Search

Письмо шестьдесят второе

св. Тихон Задонский. Письма келейные

Как-де, Бог невидимый, ни осязаемый, и потому Дух, явился на земли?-

Ответ: христиане должны тое знать, и тебе не должно было о том вопрошать: по всякий день в церкви тое проповедуется; однакож слыши вкратце о том, ради лучшего утверждения. Бог невидимый, хотячи явитися на земли, и с человеками пожити, и спасение нам устроити, благоволил воплотитися от Пресвятой и Пренепорочной Девы Марии, плоть одушевленную, подобострастную нам, принял благоволением небесного Отца и содействием Святаго Духа, и бысть человек, как я и ты, кроме греха; и бысть един, Сын Божий и Сын Девы Богородицы, Иисус Христос, не в двух лицах, но в двух естествах, неслитно познаваемый. Чего ради православно Его исповедуем совершенного Бога и совершенного человека: Он, как прежде воплощения Бог был, так по воплощении Бог пребывает, совершенный Бог и совершенный человек Иисус Христос, сугуб естеством, но един Ипостасию. Тако верует и исповедует Его святая церковь и поет: Царь небесный за человеколюбие на земли явися, и с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый, и из Нея прошедый с восприятием, един есть Сын, сугуб естеством, но не ипостасию. Тем-же совершенна того Бога и совершенна человека воистину проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего, и проч. (Стих. Богород. гл. 8 воскрес. на вечерни). Видим, како на земли явися Бог. В плоть нашу облеклся, и тако явился. Тако невидимый явился, тако неосязаемый осязался, тако неприступный херувимам и серафимам учинился приступен грешникам, тако безначальный начало привял, тако Ветхий деньми младенчествовал, тако содержай вси концы земли, матерними руками содержался и носился, тако, питаяй всякую плоть, матерним млеком питался, тако успевал летами и возрастом безлетный, вечный и совершенный, тако ходил по земли Бог, Царь небесный, и между человеками обращался, и человеками виден был, и человекам беседовал Сын Божий и Слово Отчее; тако Его видели апостоли Его, и осязали, и слышали от уст Его глаголы живота, и беседовали с Ним, и ходили с Ним, и в след Его, и проч., и нам проповедали. О блаженное чрево, носивше Бога воплощенного, и сосца, яже ссал! блаженныи руки, осязавшии Слово живота! блаженнии очи, видевшии невидимого Бога, во плоти явившегося! блаженнии уши, слышавшии Слово Божие ипостасное! блаженное тое время, в которое Бог явился на земли! блаженная тая земля, по которой Царь небесный ходил! блаженны те ризы, которыми одевался, одеяйся светом, яко ризою, Бог! Поклонимся, возлюбленне, воплотившемуся Богу. Поклонимся на месте, идеже стоясте нозе Его. Он нас ради, тебе ради и мене и всякого ради, тако явился на земли. Пришел Свет наш к нам просветити тьму нашу, пришел Бог наш к нам, и уподобился нам, пришел Господь наш к нам, и в рабием зраке восхотел послужити рабом Своим, пришел Царь небесный к подданным Своим на землю, не судити им, согрешившим, но взыскати и спасти погибших; пришел Создатель наш к нам, созданию Своему, возобновити и воссоздати растленное Свое создание, пришел Пастырь добрый взыскати заблуждшие Свои овцы. О, новое чудо! О, дивное дело Бога нашего! Бог Господь, и явися нам. Царствуяй во веки Господь сил прииде: да благоговеет от лица Его вся земля.- Уразумеем, брате, великого таинства сего силу. Ради нас Он пришел. Потщимся благоговейно срести Его и поклонитися Ему, и возлюбити явление Его, и сердце благодарное принести Ему вместо дара, и благоугодити Ему, да сподобимся благоугождати пред Ним во стране живых, и видети Его одесную Бога седяща во славе Отчей. Напишем, брате, великое сие дело на сердцах наших, и во дни и нощи в том да поучаемся. Нет бо ничего полезнее паче сего. Поминай Господа Иисуса, пришедшего спасти нас: и оттуду или утвердишися в благочестии, или возбудишися к благочестию. Сие бо есть корень и начало веры и благочестия.

Спасайся.

Помочь проекту

СБЕРБАНК
2202 2036 4595 0645
YOOMONEY
41001410883310

Поделиться

Мгновения святой тишины

Архиепископ Иоанн (Шаховской), Архиепископ Сергий (Королев), Митрополит Антоний Сурожский, Митрополит Анастасий (Грибановский). Мгновения святой тишины. М.: Издательство Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2011. С. 352

По разделам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.