец Младенца, но от Него, как от Господа своего, отпущения просит к оному животу, как церковь поет и в лице Христовом глаголет: не старец держит Мене, но Аз держу его. Той бо от Мене отпущения просит (Стих. на празд. Сретения Господня). Аще бо и Младенца видел, но познал Бога и Господа своего, во плоти явившегося и младенчествующего. О, блаженнии тии руки, которые Бога воплотившегося объяли и осязали! Какая тогда радость была в старчем сердце, когда Бога, вся держащего, на объятиях своих держал! Очистим и мы, возлюбленне, сердца наша от всякой скверны плоти и духа, да приимем в них Христа Господня, яко Они хощет приити и посетити нас, и толкает в двери: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною (Откр. 3:20). О, благости Иисуса, Который обходит, и ищет, и хощет в домы сердец наших внити! О, блаженное тое сердце, которое сего сладчайшего Гостя приняти удостоится! Тамо будет такая вечеря, каковой око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходит. Упокоим убо имы, о возлюбленне, сего сладкого и великого Гостя в домах наших, да и нам подаст Он покой в вечном Своем царствии; приимем Его зде, да и Он нас тамо приимет; потщимся принять дражайший сей залог вечного живота ныне, да с радостию и доброю надеждою отидем на оный век, когда Он от сего многобеднаго жития нас позовет.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Вера “катехумена”

30 мая 2013 г. Проректор СФИ (секта о. Георгия Кочеткова) Дмитрий Гасак на VII конференция секты «Традиция святоотеческой катехизации: основной этап». Он, в частности, заявил, что вера «катехумена», обращаемого в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.